На фоне стеклянных башен «игрушечный» храм преподобного Серафима Саровского смотрится посланцем из прошлого. Хотя на самом деле он не старше первых небоскребов «Москва-Сити». Храм был освящен в 2010 году, сегодня — это единственное место в Сити, где можно исповедоваться, причаститься, побеседовать со священником, помолиться или просто поразмышлять, отключившись от мирского, в «окружении» святых отцов.
Удивительно, но жизнь этого небольшого по размеру храма не менее богата, чем жизнь других, в том числе именитых старинных московских церквей. Здесь проходят ежедневные богослужения, храмовые праздники, уроки в воскресной школе, встречи с прихожанами. Вдохнуть в небольшой, с виду декоративный храм жизнь, сделать его центром притяжения для жителей и работников Сити стало задачей его настоятеля — о. Максима Козлова.
Назначение о. Максима Козлова — одного из ярких представителей московского духовенства, профессора Московской духовной семинарии, публициста, богослова, бывшего настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ — в небольшой храм на Краснопресненской набережной — событие на первый взгляд необъяснимое, сродни чуду. Сам отец-настоятель тоже говорит о собственном «удивлении перед нестандартными путями промысла Божьего», рассуждая о причинах, приведших его в Сити. Однако, как показало время, назначение это стало полезным не только для храма и паствы, но и для самого о. Максима. Об этом и многом другом настоятель рассказал в интервью MСG.
Инициатива строительства храма преподобного Серафима Саровского принадлежит труженикам «Экспоцентра». Его возвели на деньги структур, которым принадлежит комплекс, и на личные деньги акционеров.
А начиналось все так: в начале нулевых произошла встреча тогдашнего руководства «Экспоцентра» с ныне покойным протоиереем Дмитрием Смирновым. Отец Дмитрий посмотрел в окошко и с присущей ему прямотой сказал: «Все тут у вас хорошо, но ни одного храма не видно». Слова отца Дмитрия обычно доходили до сердец людей.
Архитектурный облик храма отсылает к псковской традиции. Крупные, монументальные формы, отсутствие дробности. Храм соразмерен, вписан в окружающую среду. Большие плоскости — башни «Москва-Сити», на фоне которых он расположен, — помогают храму хорошо смотреться со стороны набережной. На мой взгляд, это один из немногих удачных примеров воспроизведения псковской храмовой архитектуры. И что важно, проект в достаточной мере приспособлен под церковные нужды — в нем есть все необходимые помещения для комфортного проведения богослужений.
Храм освятили знойным летом 2010 года, 12 августа. В тот месяц Москва погрузилась в дымку, в городе было буквально нечем дышать. Но сразу после освящения храма погода резко поменялась — дымка развеялась.
Богослужения в храме велись с первого дня. Сначала — раз в неделю, потом чаще. В течение двух лет храм Серафима Саровского был «приписан» к храму святой мученицы Татианы при МГУ на ул. Моховой, где я также был настоятелем. А в сентябре 2012 года было принято решение создать здесь самостоятельный приход.
В тот момент нагрузка была колоссальной. Я являлся настоятелем двух храмов — на Моховой и в Сити. Параллельно я получил должность первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Это послушание требовало глубокого погружения, поэтому из храма святой мученицы Татианы пришлось уйти. В результате все сложилось очень удачно для меня: я стал совмещать работу в Учебном комитете с более комфортной и не столь обременительной службой в храме при «Экспоцентре». И дело не только в размерах храма. Благодаря «Экспоцентру» решена масса административных вопросов, которые обычно ложатся на плечи настоятеля. Я же могу заниматься только окормлением паствы, жить богослужебной и духовной жизнью прихода — каждый настоятель об этом только и мечтает.
Покровитель храма — преподобный Серафим Саровский, и этому есть объяснение. Во-первых, святой был из купеческой семьи — это причина, лежащая на поверхности. И вторая, на мой взгляд, более глубокая причина связана с тем, что жизнь Серафима была полностью связана с отказом от мира. А людям, которые по роду деятельности погружены в экономическую конкретику, важно напомнить про неотмирные ценности, значимость которых превышает любые занятия, связанные с земным попечением. Частицы мощей Серафима Саровского — наша главная святыня. Они встроены в икону святого, расположенную в правой части храма напротив алтаря.
Святитель Спиридон — еще один особенно любимый в нашем храме святой. Он считается покровителем тех, кто хочет честно заниматься коммерческой деятельностью. Раз в две недели мы совершаем в его честь молебен. И, конечно, в храме есть его икона.
К нам ходят самые разные люди. Во-первых, те, кто живет рядом. Во-вторых, те, кто изначально имел отношение к храму Серафима Саровского. В-третьих, люди, которые работают в Сити. Они обычно бывают в храме на будничных богослужениях или во время больших праздников, когда эти праздники приходятся на рабочие дни.
График наших богослужений немного отличается от стандартного. Это сделано для удобства офисных работников. Утренняя служба начинается в 7:30, а не в 8:00 или 9:00, чтобы люди могли посетить храм до начала работы. Вечерняя служба, наоборот, идет с 18:00, а не с 17:00, как в других храмах. А вот в выходные мы начинаем чуть позже обычного, — в 9:00, чтобы дать людям выспаться. В течение недели в храме проходит, как правило, три утренних и три вечерних богослужения, конечно, если на неделю не выпадает праздник, который предполагает более интенсивный график.
В небогослужебные дни храм открыт с 10:00 до 19:00. Дежурный за свечным ящиком может принять записки, дать консультации, рассказать, какому святому помолиться. Можно прийти и спокойно посидеть в храме, например, в обеденный перерыв. У каждого священника есть обязательные дни дежурства, когда прихожане могут прийти и пообщаться с ними. Например, я обычно встречаюсь с людьми в субботу и воскресенье. Другие священники — в будние дни.
Когда выставки в «Экспоцентре» были международными, к нам часто приходили иностранцы. Поэтому на информационных стендах у нас есть тексты не только на русском, но и на английском и китайском языках. Бывало, что наш храм становился единственным культурным объектом, который успевали посетить «командировочные».
В целом наша жизнь схожа с жизнью любого московского храма. Воскресная школа для детей, занятия для взрослых, паломнические поездки для прихожан и духовенства. Мы побывали в Пскове, Новгороде, Смоленске. Ездили в Италию, в Грецию на о. Корфу, к мощам святителя Спиридона.
Из-за пандемии доступ на богослужения несколько месяцев был невозможен. В это время мы начали развивать интернет-коммуникацию с прихожанами, в полную меру заработал приходской чат, богослужения стали транслироваться онлайн, для детей прихода проводили занятия.
А два раза в неделю мы с детьми читали «Винни-Пуха». Я понял, что наших традиционных занятий онлайн недостаточно, и вспомнил, что в детстве «Винни-Пух» в переводе Заходера был одной из моих любимых книг. Потом мы устроили конкурс детских рисунков по мотивам сюжета книги. Взрослые инициировали конкурс чтения стихов из «Винни- Пуха». Потом стали писать стихи в стиле храпелок и сопелок на тему ковидной реальности. Старались как-то поддерживать друг друга в эти непростые месяцы.
В выходные мы начинаем чуть позже обычного, — в 9:00, чтобы дать людям выспаться
Священники без проблем освоили электронные форматы общения с прихожанами. Тем более что параллельно все мы работаем в Учебном комитете, нам постоянно приходится иметь дело с интернетом. Ну а прихожанам мы помогли. Правда, как говорил Святейший Патриарх, интернет не может полноценно заменить приходскую жизнь. Но лучше организовать трансляции богослужений, чем вовсе жить без них.
Иногда коммерсанты приходят к нам за практическими советами.
Но священник — не бизнес-консультант. В этом смысле мы всегда стараемся отрезвлять приходящих. Мы можем дать этическую оценку той или иной ситуации с опорой на Священное Писание и нравственное учение церкви. Возможно, вспомнить что-то из личного опыта. А вот куда вложить прибыль предприятия, мы не подскажем.
Лучше организовать трансляции богослужений, чем вовсе жить без них
Часто люди просят помолиться о том, что- бы их экономическое или административное начинание было удачным. Обычно мы говорим так: мы помолимся, но обязательно вместе, только в этом случае молитва будет иметь смысл. Если вы думаете, что оставите записку, а мы сотворим какой-то «ахалай-махалай» и все образуется, — увы, нет. Кроме того, я как священник не в курсе, полезно ли вам перейти на следующую ступень богатства и экономического развития. Об этом знает только Господь.
Вы решили позвать к себе Бога молитвой — Господь откликнется. Но не всегда так, как вы предполагаете. Об этом мы всегда говорим прихожанам, обращающимся за помощью в развитии бизнеса. Возможно, проблема, которая вас тяготила, после молитвы рассеется. А возможно, через неделю вы разоритесь. Бог знает то, чего не знаем мы и, возможно, видит, что вам вообще не стоит заниматься этим делом. Достаточно ли у вас мужества, чтобы призвать Бога ближе, зная об этом? После подобного разъяснения в одном случае из десяти люди отказываются от молитвы о бизнесе.
Отзовется ли Господь, зависит от вашего целеполагания. «Я хочу получить доход с тем, чтобы…» Отразится ли успех вашего бизнеса положительным образом на судьбе сотрудников, социально незащищенных людей? Или это только рост благосостояния меня и моей семьи? Важно в этом разобраться прежде, чем вы обратитесь за церковной молитвой.
Церковь заботится обо всем, что не является областью греха. Поэтому бессмысленно молиться за начинание, в которое закладывается грех — будь то чрезмерная эксплуатация сотрудников или обман государства или партнеров. Даже если вы мне не скажете о ваших истинных мотивах, все равно в этой молитве не будет никакого толка.
Часто к нам обращаются с просьбой освятить офис. И мы, конечно, это делаем. Но для меня очень важно, чтобы участие в таинстве не было для сотрудников принудительным. Пусть на освящение соберутся те, кому это близко, остальным в это время лучше попить кофе. Принцип добровольности — это главное, о чем мы не устаем напоминать православным начальникам, которых, кстати, не так мало в окружающих башнях.
В бизнесе конфессиональная близость, думаю, не является определяющим критерием. Скорее, важно общее взаимопонимание, порядочность, умение выстроить партнерские отношения. Общая религия может быть критерием для выбора деловых партнеров
для религиозных меньшинств. Например, до революции в России были сплоченные сообщества купцов-старообрядцев. Если же сообщество является большинством, даже имея в виду латентную принадлежность к православию большинства якобы религиозных россиян, конфессиональный принцип не работает. Конечно, есть клубы предпринимателей, ориентированные на различные узкие течения внутри православия. Но я никогда не старался быть близко ни к большим деньгам, ни к таким сообществам, это не мое.
Мое отношение к Сити как к архитектурному комплексу менялось с годами. От первоначального отторжения до более спокойного внутреннего приятия. А сейчас при иных ракурсах, ином освещении, особенно осенью на закате или зимой на восходе, когда снег еще свежий и белый, Сити мне нравится. Наверное, это похоже на историю с Эйфелевой башней — сначала она всех раздражала, а потом без нее невозможно стало представить город. Конечно, архитектура Сити не греет душу так, как почти несохранившаяся старая Москва, но его можно принять и жить с ним как с неотъемлемой частью города.
Без Сити набора фотооткрыток про Москву уже не делают. Это такой же узнаваемый символ Москвы, как Кремль, собор Василия Блаженного. Но для большинства людей, которые здесь трудятся — это просто удобное место работы. И для многих из них важно иметь рядом место, где можно помолиться, — доступное и гостеприимное.
Возможно, в Сити и любят внешние атрибуты успеха. При этом я знаю огромное количество богатых людей, которые не склонны делать на этом акцент. Для многих предпринимателей дорогие машины, костюмы — это скорее часть статус-кво. Их просто не поймут, если они приедут на автомобиле непрестижной марки, подумают, что они выпендриваются, юродствуют. Многие просто не могут себе позволить ходить на работу в джинсах. Поэтому в большинстве случаев я не вижу проблемы в наличии у человека внешних атрибутов богатства, если только они не становятся приоритетом. Проблема возникает, если статус, богатство и известность человека превосходит масштаб его личности.
Наш храм — это дом, где рады видеть самых разных людей. Здесь нет подгонки под единство общественно-политического мировоззрения. Нам все равно, является ли прихожанин владельцем бизнеса или рядовым сотрудником. Мы стараемся создать атмосферу теплоты всем, кто перешагивает порог храма.
С расписанием богослужений, проходящих в храме преподобного Серафима Саровского, можно ознакомиться на сайте: www. st-serafim.ru/raspisanie-bogosluzheniy