Слово митрополита Воскресенского Дионисия на престольном празднике

Всех вас поздравляю с Престольным праздником столь всеми нами любимого преподобного и богоносного отца нашего старца Серафима, и от Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла передаю вам его поздравление и благословение в этот праздничный день и во все предстоящие долгие лета.

Отец Максим упомянул обстоятельства, современные нам, эти обстоятельства постоянно у всех в памяти, являются темой для разговоров, для проповедей, для выступлений политиков. Что говорить? Послал нам Господь испытание. Но вы знаете, дорогие мои, как Господь испытание послал, так Он его и отзовет. Но есть условие для того, чтобы оно закончилось. В тот самый день, когда большая часть из нас, по крайней мере, христиане Православные перестанут даже в мыслях говорить: «Господи, ну когда же это все закончится?», а начтут говорить: «Господи, слава Тебе, что даешь нам возможность каяться в грехах своих. Дай нам силы вынести это испытание столько, сколько Тебе угодно», в тот самый день эта пандемия исчезнет как дым. Поэтому нам только это с вами нужно. Ну а для того, чтобы такого состояния достичь, конечно, нужна помощь Божия.

И вот сегодня в Евангелии, которое обычно читается в субботу перед праздником Богоявления, рассказывается о том, как Иоанн Предтеча вышел на Иордан крестить народ, исповедующий все свои грехи, и проповедовал о грядущем Спасителе мира, Мессии. Он сказал: «Идущий за мной […] будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3:11). О том, что такое крестить Духом Святым, мы знаем. Мы чтим преподобного Серафима, читали его беседу знаменитую, знаем, что такое стяжание Духа Святаго. А вот что имел в виду Предтеча, когда сказал: «Духом Святым и огнем»? Разные есть толкования древних и новых толкователей, но одно из нравственно-аскетических толкований говорит, что «огонь» – это внутренний, внутри человеческого сердца горящий огонь, который согревает человека и дает ему не просто силы для того, чтобы переносить трудности, а влечет его к тому, чтобы исполнять божественные заповеди. Не просто несешь крест и плетешься под ним, а желаешь еще на себя что-то взять, желаешь молиться, желаешь прощать людей, желаешь им помогать, забываешь себя, видишь только других. И этот огонь, который согревает человеческое сердце, и является главным двигателем духовной жизни. Этот огонь, понятно, что берущийся с Неба, в сердце человека возникает по мановению Божию, но не без усилий самого человека.

А что нужно для того, чтобы этот огонь в сердце загорелся? Чтобы нам не просто влачить свои кресты, а с желанием совершать Божии заповеди? Для этого нужно просто молиться Богу. Читать утренние и вечерние молитвы, сосредотачивая свой ум на молитвенных словах, не рассеиваясь. Да, особенно тем, кто в этом ленится, это очень сложно сделать, но если один раз себя заставить, второй раз себя заставить, в третий раз уже самого повлечет в Красный угол к молитвослову, и сам пожелаешь с Богом говорить хоть со страхом, но с желанием. Ну а для того, чтобы ум лучше собирался, на стене этого храма от преподобного Серафима совет написан: «от чтения Святаго Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным». Открывай Евангелие и молись Богу, и загорится в твоем сердце огонь, и все твои христианские обязанности станут для тебя не обременением, а великой радостью, которую ты захочешь постоянно ощущать.

И вот тогда и будут силы сказать даже среди испытаний и належащего нам ныне испытания: «Слава Тебе, Боже, за то, что милуешь нас. Продолжай и дальше миловать и давать нам силы переносить и принимать все, что Ты нам от руки Своей посылаешь». И вот тогда все несчастья, недуги, скорби от нас отлетят, и пандемия закончится, чего я всем вам и самому себе от всей души в этот праздничный день молитвами преподобного Серафима желаю Аминь.

Поделиться