Цивилизационный тренд, или Про невольную соборность, вольную несоборность и вероучительную проповедь

Протоиерей Максим Козлов. Настоятель Патриаршего подворья — ​храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве, профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, член Синодальной библейско-богословской комиссии.

Али­на Баг­ри­на: Тре­тья «Лод­ка» полу­ча­ет­ся со сво­им харак­те­ром. Дав­но была объ­яв­ле­на тема выпус­ка — «Все­лен­ское Пра­во­сла­вие». Что назы­ва­ет­ся, «все­го лишь хоте­ли рас­ска­зать» о Пра­во­сла­вии вокруг све­та, сде­лать инте­рес­ную и не очень слож­ную под­бор­ку. Пово­дом для выбо­ра этой темы стал назна­чен­ный на лето Собор на Кри­те. А даль­ше нача­лись неожи­дан­но­сти, собы­тия ста­ли раз­ви­вать­ся не по зара­нее про­ду­ман­но­му сце­на­рию. Воз­никла пау­за, потре­бо­ва­лось осмыс­ле­ние про­ис­хо­дя­ще­го. И тут «Лод­ка», мож­но ска­зать, пере­хва­ти­ла ини­ци­а­ти­ву, ста­ла сама под­ска­зы­вать направ­ле­ние.

Наш тре­тий выпуск в каком-то смысле сам повел нас к собор­но­сти, к энер­гии собор­но­сти, к изна­чаль­но даже неожи­дан­ным для нас смыс­лам… В этой свя­зи мы осо­бен­но при­зна­тель­ны Вам за согла­сие дать интер­вью. Не запу­тать­ся бы, не сму­тить­ся самим. Нуж­да­ем­ся в под­сказ­ке.

Итак, нач­нем с нача­ла. Откры­ва­ем выпуск раз­де­лом «Диа­гно­сти­ка». Гово­ря о Все­лен­ском Пра­во­сла­вии, реши­ли посмот­реть на изме­не­ния в рели­ги­оз­ной кар­ти­не мира за послед­ние 100 лет. Ана­ли­зи­руя дан­ные в откры­том досту­пе, мы уви­де­ли, что отно­си­тель­ная чис­лен­но­сть пра­во­слав­ных в наро­до­на­се­ле­нии мира сокра­ти­лась в 2 раза, при­мер­но с 7% в нача­ле ХХ века до 3,5% в нача­ле XXI века.

Про­то­и­е­рей Мак­сим Коз­лов: С эти­ми циф­ра­ми все как раз доста­точ­но понят­но. Была пра­во­слав­ная Рос­сий­ская импе­рия, стал ате­и­сти­че­ский Совет­ский Союз. И вто­рая при­чи­на оче­вид­на. Где выро­сла чис­лен­но­сть насе­ле­ния за вто­рую поло­ви­ну ХХ века? В Китае и ази­ат­ско-афри­кан­ских мусуль­ман­ских реги­о­нах. Так что пра­во­слав­ных дей­стви­тель­но ста­ло мень­ше — с уче­том 70-лет­ней исто­рии Совет­ско­го Сою­за и того, что насе­ле­ние Рос­сии в про­цен­тах от насе­ле­ния мира умень­ши­лось ката­стро­фи­че­ски.

АБ: Кста­ти, демо­гра­фия во всех пра­во­слав­ных стра­нах ведет себя не очень хоро­шо. Даже гово­рят про «демо­гра­фи­че­ский пра­во­слав­ный кре­ст»…

прот. МК: Ну, во всех дру­гих евро­пей­ских хри­сти­ан­ских стра­нах, не пра­во­слав­ных, тоже с демо­гра­фи­ей не очень хоро­шо. В Скан­ди­на­вии, что ли, хоро­шо ведет себя демо­гра­фия? В дру­гих стра­нах Север­ной или Запад­ной Евро­пы? Я бы назвал эту тен­ден­цию не столь­ко пра­во­слав­ной, сколь­ко сви­де­тель­ству­ю­щей о при­над­леж­но­сти или бли­зо­сти сего­дняш­ней Рос­сии к Евро­пе. Это в том числе и демо­гра­фия, — пада­ет чис­лен­но­сть насе­ле­ния Евро­пы по отно­ше­нию к насе­ле­нию мира. Это и отно­си­тель­но неболь­шая рели­ги­оз­но­сть. Не вижу у нас чего-то, спе­ци­фи­че­ски свя­зан­но­го с Пра­во­сла­ви­ем, кро­ме послед­ствий совет­ской вла­сти.

В про­ис­хо­дя­щем виден, ско­рее, гло­баль­ный циви­ли­за­ци­он­ный тренд. Меж­кон­фес­си­о­наль­ный, если угод­но.

АБ: То есть «белая хри­сти­ан­ская рели­ги­оз­но­сть» чув­ству­ет себя в ХХ – XXI веках не очень… Не этот ли циви­ли­за­ци­он­ный тренд мы видим и на Крит­ском Собо­ре? Пом­ню, в кон­це июня у людей была замет­ная рас­те­рян­но­сть в свя­зи с отка­зом нашей Помест­ной Церк­ви в нем участ­во­вать: что слу­чи­лось и как вооб­ще к это­му отно­сить­ся? Круг моих зна­ко­мых состо­ит в основ­ном из при­хо­жан. «…А ваш батюш­ка ниче­го о слу­чив­шем­ся не ска­зал? — Нет, ниче­го не ска­зал…» Все мол­чат. Вро­де как сна­ча­ла все гото­ви­лись-гото­ви­лись, а потом тиши­на. И в этой тиши­не при­хо­дит пони­ма­ние того, что попыт­ка про­де­мон­стри­ро­вать собор­но­сть в фор­ма­те, кото­рый внеш­не выгля­дел как опре­де­лен­ная, ска­жем так, кон­фе­де­ра­ция Церквей, ока­за­лась не очень состо­я­тель­ной. Ска­жи­те, пожа­луй­ста, а как нам к слу­чив­ше­му­ся пра­виль­но отно­сить­ся?

прот. МК: Спо­кой­но отно­сить­ся. У нас боль­ше тыся­чи лет не было Все­пра­во­слав­но­го Собо­ра, и все, в общем, сожа­ле­ли об этом, но жили спо­кой­но, пони­мая, что, по боль­шо­му сче­ту, конеч­но, хоро­шо, если такой Собор будет, но не страш­но, если его нет.

Перед Собо­ром я счи­тал и сей­час счи­таю, что глав­ная поль­за от него была бы в самой попыт­ке собрать­ся. Не в доку­мен­тах, кото­рые при­ня­ты Церк­ва­ми, собрав­ши­ми­ся на Кри­те. Пото­му что ниче­го в этих доку­мен­тах осо­бен­но инте­рес­но­го нет.

Есть два доку­мен­та Крит­ско­го Собо­ра: один — напи­сан­ный, как со сто­ро­ны видит­ся, в основ­ном мит­ро­по­ли­том Иоан­ном Зизи­ула­сом и бази­ру­ю­щий­ся на его пер­со­на­лиз­ме, вто­рой — напи­сан­ный пре­иму­ще­ствен­но мит­ро­по­ли­том Ана­ста­си­ем Албан­ским. Но ведь они не очень друг с дру­гом состы­ко­вы­ва­ют­ся. Узкий круг людей, кото­рые в теме совре­мен­ных бого­слов­ских трен­дов, вычле­нил: смот­ри­те, как любо­пыт­но, вот это Зизи­улас про­да­вил и его после­до­ва­те­ли, а тут вот не про­да­вил… И забав­ная ситу­а­ция воз­никла с дву­мя посла­ни­я­ми. Поче­му, соб­ствен­но, их два? Собор же, вро­де, один — и в мир адре­со­ван­ный доку­мент дол­жен быть один. Но в резуль­та­те ока­за­лось нуж­ным напи­сать два доку­мен­та.

Полу­ча­ет­ся, что­бы дого­во­рить­ся сего­дня в этой самой кон­фе­де­ра­ции Церквей, нуж­но обо­зна­чить такой бого­слов­ский, кано­ни­че­ский или цер­ков­но-прак­ти­че­ский мини­ма­лизм, что это будет как во Все­мир­ном Сове­те Церквей.

Что­бы туда всту­пить, нуж­но было опре­де­лить какой-то абсо­лют­ный бого­слов­ский мини­мум — вера в Три­еди­но­го Бога, в Хри­ста как Иску­пи­те­ля, при­зна­ние Свя­щен­но­го Писа­ния… Понят­но, что в слу­чае Крит­ско­го Собо­ра круг тем, по пово­ду кото­рых есть кон­сен­сус, замет­но шире. Но он все рав­но настоль­ко мини­ма­ли­сти­чен, что не может вызы­вать инте­рес, ибо в нем не может быть ника­ких пред­ло­же­ний отно­си­тель­но реше­ния дей­стви­тель­но акту­аль­ных про­блем­ных вопро­сов. В нем могут быть лишь некие кон­ста­та­ции по пово­ду того, что вот по этим чрез­вы­чай­но общим вопро­сам меж­ду Пра­во­слав­ны­ми Помест­ны­ми Церк­вя­ми суще­ству­ет кон­сен­сус.

АБ: Так что подо­ждать еще тыся­чу лет…

прот. МК: Может быть, надо и подо­ждать. Вот если сей­час все же удаст­ся пре­одо­леть воз­ник­шее напря­же­ние путем пере­го­во­ров, и зара­бо­та­ет меха­низм пери­о­ди­че­ских меж­цер­ков­ных встреч на выс­шем уров­не, то сама по себе регу­ляр­но­сть этих встреч может пове­сти к како­му-то углуб­ле­нию и уси­ле­нию зна­чи­мо­сти того, что на них будет обсуж­дать­ся и может при­об­ре­сти некое дей­стви­тель­ное зна­че­ние для Все­лен­ско­го Пра­во­сла­вия. Сей­час же я не вижу в при­ня­тых доку­мен­тах ника­ко­го зна­чи­мо­го инте­ре­са для Все­лен­ско­го Пра­во­сла­вия, не гово­рю уж — для внеш­не­го мира. Вне­цер­ков­ная обще­ствен­но­сть их про­сто не заме­ти­ла, она лишь заме­ти­ла, что не все собра­лись.

АБ: 7% рос­си­ян заме­ти­ли.

прот. МК: Что был Собор? Пре­крас­но. Но где дис­кус­сия, где какая-то рефлек­сия по это­му пово­ду. Собра­лись — и забы­ли, напи­са­ли эти доку­мен­ты — и нет на них ника­ко­го откли­ка.

Нет того, что на цер­ков­ном язы­ке назы­ва­ет­ся рецеп­ци­ей. Не пото­му, что есть оттал­ки­ва­ние, а пото­му что есть пол­ное отсут­ствие инте­ре­са.

Эти доку­мен­ты про­шли такой длин­ный путь, что­бы все-таки их под­пи­сать. Столь­ко все­го уре­зы­ва­лось, пере­со­гла­со­вы­ва­лось, одни с дру­ги­ми дого­ва­ри­ва­лись, абза­цы пере­став­ля­лись, пере­вод­чи­ки тру­ди­лись… Ну и все. В резуль­та­те это инте­рес­но толь­ко тем, кто участ­во­вал в про­цес­се.

В этом смысле, может, и хоро­шо, что мы в Крит­ской встре­че не участ­во­ва­ли. Пото­му что мы хотя бы не ока­за­лись перед необ­хо­ди­мо­стью под­пи­сы­вать эти доку­мен­ты. У нас же Архи­ерей­ский Собор напи­сал, что он согла­ша­ет­ся, когда драф­ты доку­мен­тов были пред­ло­же­ны ему пред­ва­ри­тель­но, перед Крит­ской встре­чей. Он же не нашел в них ниче­го непри­ем­ле­мо­го. И в этом, если угод­но, сла­бо­сть этих тек­стов. Они настоль­ко меж­ду все­ми согла­со­ван­ные, что в них нет ниче­го непри­ем­ле­мо­го ни для кого — ни либе­ра­лов они не оби­жа­ют, ни кон­сер­ва­то­ров. Ну, есть там пара-трой­ка каких-то заце­пок — и все.

В резуль­та­те жиз­нь сама по себе, а доку­мен­ты сами по себе. Напри­мер, все пре­крас­но зна­ют, что дис­ци­пли­на постов не соблю­да­ет­ся в Церк­ви так, как она в доку­мен­те под­твер­жде­на абсо­лют­ным боль­шин­ством Пра­во­слав­ных Церквей. Ниче­го, мы все рав­но напи­шем, что она долж­на соблю­дать­ся. Меж­кон­фес­си­о­наль­ные бра­ки как заклю­ча­лись, так и будут заклю­чать­ся там, где пра­во­слав­ные живут в рас­се­я­нии. А мы напи­шем, как долж­но быть иде­аль­но, пра­виль­но.

АБ: Слу­шая Вас, вспом­ни­ла извест­ную цита­ту. Гри­го­рий Бого­слов гово­рил, что нель­зя пой­ти на рынок, что­бы не услы­шать, как спо­рят о том, Сын еди­но­су­щен Отцу или нет.

прот. МК: …А хочет­ся про­сто рыбу купить.

АБ: Но все-таки рецеп­ция была. И, види­мо, речь-то была о свя­том, и люди отзы­ва­лись…

прот. МК: Люди живо пере­жи­ва­ли то, что их дей­стви­тель­но вол­но­ва­ло.

АБ: Ну да, а тут как бы ниче­го живо­го-то и нет… Но инте­рес­на в этом аспек­те сама тема собор­но­сти, меха­низм собор­но­сти… При­чем сло­во «меха­низм» уже ока­зы­ва­ет­ся и не к месту, если «живые пере­жи­ва­ния». А что такое насто­я­щая собор­но­сть, живое серд­це еди­но­го Цер­ков­но­го Бого­че­ло­ве­че­ско­го орга­низ­ма? Как при­бли­зить­ся к тому, что нас, несо­мнен­но, соби­ра­ет?

Вспо­ми­на­ют­ся сло­ва молит­вы: «Да будем вси еди­ны, яко­же и Ты един с Отцем и Духом Свя­тым». Не име­ем ли мы некий про­об­раз един­ства, собор­но­сти в тай­не межи­по­стас­ных отно­ше­ний Лиц Пре­свя­той Тро­и­цы. И когда нас соби­ра­ет Живая Тро­и­ца, а не про­сто зву­чит некий инсти­ту­ци­о­наль­ный при­зыв, тогда оно все и про­ис­хо­дит, и свер­ша­ет­ся как бы поми­мо нас, поми­мо нашей чело­ве­че­ской раз­де­лен­ной и раз­де­ля­ю­щей воли. Тогда, может быть, это и есть насто­я­щий живой пульс собор­ной Церк­ви. Вот так мы в «Лод­ке» дума­ем — и тут пони­ма­ем, что дог­мат о Тро­и­це сей­час очень слож­но объ­яс­нить.

прот. МК: А люди его не пони­ма­ют часто.

Дог­ма­ти­ка вос­при­ни­ма­ет­ся даже вер­ны­ми чада­ми Церк­ви как нечто апри­ор­но и обя­за­тель­но «мною» при­ни­ма­е­мое и даль­ше «меня» мало каса­ю­ще­е­ся.

И дог­мат этот не пото­му труд­но объ­яс­нить, что его в прин­ци­пе невоз­мож­но объ­яс­нить, а пото­му что на самом деле хри­сти­а­не это не вос­при­ни­ма­ют как что-то зна­чи­мое для духов­но­го строя их соб­ствен­ной жиз­ни.

АБ: А как бы Вы объ­яс­ни­ли этот дог­мат совре­мен­но­му и не очень цер­ков­но­му чело­ве­ку?

прот. МК: Ну, это вы от меня хоти­те, что­бы я решил сверх­за­да­чу, сде­лал то, чего не сде­лал ник­то. Вряд ли смо­гу… Если бы это уда­лось ска­зать или напи­сать, все бы уже толь­ко эту книж­ку и чита­ли. А я не талант­ли­вее и не глуб­же осталь­ных, что­бы об этом так ска­зать. Но сей­час я бы шел от того, что

Тро­ич­но­сть — это то, что отли­ча­ет хри­сти­ан­ство от дру­гих моно­те­и­сти­че­ских рели­гий. Соот­вет­ствен­но, я бы делал акцент на уче­нии о Боге как Боге люб­ви, кото­рый поэто­му не может быть абсо­лют­ной мона­дой, а рас­кры­ва­ет­ся Тро­и­цей.

Пото­му что любо­вь, обра­щен­ная к само­му себе, при мона­дич­но­сти Еди­но­го Бога ста­ла бы неко­ей про­ти­во­по­лож­но­стью тому, чем долж­на быть любо­вь. И имен­но тро­ич­но­сть пред­по­ла­га­ет и допус­ка­ет выход любо­вью в тво­ре­ние мира.

Но как это свя­зать… Я пом­ню сло­ва о том, что мы долж­ны быть еди­ны в собор­ном еди­ном обра­зе Един­ства Свя­той Тро­и­цы — но сам не очень это пони­маю и не знаю, что за эти­ми сло­ва­ми кон­крет­но долж­но сто­ять, хотя, конеч­но, они очень кра­си­во зву­чат.

Собор­но­сть, может быть, соот­но­сит­ся с тро­ич­но­стью в том, что она точ­но так же сверх­ра­ци­о­наль­на, или, как Фло­рен­ский гово­рит, анти­но­мич­на. Здесь нет понят­но­го раци­о­наль­но­го объ­яс­не­ния.

Дог­ма­ты о Тро­и­це, в конеч­ном ито­ге, пре­вы­ша­ют раци­о­наль­ное пони­ма­ние, как и дог­мат о Бого­во­пло­ще­нии. Когда мы гово­рим «не слит­но и не раз­дель­но», это же невоз­мож­но себе пред­ста­вить. Как это — не слит­но и не раз­дель­но? Не слу­чай­но это отри­ца­тель­ные, апо­фа­ти­че­ские фор­му­ли­ров­ки. Так же и здесь мы пони­ма­ем, что без собор­но­сти нет пол­но­ты цер­ков­но­сти. Но вся­кие попыт­ки поло­жи­тель­но ее выра­зить при­во­дят неиз­быв­но к тем или иным редук­ци­ям.

Зато мож­но ска­зать, чем собор­но­сть не явля­ет­ся. Собор­но­сть не есть кор­по­ра­тив­ная власть епи­ско­пов, реа­ли­зу­е­мая на Собо­ре. Пото­му что тогда это тот же самый монар­хи­че­ский прин­цип, толь­ко реа­ли­зу­е­мый не в еди­но­вла­стии папы, а в оли­гар­хии епи­ско­па­та. И мы вме­сте с тем пони­ма­ем, что пра­во­слав­ная идея собор­ной эккле­зио­ло­гии — это не пере­нос выс­шей вла­сти с еди­но­го лица вер­хов­но­го епи­ско­па на груп­пу лиц, кото­рые долж­ны дого­во­рить­ся, и после это­го дан­ная власть реа­ли­зу­ет­ся. Но собор­но­сть не есть и пре­об­ла­да­ние демо­кра­ти­че­ско­го прин­ци­па.

АБ: То есть это и не вер­ти­каль, и не гори­зон­таль.

прот. МК: Да, не гори­зон­таль. Не все­гда понят­но, что у нас боль­шин­ством ниче­го не реша­ет­ся, но это так. Собор­но­сть не есть то, что мож­но выра­зить в регу­ляр­ных про­це­ду­рах, пото­му что если бы были регу­ляр­ные про­це­ду­ры, то мож­но было бы какой-то демо­кра­ти­че­ский цен­тра­лизм уста­но­вить. Вот епи­ско­пы с одной сто­ро­ны поста­но­ви­ли, вот народ каким-то обра­зом выра­зил свое согла­сие, и когда одни так про­го­ло­со­ва­ли, дру­гие так про­го­ло­со­ва­ли, реше­ние при­ня­то. Но все же не так. Может и народ про­го­ло­со­вать, могут и епи­ско­пы про­го­ло­со­вать, а один Марк Эфес­ский ска­жет «нет», и собор­но­сть будет выра­же­на Мар­ком Эфес­ским.

АБ: Или Мак­си­мом Испо­вед­ни­ком.

прот. МК: Да. Собор­но­сть ирра­ци­о­наль­на, она есть часть нашей веры в Церк­ви, как Столп и Утвер­жде­ние исти­ны, кото­рая реа­ли­зу­ет­ся поми­мо инсти­ту­ций. Это не зна­чит, что инсти­ту­ций не долж­но быть. Они долж­ны быть в жиз­ни Церк­ви как исто­ри­че­ско­го инсти­ту­та, но при этом она к ним не сво­ди­ма. И мы в конеч­ном ито­ге верим в Цер­ко­вь не как в пра­виль­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щий инсти­тут, а как в Тело Хри­сто­во, Кото­рое в этом смысле пре­вы­ша­ет любое раци­о­наль­ное пони­ма­ние.

АБ: В рам­ках, кото­рые Вы обри­со­ва­ли, как могла бы выгля­деть собор­но­сть во Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви?

прот. МК:

Мы не часто про­го­ва­ри­ва­ем вслух то, что все пони­ма­ют: сего­дня есть несколь­ко цен­тров тяго­те­ния.

Один из них — Кон­стан­ти­но­поль, наста­и­ва­ю­щий на сво­ем пер­вен­ству­ю­щем исто­ри­че­ском месте в Пра­во­сла­вии и поль­зу­ю­щий­ся при этом аргу­мен­та­ми, чем-то сход­ны­ми с теми, кото­ры­ми в I тыся­че­ле­тии поль­зо­вал­ся Рим. Не слу­чай­но Кон­стан­ти­но­по­лю очень нра­вит­ся дис­курс дис­кус­сии с като­ли­ка­ми о том, что мы долж­ны опре­де­лить место Рим­ско­го папы в Церк­ви, как Цер­ко­вь его уви­де­ла в I тыся­че­ле­тии. Что из это­го сле­ду­ет для Кон­стан­ти­но­по­ля? Посколь­ку рим­ских епи­ско­пов нет в пол­но­те обще­ния, а их место зани­ма­ют кон­стан­ти­но­поль­ские, зна­чит, «новый рим­ский папа» дол­жен зани­мать при­мер­но такое же место, какое Рим­ский папа зани­мал в I тыся­че­ле­тии. Понят­но, что Кон­стан­ти­но­поль в раз­ви­тии это­го трен­да заин­те­ре­со­ван.

Есть дру­гие цен­тры, кото­рые сего­дня явля­ют­ся фак­ти­че­ским сре­до­то­чи­ем пра­во­сла­вия. Таких цен­тров несколь­ко. Из них Рус­ская Цер­ко­вь явля­ет­ся в наше вре­мя, несо­мнен­но, круп­ней­шей и наи­бо­лее живой, дина­мич­ной.

Гово­рю так не пото­му, что я здесь родил­ся и при­над­ле­жу к Рус­ской церк­ви.

Мне кажет­ся, кон­ста­та­ция того, что лиди­ру­ю­щая роль во Все­лен­ском Пра­во­сла­вии пере­хо­дит со вре­ме­нем от одних цен­тров к дру­гим, более обос­но­ва­на с исто­ри­ко-цер­ков­ных пози­ций.

Сре­ди гре­ко­го­во­ря­щих Церквей сего­дня пер­вен­ству­ет, конеч­но, не Кон­стан­ти­но­поль­ская Цер­ко­вь, а Эллад­ская, пото­му что никак невоз­мож­но сопо­ста­вить Кон­стан­ти­но­поль по его сего­дняш­не­му месту в пра­во­сла­вии с Эллад­ской цер­ко­вью. И, несо­мнен­но, зна­чи­ма Гру­зин­ская Цер­ко­вь, дока­зав­шая свою жиз­не­спо­соб­но­сть в очень тяже­лом исто­ри­че­ском окру­же­нии. В каком-то смысле сопо­ста­ви­ма с ней Румын­ская Цер­ко­вь, где тоже очень живое Пра­во­сла­вие, не сво­ди­мое к обря­до­вой сто­ро­не.

АБ: Из того, что Вы сей­час гово­ри­те, сле­ду­ет некое стя­ги­ва­ние собор­но­сти к кон­крет­ным кафед­рам, исто­ри­че­ским и гео­гра­фи­че­ским цен­трам. А собор­но­сть в том эккле­зио­ло­ги­че­ском смысле, какой Вы обри­со­ва­ли чуть рань­ше, кото­рая даже сво­е­го места на кар­те не име­ет… Или име­ет?.. Какая она?

прот. МК: При­ве­ду живой при­мер. В Рос­сии поис­ки собор­но­сти шли в нача­ле ХХ века на пред­со­бор­ных сове­ща­ни­ях и в отзы­вах архи­ере­ев на про­ек­ты собор­ных реше­ний перед Помест­ным Собо­ром 1917 – 1918 годов.

И это анти­но­мич­ное ирра­ци­о­наль­ное собор­ное нача­ло было совер­шен­но уди­ви­тель­но реа­ли­зо­ва­но в том, что на Собо­ре исто­рия вдруг раз­вер­ну­лась совсем в дру­гую сто­ро­ну.

Когда Помест­ный Собор был, нако­нец, собран, боль­шин­ство на нем под­дер­жа­ло реше­ние, про­тив кото­ро­го оно было до нача­ла рабо­ты Собо­ра. Это реше­ние — уста­нов­ле­ние пат­ри­ар­ше­ства.

АБ: Вот не зна­ла, что изна­чаль­но мно­гие были про­тив.

прот. МК: Мож­но об этом почи­тать «Дея­ния Собо­ра 1917 – 1918 годов». Не слу­чись Октябрь­ско­го пере­во­ро­та, не было бы ника­ко­го пат­ри­ар­ше­ства. Какой Пат­ри­арх! Мы толь­ко что царя сверг­ли, Фев­раль­ская рево­лю­ция, и вдруг хотим себе Пат­ри­ар­ха вме­сто царя? Про­фес­со­ра, про­то­и­е­реи, зна­чи­тель­ная часть архи­ере­ев — им-то зачем был пат­ри­арх? А вот так повер­ну­лось, что в резуль­та­те… Вот так Гос­по­дь все устро­я­ет. Если угод­но, Собор 1917 – 1918 годов был про­яв­ле­ни­ем Воли Божи­ей — поми­мо чело­ве­че­ских уси­лий, кото­рые были совер­шен­но немощ­ны­ми, как часто быва­ло и на Все­лен­ских Собо­рах, кста­ти… Люди при­ез­жа­ли на Собор со сво­и­ми стра­стя­ми, со сво­ей нелю­бо­вью друг к дру­гу, с каки­ми-то мест­ны­ми зада­ча­ми, в уго­ду кото­рым они гото­вы были бого­сло­вие подви­нуть. А в резуль­та­те полу­ча­лось вот так.

И все зна­че­ние Собо­ра 1917 – 1918 годов в нашей новей­шей исто­рии — в этом един­ствен­ном акте. Пото­му что все осталь­ные акты это­го Собо­ра, кото­рые ино­гда пыта­ют­ся реани­ми­ро­вать… Вот, он что-то такое там за выбор­но­сть духо­вен­ства на при­хо­дах про­го­ло­со­вал, за вто­рое, за тре­тье… Да кому это надо? Кого это заин­те­ре­со­ва­ло? Мож­но с таким же успе­хом попы­тать­ся ска­зать: Сто­глав что-то поста­но­вил в XVI веке, давай­те сего­дня жить по Сто­гла­ву, шах­ма­ты счи­тать за бесов­скую игру или еще чего-нибудь такое. Ну, то же самое: Собор 1917 – 1918 годов поста­но­вил…

Да нико­го не инте­ре­су­ет, кро­ме груп­пы энту­зи­а­стов, чего он еще там поста­но­вил поми­мо пат­ри­ар­ше­ства. Вот это как раз — цер­ков­ная рецеп­ция. А все, кро­ме пат­ри­ар­ше­ства, оста­лось в бума­гах.

АБ: Слу­шаю Вас, думаю об ужа­сах ХХ века, и слов­но внут­ри все сжа­лось. Дей­стви­тель­но, полу­ча­ет­ся, что лишь тогда, когда нача­лись собы­тия 1917 – 1918 годов, вер­ну­лось пат­ри­ар­ше­ство. И я думаю: «Какая страш­ная вещь — исто­рия». А Вы гово­ри­те: «Вот так Гос­по­дь все устро­я­ет!» Силь­но…

Когда мы были в редак­ци­он­ном поис­ке новой инто­на­ции раз­го­во­ра о том, что же нас соби­ра­ет во Все­лен­ском Пра­во­сла­вии, мы не могли не заду­мать­ся о том, что же опре­де­ля­ет, иден­ти­фи­ци­ру­ет нас как пра­во­слав­ных. Иссле­до­ва­тель­ский взгляд. Сове­то­ва­лись с духо­вен­ством, обсуж­да­ли, пыта­лись понять. Вот собра­лись пра­во­слав­ные, не собра­лись пра­во­слав­ные, собра­лись не пра­во­слав­ные… А «мы» — кто это? Поиск тоже был, навер­ное, в сво­ем роде апо­фа­ти­че­ским, оттал­ки­ва­ясь от обрат­но­го. Прин­ци­пи­а­лен Сим­вол веры. Малей­шее изме­не­ние в нем иска­жа­ет духов­ную опти­ку, созда­ет «ино­слав­ных». При­мер — Filioque. Каза­лось бы, «мелочь», казу­и­сти­ка, но не так это. Вы в раз­го­во­ре уже упо­мя­ну­ли свя­то­го Мар­ка Эфес­ско­го. А что такое Filioque? Это, по сути, дру­гое пони­ма­ние Тро­и­цы, и тут малей­шее иска­же­ние ока­зы­ва­ет­ся непри­ем­ле­мым для Церк­ви.

А какая она, Тро­и­ца? Мы не зна­ем, конеч­но, но Вы заме­ча­тель­но напом­ни­ли, что Бог есть любо­вь, и любо­вь рас­кры­ва­ет­ся в Боже­ствен­ном Три­един­стве. Мы же с дру­гой сто­ро­ны пош­ли, посмот­ре­ли на образ. Вспо­ми­на­ют­ся запад­но­ев­ро­пей­ские алта­ри, когда Filioque поз­во­ля­ет выстро­ить вер­ти­каль: вверху Бог Отец, в сере­ди­не Бог Сын, вни­зу Свя­той Дух, голу­бь. А в Пра­во­сла­вии это не так, нет редук­ции Тро­и­цы в вер­ти­каль, есть объ­ем и дина­мизм, — и перед гла­за­ми вста­ет образ Тро­и­цы Андрея Руб­ле­ва. Вооб­ще, у дог­ма­та о Тро­и­це уди­ви­тель­ная судь­ба в Рос­сии. Откро­ве­ние пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, игу­ме­на зем­ли Рус­ской… И сколь­ко потом было хра­мов Тро­и­цы, и какое рас­кры­лось вос­при­я­тие Тро­и­цы… Может быть, Вы что-нибудь може­те ска­зать о Тро­и­це на зем­ле рус­ской?

прот. МК: Дей­стви­тель­но, инте­рес­но, что до пре­по­доб­но­го Сер­гия у нас Тро­иц­ких хра­мов, в общем-то, и не было. Кста­ти, когда гово­рим об эпо­хе пре­по­доб­но­го Сер­гия, не надо забы­вать мит­ро­по­ли­та свя­ти­те­ля Кипри­а­на, — фигу­ра, ухо­дя­щая в тень за мит­ро­по­ли­том Алек­си­ем, но на самом деле чрез­вы­чай­но зна­чи­мая для Рус­ской Церк­ви. И неиз­вест­но, кто был бли­же к пре­по­доб­но­му Сер­гию. Мит­ро­по­лит Алек­сий более изве­стен в силу его, с одной сто­ро­ны, роли обще­ствен­но-поли­ти­че­ской, обще­ствен­но-исто­ри­че­ской. С дру­гой сто­ро­ны, мит­ро­по­ли­та Кипри­а­на «задви­га­ют» из-за кон­флик­та с Дмит­ри­ем Дон­ским.

Мона­ше­ское аске­ти­че­ское воз­рож­де­ние при пре­по­доб­ном Сер­гии, может быть, в пер­вый раз с эпо­хи пер­во­на­чаль­но­го мона­ше­ства на Руси было воз­рож­де­ни­ем живо­го мона­ше­ско­го пре­да­ния.

Ибо тут как раз вно­вь акту­а­ли­зи­ро­ва­лись, ста­ли сколь-нибудь интен­сив­ны­ми свя­зи с Афо­ном. И тот исих­аст­ский опыт молит­вы, кото­рый мы не зна­ем по тек­стам, но видим по его про­яв­ле­ни­ям или каким-то пер­со­наль­ным свя­зям того же Афа­на­сия Высоц­ко­го, бывав­ше­го на Афо­не, он был реаль­но вос­при­нят кру­гом пре­по­доб­но­го Сер­гия.

И, может быть, впер­вые в исто­рии Рус­ской Церк­ви имен­но в эту эпо­ху бого­слов­ская рефлек­сия по пово­ду веро­уче­ния нашей Церк­ви ста­но­вит­ся акту­аль­ной для людей. Не слу­чай­но это посвя­ще­ние Тро­и­це хра­ма, постро­ен­но­го пре­по­доб­ным Сер­ги­ем на Маков­це, и дру­гих хра­мов вслед за ним.

Это как раз попыт­ка пре­по­доб­но­го и людей вокруг него акту­а­ли­зо­вать глав­ное в хри­сти­ан­стве для Рос­сии, сде­лать его дей­стви­тель­но глав­ным. При общей нашей наци­о­наль­ной тен­ден­ции к ска­ты­ва­нию в сто­ро­ну свя­щен­но­го быта…

АБ: «Быто­вое испо­вед­ни­че­ство», как это назы­вал Тру­бец­кой…

прот. МК: Сакра­ли­за­ция обря­да, тра­ди­ции и вот такой… свя­щен­ной жиз­ни. Домо­строй, в кото­ром в даль­ней­шем засол­ка огур­цов ста­ла почти так же свя­щен­на, как уча­стие в Литур­гии. А здесь мы видим про­рыв, и он при­но­сит уди­ви­тель­ные пло­ды. Пото­му что, если бы все мона­ше­ское воз­рож­де­ние сво­ди­лось толь­ко к тому, что «делай как я, разъ­ез­жай­ся по уда­лен­ным озе­рам, реч­кам» и про­чее, в нем не было бы ниче­го вдох­нов­ля­ю­ще­го. Но за этим дви­же­ни­ем дей­стви­тель­но сто­ял у этих людей не про­сто аске­ти­че­ский порыв, но еще и какое-то высвет­ле­ние глав­но­го в вере. Это людей при­вле­ка­ло и увле­ка­ло. Ока­зы­ва­ет­ся, вот глав­ное-то в хри­сти­ан­стве, и на это глав­ное душа отзы­ва­ет­ся, а не на быт и обря­ды. Это был, несо­мнен­но, колос­саль­ный вклад пре­по­доб­но­го Сер­гия, ничуть не мень­ший, на мой взгляд, чем осно­ва­ние мона­сты­рей и про­чее.

АБ: Здо­ро­во!.. Связь иси­хаз­ма с исто­ри­че­ски более пол­ной рецеп­ци­ей дог­ма­тов… об этом не дума­ла. Дей­стви­тель­но, начи­на­ет­ся же в то вре­мя некая прак­ти­ка цер­ков­ной, хри­сти­ан­ской жиз­ни, кото­рая отры­ва­ет от быта, дает бóль­шую пол­но­ту…

прот. МК: Пото­му что

под­лин­ная молит­ва — это не толь­ко молит­вен­ный труд: «Вот вычи­таю то, что нуж­но», а про­рыв к реаль­но­му бого­об­ще­нию, кото­рый был в иси­хаз­ме.

Он-то и выво­дит к глав­но­му в хри­сти­ан­стве!

АБ: В этом кон­тек­с­те, может быть, мож­но пред­по­ло­жить, что «пра­во­слав­ное воз­рож­де­ние», — о кото­ром сего­дня мно­гие гово­рят в про­шед­шем вре­ме­ни, как о чем-то иду­щем на убыль и даже вооб­ще завер­шен­ном, «схлоп­нув­шем­ся» или тре­бу­ю­щем выхо­да на новый виток, — на самом деле, соб­ствен­но, еще не нача­лось? От про­шло­го вре­ме­ни мы не столь­ко пере­хо­дим к буду­ще­му, сколь­ко воз­вра­ща­ем­ся к насто­я­ще­му. «Был ли маль­чик», было ли это воз­рож­де­ние, или это было пре­иму­ще­ствен­но наше о нем пред­став­ле­ние? Ведь воз­рож­де­ние не ходит по крас­ным ков­ро­вым дорож­кам, оно не в том, что рань­ше был Новый год, а тепе­рь Рож­де­ство. Не в том, что в ХХ веке на Пас­ху езди­ли на клад­би­ще, а тепе­рь не ездят. Насто­я­щее воз­рож­де­ние рож­да­ет­ся из келей­но­го, глу­бо­ко лич­но­го молит­вен­но­го дела­ния.

прот. МК: Конеч­но. А у нас пока мы име­ем, — наде­юсь, пока, хотя толь­ко Гос­по­дь пока­жет, что будет, — некий экс­тен­сив­ный пери­од… Он не кон­чил­ся. Все новей­шее вокру­г­цер­ков­ное раз­ви­тие, каким сло­вом его ни назо­ви… Ну, хоро­шо, по фак­ту — воз­рож­де­ние. Было мало, ста­ло все­го мно­го. Про­цесс пошел путем экс­тен­сив­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рий — чело­ве­че­ской, хра­мо­стро­и­тель­ной и про­чих. Но пока за ним не вид­но реаль­ных внут­рен­них пло­дов. Может быть, они еще не созре­ли, но пока их не вид­но, по край­ней мере, мне не вид­но, может быть, кому-то дру­го­му вид­но. Пат­ри­арх Кирилл об этом гово­рит…

Мно­гое в нынеш­них попыт­ках пре­об­ра­зо­ва­ния цер­ков­ной жиз­ни Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом, мне кажет­ся, исхо­дит имен­но из это­го. Понят­но, что при одном экс­тен­сив­ном раз­ви­тии мы будем колос­сом на гли­ня­ных ногах.

Если это не напол­нить чем-то боль­шим, неже­ли про­сто зна­ние о том, что нуж­но на Пас­ху в храм, а не на клад­би­ще, и некие иные общие све­де­ния об обряд­но­сти, осно­вах пра­во­слав­ной куль­ту­ры и про­чем, то все это может дей­стви­тель­но в любой момент схлоп­нуть­ся.

АБ: Ну, здесь воз­мо­жен сво­е­го рода опти­мизм, пото­му что, может быть, про­сто вре­мя нуж­но. Это же орга­ни­че­ский про­цесс. Если мы посмот­рим на IV век, на вре­ме­на после Кон­стан­ти­на Вели­ко­го и после того, как «верить ста­ло мож­но», то до подъ­ема мона­ше­ства про­шло несколь­ко деся­ти­ле­тий.

прот. МК: Вре­мя необ­хо­ди­мо. Я и гово­рю все вре­мя: «пока», «пока экс­тен­сив­ный пери­од». У нас же сей­час замет­но — у мона­ше­ству­ю­щих и не толь­ко у них, но в хоро­ших мона­сты­рях осо­бен­но — такое тяго­те­ние к Афо­ну. Пото­му что там живое пре­да­ние, там тра­ди­ция не пре­ры­ва­лась и пере­да­ва­лась из рук в руки. Там не акту­аль­ны груст­ные заклю­че­ния свя­ти­те­ля Игна­тия Кав­каз­ско­го, что духо­нос­ные стар­цы кон­чи­лись, учи­тесь по книж­кам… Да нель­зя молит­ве по книж­кам выучить­ся! То есть мож­но — до како­го-то уров­ня. Это как с само­учи­те­лем — мож­но до како­го-то уров­ня… У отца Вла­ди­ми­ра Воро­бье­ва есть хоро­ший образ, что учи­те­ля в Пра­во­сла­вии — как в аль­пи­низ­ме. Есть марш­ру­ты тури­сти­че­ские. До тыся­чи, до полу­то­ра тысяч мет­ров мож­но научить­ся ходить по книж­кам. А в насто­я­щие горы, где тяже­ло, где нуж­но спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние, чело­век сам дол­жен деся­ть раз под­нять­ся, и там нуж­на не книж­ка, а тот, кто тебя дове­дет. Ты можешь про­чи­тать сто кни­жек, но сам нико­гда не под­ни­мешь­ся.

АБ: В под­держ­ку про­зву­чав­ше­го тези­са про экс­тен­сив­ный путь и колос­са на гли­ня­ных ногах. Мы толь­ко что про­ве­ли все­рос­сий­ское иссле­до­ва­ние, в кото­рое вста­ви­ли блок вопро­сов, так назы­ва­е­мый «дог­ма­ти­че­ский ска­нер», — что­бы посмот­реть, что у рос­си­ян тво­рит­ся в голо­вах на тему дог­ма­тов веры, да и вооб­ще, «во что верим», насколь­ко силь­ны раз­ные иска­же­ния и ере­си. В числе про­че­го, в про­дол­же­ние раз­го­во­ра о Тро­и­це и филио­кве, был вопрос к респон­ден­там: «Какое утвер­жде­ние вы счи­та­е­те пра­виль­ным: Свя­той Дух исхо­дит от Отца и от Сына; Свя­той Дух исхо­дит толь­ко от Отца; Свя­той Дух не исхо­дит ни от Отца, ни от Сына; затруд­ня­е­тесь отве­тить». Мои ожи­да­ния были, что люди мас­со­во выбе­рут «затруд­ня­юсь отве­тить». Но кар­ти­на ока­за­лась неожи­дан­ной. Из числа пра­во­слав­ных людей 69% ска­за­ли, что Свя­той Дух исхо­дит и от Отца, и от Сына. То есть, когда я это уви­де­ла, у меня пря­мо было, зна­е­те, такое… Ну, пере­про­ве­ри­ла пер­вым делом… Потом думаю: «Тро­и­цу спа­сать!»

прот. МК: Да уж. Люди ниче­го не зна­ют… Могу пред­ло­жить дру­гое иссле­до­ва­ние, кото­рое, если про­ве­сти его хотя бы в рам­ках одно­го горо­да, даст инте­рес­ный срез. Если послу­шать про­по­ве­ди, кото­рые гово­рят­ся в мос­ков­ских хра­мах и хра­мах дру­гих боль­ших горо­дов, вы уви­ди­те, что

про­по­ве­ди, кото­рые гово­рят­ся ярки­ми извест­ны­ми про­по­вед­ни­ка­ми, сей­час про­из­но­сят­ся о чем угод­но, кро­ме веро­уче­ния.

В луч­шем слу­чае гово­рит­ся о Сло­ве Божи­ем, а не об обще­ствен­но-поли­ти­че­ской про­бле­ма­ти­ке или жити­ях. Но если о Сло­ве Божи­ем, то в его нрав­ствен­ном при­ло­же­нии, иной раз ярко и убе­ди­тель­но акту­а­ли­зи­ро­ван­ном нынеш­ней дей­стви­тель­но­стью. Ока­зы­ва­ет­ся, что наши наи­бо­лее извест­ные про­по­вед­ни­ки — это те, кото­рые уме­ют акту­а­ли­зо­вать нрав­ствен­ное уче­ние Еван­ге­лия, при­ме­нять его к сего­дняш­не­му дню.

АБ: Мы в иссле­до­ва­ни­ях видим крен в тол­стов­ство, кста­ти, в «мораль­ное хри­сти­ан­ство» и «спа­се­ние доб­ры­ми дела­ми».

прот. МК: Ну, это тоже, сколь­ко угод­но. С дру­гой сто­ро­ны, есть крен в ту сто­ро­ну, что мы не про­ща­ем вра­гов Оте­че­ства, гну­ша­ем­ся вра­га­ми Божи­и­ми и про­ща­ем толь­ко непо­нят­ную кате­го­рию вра­гов лич­ных, из кото­рых, соб­ствен­но, кро­ме соседей почти нико­го и не оста­ет­ся после это­го. А всех осталь­ных никак не сле­ду­ет про­щать.

Но вопро­сы веро­уче­ния не затра­ги­ва­ют­ся. Мало о них гово­рит­ся. Даже не пото­му, что это не акту­аль­но для ауди­то­рии. Боят­ся об этом гово­рить.

Пото­му что не зна­ют… Пото­му что не ощу­ща­ют сво­ей веры в то, что ска­жут пра­виль­но. У них нет уве­рен­но­сти… Ну, мак­си­мум, «я смо­гу это зачи­тать», пере­ска­зать учеб­ник или какой-то ста­рый текст. Нет ника­кой уве­рен­но­сти в том, что я смо­гу гово­рить по пово­ду веро­уче­ния что-то дей­стви­тель­но живое, что ере­сью не ока­жет­ся. Что сам не сва­люсь незна­мо во что…

АБ: Кста­ти, когда я Вас попро­си­ла дог­мат о Тро­и­це объ­яс­нить, Вы сра­зу ска­за­ли, что не смо­же­те, но потом все-таки нашлись сло­ва…

прот. МК: И тут уже колос­саль­ная раз­ни­ца.

Если, напри­мер, посмот­рим XIX век, то у нас наря­ду с нрав­ствен­ной или акту­аль­ной обще­ствен­ной про­по­ве­дью был огром­ный, вели­кий пла­ст про­по­ве­дей на веро­учи­тель­ные темы.

Ну, преж­де все­го, свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский, конеч­но. Но не толь­ко он. И у свя­ти­те­ля Фео­фа­на, мень­ше у Игна­тия, ино­гда у Инно­кен­тия Хер­сон­ско­го и у дру­гих авто­ров есть бле­стя­щее изло­же­ние веро­учи­тель­ных истин. Может быть, бого­сло­вие свя­ти­те­ля Фила­ре­та наи­бо­лее пол­но изло­же­но имен­но в его про­по­ве­дях. И ниче­го — слу­ша­ли, пони­ма­ли.

АБ: Да, и духо­вен­ство не боя­лось об этом гово­рить.

прот. МК: Не боя­лось. Пото­му что это вос­при­ни­ма­лось. Было акту­аль­но, пере­пе­ча­ты­ва­лось, выхо­ди­ло мно­ги­ми изда­ни­я­ми. Меж­ду про­чим, это гово­рит еще и об уров­не бого­слов­ской обра­зо­ван­но­сти и гово­ря­щих, и слу­ша­ю­щих.

АБ: А сей­час, когда когни­тив­ная раз­мер­но­сть сжа­та до един­ствен­но­го про­ти­во­по­став­ле­ния «свой — чужой», очень лег­ко ска­зать: «О!.. Это, кажет­ся, что-то новое!.. Может, модер­низм, обнов­лен­че­ство?..» И все, клей­мо, раз­го­вор окон­чен. Воз­мож­на ли в такой обста­нов­ке веро­учи­тель­ная про­по­ведь, нуж­на ли она сего­дня?

прот. МК: При­ве­ден­ные циф­ры отчет­ли­во пока­зы­ва­ют, что нуж­на. Конеч­но, нуж­на.

АБ: С чего начи­нать?

прот. МК: В рам­ках всей Церк­ви — не знаю. В рам­ках при­хо­да мы ста­ра­ем­ся делать так: раз в три-четы­ре года я обнов­ляю курс веро­учи­тель­ных бесед.

Хотя каж­дый раз этот курс опи­ра­ет­ся на один текст — Кате­хи­зис свя­ти­те­ля Фила­ре­та.

Про­сто берем кате­хи­зис, вро­де понят­ная книж­ка. И начи­на­ем читать, как учеб­ник. Не на бого­слу­же­нии, конеч­но. И пыта­ем­ся раз­би­рать­ся и запо­ми­нать с новым кру­гом при­хо­жан. Кто-то и по пято­му разу слу­ша­ет, но, в основ­ном, каж­дый год новые участ­ни­ки. Вот это все­гда нахо­дит свою ауди­то­рию.

АБ: Зна­е­те, мы слов­но про­де­ла­ли некое путе­ше­ствие и вер­ну­лись в Ваш каби­нет в Учеб­ном Коми­те­те Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, в кото­ром, соб­ствен­но, мы и раз­го­ва­ри­ва­ем все это вре­мя. Веро­учи­тель­ная про­по­ведь — это же ком­пе­тен­ция, кото­рая, по идее, может быть встро­е­на в систе­му духов­но­го обра­зо­ва­ния. И если нуж­на такая рабо­та, такое дви­же­ние от свя­щен­ни­ка к сво­им при­хо­жа­нам, то батюш­ка дол­жен чув­ство­вать и уве­рен­но­сть в себе, и твер­дое пони­ма­ние, и прак­ти­че­ский навык иметь, как раз­го­ва­ри­вать об этом с совре­мен­ни­ка­ми…

прот. МК: Наша зада­ча — так учить пред­ме­там, свя­зан­ным с веро­уче­ни­ем, что­бы сту­ден­ты выхо­ди­ли в жиз­нь, будучи уве­рен­ны­ми в сво­их зна­ни­ях. Пото­му что, как ни кру­ти, рас­суж­да­ю­щие в свя­зи с Еван­ге­ли­ем чаще рас­суж­да­ют в силу соб­ствен­ной общей начи­тан­но­сти и даже про­сто твор­че­ской ода­рен­но­сти. Что, меж­ду про­чим, тре­бу­ет мень­ше уси­лий. Ина­че гово­ря, сло­вес­но ода­рен­ный чело­век, нрав­ствен­но чут­кий и живу­щий более-менее молит­вен­ной духов­ной жиз­нью, может доволь­но глу­бо­ко и инте­рес­но делить­ся сво­и­ми твор­че­ски­ми пере­жи­ва­ни­я­ми по пово­ду еван­гель­ской нрав­ствен­но­сти.

Но поди ж, най­ди того, кто смо­жет так же делить­ся сво­и­ми мыс­ля­ми и пере­жи­ва­ни­я­ми по пово­ду основ веры!..

АБ: Похо­же, как раз этот навык веро­учи­тель­ной про­по­ве­ди, рас­сказ об осно­вах веры на совре­мен­ном язы­ке, при­об­ре­та­ет острую соци­аль­ную вос­тре­бо­ван­но­сть. Вот такой вывод. Совсем не в рус­ле тре­тье­го выпус­ка «Лод­ки», каким мы его пыта­лись спла­ни­ро­вать, но застав­ля­ет заду­мать­ся. Спа­си­бо за раз­го­вор.

Альманах “Лодка”.

Поделиться