Андрей Анатольевич Мановцев
Где были и что видели
Идея паломнического путешествия в Екатеринбург принадлежала отцу настоятелю. Он должен был отправиться туда по делам Учебного Комитета и решил, что будет очень правильно, тем более, в преддверие столетия разрушительного 1917 года, завершить пребывание в столице Урала встречей со своими прихожанами. Отозвалось более 30-ти человек. И все осуществилось! Изложу конспективно, что было.
Вечером в пятницу 25-го ноября (там уже ночью получилось) прилетели в Екатеринбург. Нас встретил молодой, бодрый и приветливый, отец Сергий (от епархии). Погрузились в автобус и поехали на Ганину Яму. Там нас поселили в паломническом центре. Интересные кровати там – оздоровительно-жесткие. Что хорошо – нормальный вай-фай, только надо подниматься на второй этаж, чтобы действовало.
Некоторые из наших паломников пошли на следующий день на раннюю литургию в храм преподобного Сергия (на территории монастыря 7 храмов), она начиналась в 6 утра. Многие пошли на позднюю литургию в храм Царственных Страстотерпцев, я в том числе. Мужской хор, отрадно-мирное пение. Храм небольшой, убранством скромный. Совершенно такой же, как и восемь лет назад, когда я был там. День памяти святителя Иоанна Златоуста. Чудная икона Царственных Страстотерпцев, «красная» – т.е фигуры Семьи на красном фоне («Оптинская», ибо исходно такой образ был написан в Козельске для Оптиной пустыни, еще до прославления), со множеством драгоценных подношений. Перед этой иконой, в ковчежце, крест. Прикладываются, не подозревая, к какой святыни прикладываются, да я и сам, честно говоря, подзабыл… – нам потом рассказал экскурсовод, я ниже напомню; так что мы прикладывались к кресту еще раз уже с особым благоговением.
Какой здесь хороший (не подмоченный) снежок! Легко и косо падает, не холодно. И так и было все выходные нехолодно. (А незадолго до нашего приезда – 30-градусный мороз!). И так здесь, на Ганиной Яме, хорошо! Так хорошо, что непонятно: чего больше, благодати или свежего воздуха? И того, и другого много.
Сказано: «В 11-30 у царского храма». Успеваем в лавку. Там много книг на царскую тему или о великой княгине Елизваете Федоровне. Перед 11-30 проходит слух, что наш батюшка сейчас будет здесь. И, действительно, он появляется у царского храма, чему все рады. Отправляемся в трапезную, перед которой табличка: «Только для братии». Кормят сытно и вкусно. Как всегда в монастыре, ощущается особый вкус – как сказать? – облагодатствованности, так, наверное. Одно замечание: и тут, и далее (а кормили нас – так кормили!) нам не дали ни кусочка мясного, стало быть, заговляться на мясо пришлось срочно перед полуночью в воскресенье, уже дома. Но я отвлекся.
Молодой экскурсовод назвался Андреем. Ему лет 30, он в пальто и при шарфе, поеживается – своим поеживанием почему-то напомнил он мне Андрея Миронова, только у этого Андрея поблагородней лицо, тонкий нос. Скажем прямо, свой текст он «шпарил», но небезразлично, а порою так даже весьма, что называется, пассионарно. Чувствовалась преданность молодого человека этому месту как святыне.
Монастырь занимает большую территорию. Мы узнали от Андрея, что первоначальная идея была – создать скит, небольшой. Но скит совсем не предполагает посещения паломников, и решили создавать монастырь.
Мы переходили от памятника к памятнику, посетили храм святых Царственных Страстотерпцев, храм святителя Николая, храм преподобного Серфима Саровского, храм Державной иконы Божией Матери. «Царский храм» (как его тут называют) располагается у бывшего места шахты, его алтарь – на месте большого кострища, где и сжигали тела страстотерпцев, чему есть памятный камень с выразительным изречением пророка Амоса – стоит иметь в виду, что прямо перед смертью Государыня с дочерью Татьяной читали книгу пророка Амоса (и, очевидно, всю прочли, она совсем не большая). Как я и ожидал, экскурсовод утверждал, что тела страстотерпцев опускали в шахту, а потом доставали. Но это лишь ложная версия Юровского, что внятно доказано, например, Юрием Григорьевым. Мы прошли кругом по чУдному гульбищу, построенному вокруг места шахты.
Посещение недавно созданного музея (где нас передали другому экскурсоводу) заняло совсем немного времени, полчаса. Конечно, Ганина Яма – такое место, где нужно не тоько побывать, но и пожить – чтобы прикоснуться к святыне не мельком. Но при нашей насыщенной программе можно было радоваться тому, что «галопом» ни разу не было, и до сердца – «доходило».
Отец Максим повторил и еще повторил, когда автобус отходит от паломнического центра, и традиционно импульс придал – мы поспешили. Оказалось, от монастыря можно пройти к паломническому центру не по шоссе, а наискососк, по проложенным мосткам, так совсем близко.
Никому не понравится, когда что-то навязывают. И вряд ли кто-нибудь из нашей группы обрадовался, узнав (об этом объявили еще в Москве), что по пути в Екатеринбург из Ганиной Ямы (от которой до города всего-то 25 км; так что делали крюк – это видно по карте) мы заедем в Верхнюю Пышму для посещения … музея военной техники! Но я думаю, никто не пожалел! Нашим экскурсоводом была здесь молодая живая, эмоциональная девушка, Маша. Она умудрилась провести нас за небольшое время (меньше часа) по всем трем этажам огромного музея, и рассказывала так интересно, что при прощании мы ей от души аплодировали!
Машу увлекают живые подробности, связанные с экспонатами. В частности, если у экспоната было прозвище, данное солдатами, Маша обязательно его приводила! Один раз наш Никита угадал: «Микки-Маус». Но надо отдать Маше должное: она по-настоящему знающий человек. Вот, например, как это сказывалось. В нашей группе старшим по возрасту был Игорь Константинович (которому прямо в субботу 26-го исполнилось 75 лет! а родился он в эвакуации… в Екатеринбурге). Так вот, Игорь Константинович всю жизнь работал на предприятиях, связанных с авиационной техникой, и во многом, что Маша упоминала, разбирался не понаслышке. И каждый раз, когда он (тихонько, скромно) вставлял уточнение или добавление, Маша подхватывала сказанное!
Один из экспонатов достоин особого упоминания, поскольку связан… с храмом мч. Татьяны при МГУ! Речь идет о самолете У-2 (модификация: По-2). Ни одному советскому самолёту не повезло так на прозвища, как этому. На разных фронтах он именовался по – разному: на севере – «куропаткой», в средней полосе – «огородником», на Украине – «кукурузником», потом «небесным тихоходом», если же уважительно, то – «старшиной фронта» и «королём воздуха». Сначала гитлеровцы презрительно называли самолет У-2 «кофейной мельницей», «швейной машиной», «руссфанер» и др. Но впоследствии за уничтожение такого самолета немцы вынуждены были назначить “железный крест” и 5 тысяч марок тому, кто его собьет. По-2 был самолетом легендарного 46-го женского авиаполка, прозванного немцами «Ночными ведьмами» (по другой версии, это прозвище было дано им французскими пилотами полка «Нормандия-Неман» как комплимент). Маша утверждала, что для девушек-летчиц, очень любившим свой самолет, главное было в простоте его управления. Самолётам У-2 и их пилотам посвящены фильмы и песни: фильм «Небесный тихоход»; фильм «В небе «Ночные ведьмы»; фильм «В бой идут одни «старики»; песня «Первым делом самолёты». В Мытищах самолёту поставлен памятник.
29 ноября 2009 г. потомки летчиц, прошедших Великую отечественную войну в составе 46-го женского авиационного полка, в который многие из них были призваны во время учебы в МГУ, пожертвовали храму св. мц. Татианы колокол, ставший самым большим колоколом на звоннице университетского храма.
А одна из наших прихожанок-паломниц, по профессии физик-теоретик, Людмила Малинина, была лично знакома с одной из летчиц (точнее – штурманом, см. ссылку), Ракобольской Ириной Вячеславовной, которая работала до последнего времени очень активно в НИИЯФЕ МГУ (институт ядерной физики), руководила кафедрой Космических лучей, а умерла (это поражает воображение) в сентябре 2016 г., в возрасте 97 лет.
И еще одна ссылка, относящаяся к Ракобольской (официальная и одновременно живая фотография и краткая биография).
Для Люды Малининой то еще было значимо в нашем посещении музея военной техники, что на заводе «Уралэлектромедь», перед которым расположена музейная площадка и на котором осуществляется ремонт и реставрация экспонатов (интересно, что сам он никогда не являлся машиностроительным предприятием), работала во время ссылки, в конце 1940-х годов, ее родная бабушка. Так Игорь Константинович встретился в этой поездке с самим собой новорожденным, а Люда Малинина – со своей молодой еще бабушкой.
Все же вместе мы встретились с неподдельным патриотизмом, причем – нельзя не заметить – неоскверненным (столь характерным для Москвы) реставрацией культа известной личности.
В Екатеринбург мы приехали, когда стемнело. Вышли из автобуса и сразу заметили высоко в темном небе ярко светящийся крест – на куполе собора св. благов. кн. Александра Невского. Это главный храм екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря.
Но мы лишь перекрестились и пошли в другую сторону, устраиваться в отель «Green Park», расположенный в двух шагах от монастыря.
Первое, что мы увидели, пройдя в самооткрывающиеся стеклянные двери, была надпись: «Семинар по астрологии» и стрелка, куда идти астрологам. Это не имело к нам отношения, мы столпились у ресепшн, для получения ключей от номеров. Поглазели тут на стойку с сувенирами из уральских камушков: многое небезвкусно и не дорого.
Условия в отеле – роскошные, расслабляющие. В подарок гостю – бутылка воды и шоколадка, а также новая зубная щетка и маленький тюбик с пастой. В помещении не тесно, избыток торшеров.
По приходе в храм, сразу вспомнилось, с какой интонацией отец Максим сказал: «Ну увидите». Роспись пластична, как иконы Дионисия. Взгляд Спасителя из-под купола – совсем не «софринский», позволю себе так выразиться. Удивительное ажурное паникадило, висящее на длинных изящных цепях. На паникадиле не электрические, настоящие свечи. Молодая высокого роста монахиня спокойно, планомерно зажигает некоторые из них – на вершинах многоугольника, зажигает с помощью некой лучины, прикрепленной к длинному шесту. И довольно скоро после этого, и так же планомерно – гасит: огонек сжимается управляемыми щипчиками на конце шеста. Всенощное бдение под воскресенье, народу довольно много
Пение – заслушаешься, несмотря на строгость, а, может, благодаря (никаких рулад). Располагающая строгость – это может быть только в православии.
После службы собрались вместе, и приветливая монахиня провела экскурсию по храму, рассказала о монастыре. Он был создан в начале XIX века стараниями женщины, муж которой (солдат) пропал без вести, и вот Татьяна-солдатка с подругой Агафьей отправились в столицу, где только и могло быть дано разрешение основать монастырь. Тут стало ясно, почему в Ново-Тихвинском монастыре особо почитают св. прав. Феодора Ушакова – оказывается, уральские просительницы (так сложилось) поселились в доме знаменитого флотоводца. А были они даже неграмотны… И Фёдор Фёдорович и оказал им всяческое содействие – и составлением прошения, и своими знакомствами, и средствами. В 1809 г. монастырь был основан, в начале 1920-х годов закрыт и разорен, в 1994 г. началось его возрождение.
Полностью собор Александра Невского возвращен монастырю довольно недавно, и всего лишь три года назад Святейший Патриарх Кирилл освятил восстановленный благолепный храм. Какие-то святыни, например, один из мощевиков, сохраненные в лихолетие, вернулись в монастырь и находятся в соборе. Другие храмы монастыря еще восстанавливаются. Монастырь тесно связан с памятью Царственных Страстотерпцев: монахини носили им отсюда в дом Ипатьева свежую еду. Ее разворовывала охрана, но частично она доходила и до узников, о чем есть благодарные записи в дневниках Царя и Царицы.
Привели нас затем в трапезную, где не только накормили, но и одарили – каждый из нас получил трехтомник, посвященный новомученикам Екатеринбурским.
Крепко усвоив от отца Максима, что автобус отправляется в Храм-на-Крови ровно в восемь утра, отправились мы в свою «обитель» совсем не монастырскую. Было еще не поздно, и в отеле безотказно работал вай-фай.
Можно подумать, что название это народное (так же, как «Спас-на-Крови» в Санкт-Петербурге), но вот полное официальное название храма: «Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Росси́йской просия́вших». Верхний храм освящен в честь Всех святых земли Российской, придел нижнего храма на месте расстрельной комнаты освящен в честь Святых Царственных Страстотерпцев.
Мы приехали еще до конца Божественной литургии в нижнем храме. 33-й псалом мы застали полностью и подошли затем к кресту. Красивый, с благоговейным тщанием подобранный мрамор: благородные темные цвета. Вдруг оказываешься один – один-на-один перед этим местом… Хорошо получилось: мы приехали до начала поздней литургии как раз так, что было время и у расстрельной комнаты постоять, и в церковную лавку зайти.
К сожалению, в верхнем храме ремонт, но службы совершаются. Позднюю литургию возглавил отец Максим Козлов. Настоятелем Храма-на-Крови считается митропролит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, а старшим священнком храма – отец Максим Меняйло. Он сказал проповедь в самом конце литургии, перед тем, как подходить ко кресту, посвященную евангельскому чтению, о милосердном самарянине. Достойно внимания его практическое толкование (в итоге) Христовой притчи: если ты видишь, что только ты можешь помочь такому-то человеку, обязательно помоги.
После литургии должна была быть экскурсия, но оказалось – не сразу. Нас повели на трапезу. Тут произошел со мной некий, со стороны незаметный, казус. На столах стояли тарелки с оформленным в виде прямоугольника салатом, еще хлеб. Принесли воду и стали раздавать воду… Я подумал: «Салат и вода – вот и вся еда». И только потянулся, в порядке, так сказать, компенсации, за третьим куском хлеба, как различил углом глаза, что разливают суп. Одним словом, был полноценный обед.
Владыка Кирилл приехал в храм, и, поднявшись в верхний храм, мы все получили его благословение. Моложавый, бодрый, приветливый, заражающий бодростью владыка. Затем началась экскурсия.
Экскурсовод наш, Лариса Егоровна, женщина средних лет, горячо любящая Царскую Семью, начала экскурсию с замечания, какой светлый верхний храм, по контрасту с трагической настроенностью нижнего храма – как бы как итог мученического подвига Царской Семьи. Какой бы ни был день, пусть даже сумрачный, в верхнем храме так много просторных и удачно расположенных окон, что всегда светло.
Основная беседа с экскурсоводом была в нижнем храме, у стенда, посвященного верным слугам, расстрелянным вместе с Семьей. Лариса Егоровна прежде всего напомнила нам, что в Ипатьевском доме Царская Семья не знала и тени облегчения, это была уже настоящая Голгофа. А держала себя – приветливо… Так что охранники невольно располагались к ней. Тут не могу не вспомнить слова из молитвы к святым царвенам-мученицам: «… сердца злодеев умягчаше». Неслучайно при Юровском охрана была заменена.
Мы подошли к иконе с зубиком, к иконе Божией Матери «Троеручница» (см. ниже) и, хотя перед «расстрельной комнатой» шел молебен, поднялись к ней. Там поднимаешься, а когда встаешь на колени перед тем самым местом, то оказывашься на уровне царских врат
Напротив «расстрельной комнаты» – большая икона Царственных Мучеников, в обычной иконографии. Оказывается, она – с Афона и известна чудотворениями.
Я запомнил рассказанную Ларисой Егоровной живую историю скорого исполнения желания у гостя-американца, помолившегося перед этой иконой. Но задерживаться никак нельзя было: пора было одеваться и выходить на улицу.
Музей Царской Семьи
Слева по выходе из Храма-на-Крови находится Патриаршее подворье, в котором недавно (в мае 2010 года) был открыт Музей святой Царской Семьи.
Перед посетителем музея предстает, в виде стендов, история царской России и трагическое завершение этой истории. Некоторые экспонаты не могут оставить вас равнодушным, например, шаль Цесаревича (служившая ему для утепления и в Ипатьевском доме), связанная рукми всех сестер: каждая вязала свою часть, а потом отдельные части связали вместе. Стоит иметь в виду, что небольшой фрагмент этой шали есть в каменном храме на Бутовском полигоне.
После стольких и столь значительных впечатлений пора бы уже было и в Москву… Но времени было хоть уже и в обрез, а все же достаточно, чтобы посетить еще.. ТРИ храма, а потом и еще один. Но, как ни странно, все оказалось – вместимо.
Лариса Егоровна про каждый из храмов рассказывала. История кафедрального Троицкого собора очень драматична и тесно связана с уральским старообрядчеством. Двадцать лет (с 1818 по 1838) церковь стояла не освященная, поскольку замыслена была как старообрядческий молельный дом, пока предприниматели, затеявшие такое дело, не приняли, под нажимом властей, православие, и храм стал действующим, единоверческим. Лариса Егоровна обратила внимание на иконы Троицкого собора, находящиеся в иконостасе, так называемого «невьянского письма».
Общая особенность таких (старообрядческих) икон – сравнительная суровость. Ей вполне соответствует и сочетание золота с камнем змеевиком в оформлении иконостаса. Удивительно красиво. Камень змеевик – это почти единственное, что сохранилось в соборе от 19 века. Сохранилась (верно, возвратилась) также икона св великомученицы Екатерины с житием, с частицей мощей. Роспись же стен вся совершенно новая. И, по контрасту с суровостью иконостаса, удивительно радостная, так что и Страшный Суд написан светло, празднично.
Храм преподобного Серафима
Передаю, как помню, рассказ Ларисы Егоровны, с небольшими, радобытыми понятно где, прибавлениями. В 2001 году, у входа в парк 50-летия космомола (в народе называемый «Собачьим парком»), был заложен первый кирпич для строительства храма во имя преп. Серафима. Настоятелем был назначен (теперь архимандрит, а тогда, наверное) иеромонах Гермоген (Еремеев). И не получалось у отца Гермогена построить храм, ну никак, даже в течение ряда лет!. И вот, однажды умер его знакомый, причем завещал перед смертью одну из своих икон отцу Гермогену, тому неизвестно было, какую. Едет отец Гермоген и везет с обой заявление владыке Викентию – просьбу снять с него неисполнимое поручение. Заезжает в храм Иоанна Предтечи, где стоял уже гроб с телом почившего и куда принесли икону для отца Гермогена. Заходит, а икона – Серафима Саровского! Порвал настоятель непостроенного храма свое отчаянное заявление, взмолился преподобному, и к 2007 году храм был построен. Молебен за молебном, крестный ход за крестным ходом («натаптывали круг» – говорил настоятель), вот средства и изыскивались. А та икона стала келейной иконой о. Гермогена. Храм большой, двухэтажный, из красного кирпича, в архитектурном стиле начала ХХ века, так называемом, псевдорусском. Внутри весь украшен изящными листиками из уральских камней в обрамлении светлым металлом, ради радости, из желания «такой храм построить, чтоб в нем было как при восходе солнца в райском саду» (о. Гермоген).
Территория храма обширная (наш автобус заехал без труда). Здесь и памятник преподобному Серафиму (моление на камне), и небольшой совсем храм святителя Николая, примечтальный тем, что в нем находится Иверская икона Божией Матери, привезенная с Афона (родственная московской), а также Уральская икона Божией Матери
, о которой мы раньше и не слыхали – написанная после видения на третий день Рождества Христова рабе Божией Екатерине, во исполнение указания: так и написать. Она считается местночтимой: и написание, и почитание этой иконы благословлено владыкой Викентием.
Приведу тропарь (глас 4):
«Милостию Своею нас не оставляющая Пречистая Дево,/ явилася еси в третий день по Рождестве Сына Твоего./ Подавая благодать молящимся Тебе, Богородице,/ даруя надежду и утверждение Уральсьтей земли, / идеже царственни страстотерпцы кровь свою пролияша./ Моли Христа Богомладенца// о спасении душ наших». Празднование Уральской иконе – в день ее явления, 9 января (по н. ст.).
Храм Рождества Иоанна Предтечи
Единственный храм города Свердловска, который никогда не закрывался. («Храм-воин», как выразилась Лариса Егоровна). Он небольшой, и легко представить, какие были проблемы с его вместимостью. В советское время на Пасху здесь выстраивался большой кордон милиции – чтобы не пускать молодежь. Для людей постарше посещение этого храма вызвает прямо ностальгические чувства – вспоминаются 1980-е годы и старые московские храмы. Плащаница – ну совсем как в Обыденском.
Территория предтеченского храма – архиерейское подворье, здесь размещаются многие епархиальные службы, в частности, телеканал «Союз».
Это храм «иже под колоколы», с очень интересной историей (которую, кликнув, вы можете прочитать, а заодно посмотреть фотографию этого храма, сделанную в начале ХХ века Прокудиным-Горским). До революции Большой Златоуст был одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга, играл ту же «градообразующую» роль, что и храм Христа Спасителя в Москве. Так что его возрождение – не просто большое, но знаковое событие для столицы Урала.
Он восстановлен почти на том месте, где стоял раньше. Интересно, что раньше в нем не было придела, посвященного святителю Иоанну Златоусту, а назывался он так из-за своего большого колокола и служил колокольней не только для себя самого, но и для церкви Сошествия Святого Духа (не восстановленной) – истории этих церквей тесно переплетены друг с другом.
Главный придел современного храма посвящен Сошествию Святого Духа, северный – Богородице, южный – св. мч отроку Максимилиану. Исторически последнее связано с посещением Екатеринбурга в 1845 г. герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (главноуправляющим институтом горных инжернеров при Николае I). – поскольку все мы получили в подарок иконку св. мч. Максимилиана, это может быть интересно. Нижний (крестильный) придел посвящен святит. Иоанну Златоусту.
Подробно мы с храмом не знакомились, только выслушали рассказ (очень приветливого) настоятеля отца Виктора и были тут же поручены «пекущимся о столах»: нас накормили очень вкусными пирожками и другими многими яствами, что называлось «выпить чаю перед дорогой».
Домой
Из-за «доброкачественности» впечатлений их обилие не было тяжким, и это тоже – черта православия, «легкое бремя» хорошего. Но насыщенность сказывалась, и хотелось домой. Добираешься домой, а сам – какой-то другой. Потому что прикоснулся к таким святыням!
Святыни Ганиной Ямы
Храм святых Царственных Страстотерпцев
Алтарь храма расположен на месте большого кострища – того, на котором сжигались тела. Есть версия, что Святейший Патриарх Алексий Второй поспешил посетить Ганину Яму сразу после канонизации Царской Семьи (в сентябре 2000 года) с тем, чтоб не дать возможности официальному следствию «исследовать» в кавычках это место (и получить «нужные» результаты).
Икона святых Царственных Страстотерпцев
Икона Царственных Страстотерпцев
Для этой иконы в Царском храме сделано исключение из церковного правила: не ступать на солею никому, кроме служащих в алтаре. К иконе можно прикладываться. Сразу обращает внимание множество подношений, украшающих икону. Люди приносят бусы, цепочки и другие ювелирные изделия в знак благодарности за исцеления и другие благодатные деяния по молитвам Царственных Страстотерпцев. Дары приносят и те кто желает, чтобы святые Августейшие страдальцы были покровителями их семей.
Рядом с почитаемой иконой св. Царственных Страстотерпцев находится, в ковчежце, царский крест. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, с конца ХVIII века принадлежал царствующему Дому Романовых. На обратной стороне креста выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; преп. Сергия Радонежского, преп. Пафнутия Боровского, св. благов. Кн. Александра Невского, св. благов. Кн. Даниила Московского и др.
Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова матушке Марии, которая, как и м. Серафима, жила в Оренбурге. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик о. Григорию.
Дочь священника Григория – Ольга Пономарёвав в июне 1999 года передала крест-мощевик храму Преображения Господня (настоятелю – прот. Николаю Ладюку) на Уктусе (г. Екатеринбург). 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар монастырю, куда был торжественно перенесён специальным крестным ходом.
Главная святыня храма во имя свт. Николая, Мир Ликийского Чудотворца – чудотворная икона в честь это святого, принадлежавшая Императору Николаю II.
Будущий Император получил этот образ от своего отца Александра III в 1894 г. в Ливадийском дворце, когда умирающий Император благословил своего сына на брак с Алисой Гессенской. Образ пребывал с Царской Семьей во время их заточения в Ипатьевском доме. Комендантом Дома Особого Назначения было разрешено сестрам Ново-Тихвинского монастыря приносить Царственным Узникам еду: молоко, яйцо, хлеб и прочие продукты. За день до мученической смерти Государь в корзинке передал икону Святителя Николая Чудотворца сестрам. В начале 60-х годов сестры Ново-Тихвинского монастыря передали эту икону самому молодому священнику, который служил в единственном действующем храме в Свердловске (Иоанно-Предтеченском).
Молодого священника звали отец Владимир Ведерников, ему было тогда 26 лет. Вспоминая историю появления у себя этого бесценного образа, отец Владимир рассказал, что только после прославления святых Царственных Страстотерпцев осознал, почему икона оказалась именно у него: он один из всех служивших священников дожил до настоящего времени и смог в 2002 г. передать эту святыню на место последнего земного пребывания Царственных Страстотерпцев – нашу Обитель. В настоящее время о. Владимир проживает в одном из монастырей Владимирской епархии.
Икона преподобного Серафима Саровского
В храме преп. Серафима Саровского пребывают многие почитаемые иконы. Среди них аналойная икона преп. старца Серафима, которая первоначально в монастырь поступила едва узнаваемой, но со временем она сама обновилась, и черты святого стали хорошо просматриваться на образе. Сегодня уже четко виден образ батюшки Серафима.
В музее
Музей монастыря Царственных Страстотерпцев образован недавно и продолжает пополняться реликвиями, относящимися к Царской Семье.
В частности, в музее хранятся иконы, связанные с важными событиями в жизни Царской Семьи.
В 1907 г., прямо перед днем рождения Цесаревича, царская яхта «Шатндарт», в финских водах, напоролась на риф, не обозначенный на лоцманской карте. Никто не пострадал. В память об этом событии была написана икона, в верхней части которой имеется надпись: «В незабвенную память чудом Божиим спасшихся в Финском заливе Государя Николая Александровича и всей августейшей Семьи 1907 г.». На иконе изображены образы святого праведного Андрея Критского, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Николая Чудотворца, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого пророка Осии.
Среди новых, переданных в музей образов – икона, написанная в память о спасении цесаревича Николая Александровича от нападения полицейского в японском городе Оцу в 1891 г., а также образ с ликами святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры – покровителей Императорской четы, в память о бракосочетании Государя Николая II и великой княгини Александры Федоровны.
В музее много стендов с фотографиями Царской Семьи. Фотографии очень хорошего качества, многие из них – довольно редкие. Подобраны с любовью, отчего и впечатление от них – цельное и живое. Я позволю себе привести здесь ссылку на международный сайт Pinterest, на котором можно встретить редчайшие и очень живые фото Романовых (рекомендация: в поисковике набирать слова латинскими буквами)
Святыни Храма-на-Крови
Икона Божией матери «Троеручница
Перед этой иконой в стенах Ипатьевского особняка молились Святые Царственные Страстотерпцы в последние дни своей жизни. Белогвардейский офицер, участвовавший в освобождении Екатеринбурга от большевиков, привез эту икону привез в Данию, где проживала мать Государя Мученика – вдовствующая Императрица Мария Федоровна. После кончины Государыни Марии Федоровны святыню хранила Ее дочь – Великая Княгиня Ольга Александровна Куликовская-Романова.
По окончании Второй мировой войны Великая Княгиня вместе с двумя своими сыновьями Тихоном и Гурием переехала в Канаду, где в 1960 году окончила свои земные дни. Хранителем иконы стал ее сын Тихон Николаевич, завещавший в 1991 году передать образ «Троеручицы» в будущий Храм-на-Крови. Завещание Князя, почившего в 1993 году, исполнила его вдова Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Вечером 10 июля 2003 года, в канун празднования иконы Божией Матери «Троеручица», Царская святыня прибыла в Екатеринбург. На вокзале ее встречали тысячи людей. Крестным ходом образ Царицы Небесной был доставлен в Свято-Троицкий кафедральный собор. 16 июля , в день освящения Храма-на-Крови, икона торжественно водворилась под его сводами.
Икона Царственных Страстотерпцев «с зубиком»
Обычно эта икона находится в верхней церкви Храма-на-Крови: легко заметить на фотографии отражение окна верхнего храма на стекле иконы. Сейчас, из-за ремонта, мы прикладывались к ней в нижнем храме. Зубик в капсуле на груди Цесаревича – молочный зубик одного из царских детей. Существуют разные версии: иногда утверждают, как вы можете видеть по ссылке, что это зубик Цесаревича, иногда – что одной из великих княжон. Точно, что молочные зубы царских детей хранились в семье Пьера Жильяра и Александры Теглевой, няни Цесаревича, и после прославления Царской Семьи в Россию были переданы три идентичные иконы, написанные во Франции, на каждой в капсуле по зубику. Одна из них находится в Храме-на-Крови, другая в Москве, в храме святителя Николая «в Пыжах», третья… Лариса Егоровна почему-то сказала, что в Брюсселе, я раньше слышал, в Пскове, у отца Олега Тэора, но сейчас в интренете подтверждения этому пока не нашел.
Думаю, что для москвича, почитающего Царственных Страстотерпцев, главная святыня, с ними связанная – это икона с зубиком в никольском храме «в Пыжах». Он открыт ежедневно до 20.00
«Расстрельная комната»
Вот что не успела и не могла успеть (из-за совершавшегося молбена) рассказать нам Лариса Егоровна. На мраморном полу церкви Царственных Страстотерпцев («расстрельной комнаты») средняя часть, выложенная вишневого цвета мрамором, дает представление о реальных размерах – по площали – той расстрельной комнаты. Она очень и очень небольшая! – гораздо меньше тепрешнего помещения церкви.
Здесь отверзаются двери покаяния – только каменное сердце, так думается, останется и здесь равнодушным.
Сокровенные итоги
Задаваться вопросом «покаялась Россия или нет?» – то же, что задаваться вопросом, была ли катастрофа 1917 года результатом вероотступничества всего народа. Конечно, была, и, конечно, не покаялась. Но ведь речь здесь идет о том, что происходит перед очами Божиими, Чьи мысли – не наши мысли, и пути – не наши пути. Мы не сможем измерить степени вероотступничества сто лет назад, так же, как и меры нераскаянности теперь. И тогда, при общей готовности к безумию («Долой самодержавие!»), были и живая верность традиции, и живая благочестивая жизнь. И сейчас, при общем безразличии к отечественной истории (или безумии неосталинизма), есть и живая вера, и живое серьезное осмысление наших истоков, и живая покаянная мысль. И если сто лет назад «критическая масса» безверия превзошла некий «допустимый порог», то сейчас закваска серьезности и веры должна вскиснуть до неизвестной нам, но известной Богу степени, и тогда… что тогда? Господь управит.
«Покаяние в цареубийстве означает отсечении лжи» – сформулировал однажды отец Максим Козлов. Оно означает также отсечение какой-либо фальши в отношении к Царственным Страстотерпцам – и сентиментальности, и экзальтированности, и фетишизма. Простота и правдивость, неспособность к какой-либо кривизне – это, может быть, главное, с чем встречаешься, читая о Царственных Мучениках или всматриваясь в их фотографии. Умиление при взгляде на «эти прекрасные лица» (Георгий Иванов) должно быть правдивым «умилением сердца», о котором говорится в молитвословии. Если ты поддаешься при этом чему-то лишнему, то остаешься, по сути, безразличным! А покаяние в цареубийстве – это прежде всего покаяние в нашем (прикрытом сентиментальностью) безразличии к Царской Семье.
Неслучайно перед «расстрельной комнатой» рядом с иконой Царственных Мучеников находится икона святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
Он был одним из самых горячих почитателей Царской Семьи и, совершая панихиду по ним 17 июля и на другие даты, с ними связанные, оставил слово о необходимости покаяния в цареубийстве, которое жжет и поныне. Одна из проповедей святителя Иоанна называлась так: «Кровь Его на нас».
Позволю себе привести пространный отрывок из этой проповеди:
«Гнусная клевета поколебала преданность Царю и даже доверие к нему значительной части русской общественности. В связи с этим наступившему искусно вызванному мятежу не было дано должного отпора ни властями, ни обществом. Малодушие, трусость, предательство и измена во всей полноте были проявлены ими. Многие поспешили искать доверия и милостей от преступников, пришедших к власти. Народ безмолвствовал сначала, а потом быстро начал пользоваться создавшимися новыми условиями. Каждый старался о своей выгоде, попирая Божественные заповеди и человеческие законы. Открыто не было ничего сделано в защиту Государя и Престола. Молчаливо принято было известие о лишении Царя и его Семьи свободы. Втайне лишь возносились молитвы и воздыхания теми немногими, кто не поддался общему искушению и понимал преступность тех деяний. Посему Государь оказался всецело в руках своих тюремщиков и новой власти, знавшей, что может сделать все, что хочет.
Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе. Убийство Царя-Мученика есть прямое следствие их.
Кровь Его на нас и на чадах наших (Мф. 27, 25).Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству. Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха.
Храм-Памятник зовет к сему, он вещает нам о сем».
Это сказано в 1962 году в храме Иова Многострадального в Брюсселе. И нельзя не признать, что слова святителя Иоанна Шанхайского остаются актуальными и поныне и применимы также к Храму-Памятнику на Крови в Екатеринбурге.
Хорошо сказал отец Максим о своевременности нашего паломничества. 15 марта 2017 года, столетие даты, послужившей началом пути на Голгофу для Царской Семьи, наступит очень скоро. И мы встретим день этот уже не «так просто», но имея за душой и коленопреклонение перед царскими вратами «расстрельной комнаты», и свежий воздух Ганиной Ямы.