Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца. Когда мы вспоминаем преподобного Серафима, читаем его житие, перед нашим мысленным взором не может не пройти то, о чем так ясно свидетельствует его подвиг, его жизнь удивительная.
Во-первых, преподобный Серафим напоминает нам о том, что жизнь Церкви Христовой есть прикосновение к чуду. Преподобный напомнил об этом не в какие-то древние времена. Когда мы читаем его житие, у нас иногда получается воспринять его как-то оторвано от времени и даже страны, где это происходило, хотя мы знаем, что это наша Родина, Россия, что это было недавно. Но вот давайте себе напомним: конец XVIII – начало XIX века: «версты полосаты», станционные смотрители, чиновники в каждом губернском и уездном городе, Пушкин резвится в Петербурге, Белинский – властитель дум молодежи, Университеты Московский и Петербургский, журналы издаются, декабристы вместе с масонами бунтуют и выдумывают заговоры, а здесь в это же самое время Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном является убогому Серафиму! В это самое время, когда что-то пишет Белинский и к чему-то ревнует Пушкин. В это же самое время святой сподобляется такой благодати Святого Духа, которую он может явить другому, никаким подвигом не засвидетельствовавшему себя человеку так, что тот донесет потом до нас это свидетельство, и мы будем знать, как не в древности, не когда-то только на горе Фавор, не когда-то, когда об этом писали отцы подвижники тех почти былинных для нас времен, а вот совсем недавно, совсем простой человек, молившийся рядом со святым, мог узнать, что такое благодать Духа Святаго. И многое-многое другое, что было в жизни преподобного Серафима, от отрочества его начиная, от того самого падения с колокольни, в котором отрок Прохор был сохранен Богом и Владычицей Неба и Земли ради грядущего его подвига и свидетельства Церкви, напоминает нам: чудо – это то, что всегда есть в Церкви, не в житиях только, не в древности, не когда-то, а всегда есть в Церкви, и что мы должны верить в это чудо, которое может быть в жизни каждого из нас, если мы будем Богу молиться и Богу верить.
Преподобный Серафим напоминает нам о подвиге. Это тоже не какие-то бесконечно давние времена. Да, мы читаем о Марии Египетской и о льве, который копал ее могилу, и, хотя верим житию, но это так давно было, так давно водились эти львы, которые копали могилы в пустынях для подвижниц, но никто не видел таких львов. А медведя у преподобного Серафима множество людей видело и знало, и это было не когда-то давно. Медведь, хлебушек кушавший, это не в предании «давно минувших дней», это то, что было несколько поколений назад в памяти. Это то, что подвигом достигается: преодоление той розни в творении, которая вошла в него через человеческий грех. А стояние на камне тысячу дней – три года почти! Это не просто так, и это тоже не в какие-то незапамятные времена, не Византия, не Даниил или Симеон столпники, которые были для нас так далеко, а вот совсем недавно это было! Преподобный свидетельствует о том, что если чудо в Церкви всегда есть, то, тем более, подвиг для христианина всегда возможен. Возможно не только прочитать о том, что было, но и о том, что в нашей жизни может произойти.
Если мы внимательно прочитаем житие преподобного Серафима, мы увидим, как много он исполняет просьб людей простых: исцеляет от болезней, устрояет браки по своим молитвам, приводит к монашеству тех, кто, как оказалось, еще сам не понимал, что ему нужно быть в монастыре. Это внимание к простой человеческой жизни преподобного напоминает нам о том, что перед тем, как стать святым каждому необходимо стать хорошим человеком. Святой – он хороший человек. Он не просто хороший человек, он неизмеримо больше, но не бывает святого, который бы при этом был плохим человеком: предателем, обманщиком, казнокрадом и одновременно святым. Святой – это хороший человек, может быть, немощный, но хороший. И поэтому это человеческое естественное качество обратить каждому на лучшее преподобный многажды многим людям помогает. Он же при этом говорит: «Не останавливайтесь на этом». И говорит потом слова, которые нынешнему веку могут показаться жестокими, но которые – мы должны помнить – сказал именно преподобный Серафим, святой, благовествовавший радость о Христе Воскресшем, что всякое доброе дело, не ради Христа сделанное, ни в этой жизни ничего не значит, ни для вечности ничего не приносит. Вот это тоже следует христианину помнить, что само по себе естественное добро – вещь хорошая как начальная некая стадия для человека, но возводит к Царствию Небесному и возвышает по ступеням добродетели только то добро, которое делается человеком Христа ради, ибо в нем есть то самое стеснение себя Бога ради, то что называется на сухом языке аскетикой, и то, что, как преподобный Серафим засвидетельствовал своей жизнью, делает человека причастным благодати Духа Святаго, то добро, которое Христа ради делается. Еще бесконечно многое можно было бы сказать о преподобном Серафиме и о том, что он дал Церкви, и о том, что сейчас мы можем от него почерпнуть, но я надеюсь, что само богослужение нам об этом скажет.