Матушка Екатерина Захарова
В особенные дни Страстной Седмицы хочется сохранить сосредоточенность на тех самых главных событиях, которые сейчас вспоминаются Церковью. И даже дома, за домашними делами, не потерять состояние сердца, которое соответствовало бы важности и глубине происходящего.
Подборка церковных и духовных произведений русских и европейских композиторов поможет погрузиться в особую атмосферу предпасхального времени.
” Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный…”
Звучит по завершении канона утрени во все первые три дня Страстной седмицы так называемый ексапостиларий, или, по-русски, светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…». В нем продолжает раскрываться глубокий богослужебный образ взаимосвязи Христа Спасителя и человеческой души, как взаимоотношений Жениха и невесты. Брак души со Христом — это таинственное единение Бога и человека в вечности, в Царстве Небесном. И этот небесный брачный «чертог» христианин уже видит, но сокрушается о том: «одежды не имам», то есть плодов духовной жизни (см.: Гал. 5, 22), «да вниду в онь» (чтобы войти в него); и далее уже прямое прошение к Богу о даровании необходимой для спасения душевной чистоты: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
“Вечери твоея” муз. Львова
В Великий четверг вместо обычной «Херувимской» во время Великого входа за литургией распевается молитва, которую мы читаем каждый раз перед причастием: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Эта же молитва поется в Великий четверг во время причащения духовенства в алтаре и при причащении народа в храме.
“Днесь висит на древе”
Песнопение службы ” Двенадцати Евангелий” – богослужение, которое совершается на Страстной неделе в Великий четверг. «Днесь висит на древе» (тропарь 15 антифона) – драматический центр богослужения: «Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 912)
“Волною морскою”
На Утреней Великой Субботы После 50-го псалма поется канон: Волною морскою, представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.).
«Да молчит всякая плоть человеча…»
Это песнопение исполняется на Литургии в Великую субботу на Великом входе вместо Херувимской песни.
“Воскресни, Боже, суди земли”
В Великую субботу, после Апостола, вместо обычного «Аллилуиа» поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в белые одежды сами и переоблачают престол и жертвенник в алтаре. В белом одеянии, стоя перед плащаницей в центре храма, диакон читает последнюю, 28 главу Евангелия от Матфея, повествующую о событии Воскресения Спасителя, и это уже прямое указание на грядущую в предлежащую спасительную ночь радость Пасхи.
Духовная музыка европейских композиторов. Произведения, посвященные событиям Страстной седмицы.
Джованни Баттиста Перголези «Stabat Mater”
Джоаккино Россини «Stabat Mater dolorosa”
Йозеф Гайдн “Семь последних слов Христа»
Джованни Баттиста Перголези «Stabat Mater”
Францис Пуленк «Stabat Mater dolorosa»
Иоганн Себастьян Бах «Страсти по Матфею»
Иоганн Себастьян Бах «Страсти по Иоанну»
Европейская музыка, созвучная настроению Страстной седмицы
Аллегри «Помилуй меня»
Габриэль Форе «Реквием»;
Иоганн Брамс «Симфония №3» 3 часть
Арво Пярт «Spiegel im Spiegel”
Русская музыка, созвучная настроению Страстной седмицы
Георгий Свиридов «Святый Боже»
Георгий Свиридов «Святая любовь»
Георгий Свиридов «Предательство Иуды»
Георгий Свиридов «Душа Грустит о небесах»
Сергей Рахманинов «Тебе поем»