Проповедь священника Александра Стародубцева в день памяти прп. Серафима Саровского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем торжественно память подвижника Церкви Русской, святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца. Именно в этот день 110 лет назад происходили в России события, которые навсегда стали называться Саровскими торжествами. События, когда совершилось то, чего уже очень давно ждал верующий народ  – обретение мощей преподобного Серафима и его прославление иже во святых. Кто же был этот человек? Как часто в жизни его он являл то, что скорее близко ангелам, то, что скорее является действительным проявлением человека, стяжавшего благодать Божию. Преподобный Серафим происходил из города Курска, был сыном Исидора и Агафии Мошниных. Его отец был весьма богатый купец, строитель, владелец кирпичных заводов, который занимался постройкой домов, церквей, различных зданий, и понятно, что был не бедным человеком и мог ему обеспечить будущее, в котором ему ничего бы в жизни не требовалось.

img039

Но, преподобный Серафим с детства так возлюбил Бога, что в совершеннолетии он молится очень много о том, о чем скажет своей маме и том чтобы была добрая реакция (его отец умер, когда ему было три года) на то, что он желает посвятить себя Богу именно в образе ангельском, иноческом, жизни в монастыре. Мама его благословляет. Тогда он уже, конечно, знал о Саровской обители, потому что еще с начала XVIII века обитель являет настоящих подвижников древних по духу, но решает отправиться в Киево-Печерскую лавру как колыбель русского монашества. И там он все же получает благословение направиться именно в Саровскую обитель, именно там ему предсказано принести самый главный плод всей своей жизни. Направляется преподобный Серафим в Саровскую обитель и там он несет различные послушания, продолжающиеся достаточно много лет, но потом просит особенного благословения на то, чтобы подвизаться в русской пустыне, то есть в дебрях лесных, чащах, где по благословению начальства монастыря строит себе сначала ближнюю пустыньку, впоследствии мы узнаем о том, что будет и дальняя пустынька и особая пещера, в которой он также уединялся и молился. Его путь как монаха был совершенно особый во многом, особенно учитывая время, когда он подвизался (вторая половина XVIII-начало XIX века). Диавол увидел, что это будет совершенно особенный подвижник и применил все свои возможности для того, чтобы устрашить его, для того, чтобы он остановился на каком-то уровне и уже не стал подниматься дальше по духовной лестнице.

Откуда мы все это знаем? К счастью, нынешний священномученик митрополит Серафим (Чичагов) проделывает огромную научную работу, составляет, можно сказать, две докторские диссертации, это 900-страничное исследование, сопоставляет все имеющиеся письменные источники Саровского монастыря еще с начала XVIII века, Дивеевской обители, сестер, людей просто приходивших к Серафиму Саровскому, его духовных чад. Именно из этих источников мы знаем прямые ответы Серафима Саровского о том, как он нес свой подвиг пред Богом. Так однажды его один инок спрашивает уже после его тысячедневного подвига стояния на камне: «Почему ты это делал? Зачем ты это избрал? И вообще, разве возможно человеку так долго стоять?» Да, после этого у Серафима Саровского будут болеть ноги всю оставшуюся жизнь, но он говорит: «Я другой вопрос тебе задам: как возможно было Симеону Столпнику 47 лет простоять? А я – лишь три года». Его смирение, было именно тем, за что его особенно возлюбила Пресвятая Владычица Богородица. Читая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, которая для прихожан Серафимовского храма должна быть одной из настольных книг, мы видим, что двенадцать раз ему является Пресвятая Владычица Богородица от юности и до самых последних мгновений его жизни. Именно Она подтверждает ему то, что Она сказала и той, которая устроила то, чтобы было еще задолго до Дивеевской обители (Агафии Семеновне Мельгуновой), что будущее создание великой обители дев-монахинь надо будет продолжить и поддержать, ибо это четвертый Ее удел в мире. Хотя основной свой подвиг великий подвижник нес в Саровской обители, куда сейчас весьма сложно попасть.

Взирая на его жизнь и на те поучения, которые он оставил в Саровской обители, особое внимание давайте уделим следующему: тому, что мы можем непосредственно отнести к себе, к людям, живущим в миру. Когда мы взираем на его подвиги: стояние на камне, молчальничество, затворничество в течение 15 лет, к себе как мы это применим? Мы можем лишь прославлять Бога и дивиться, удивляться, как в Евангелии удивляется Господь такому избранному Божию человеку. Что же мы можем найти для себя? Например, преподобный Серафим говорит, что человек, который понудит себя прочитать Библию целиком один раз, такому человеку Господь поможет особенно разуметь добро и зло. Сам он, мы знаем, за неделю прочитывал Новый Завет и всю Библию за несколько недель. Как он говорил о молитве. Мы все знаем Серафимово правило и даже удивительные слова можно в летописи прочитать: иногда он не совершал вечернее правило. Да не совершал, но вместо него совершал тысячу поклонов земных. Так вот тем, кто по тем или иным причинам не совершает правило утреннее и вечернее из молитвослова он дает свое известное правило. Но не будем забывать, в чем оно полностью состоит: он говорит что до обеда надо Иисусову молитву творить. Если же много тебе приходится быть рядом с другими людьми, хотя бы «Господи, помилуй» сколько сможешь, а после обеда – «Пресвятая Богородице, спаси нас». Так мы хоть сколько-то приучим себя к словам апостола Павла: «Непрестанно молитесь!».

Он был величайшим знатоком Священного Писания и трудов святых отцов. Все его труды и поучения испещрены цитатами того или иного святого отца. Но иногда он говорит, можно сказать, по-русски очень понятно. Например: «Как ты хочешь вникнуть в тайны Божии, познать глубоко христианство, заняться богомыслием, если ты так любишь свое наполненное чрево? Это вообще невозможно». Поэтому он призывает и сам всю жизнь занимается этим, не самым простым воздержанием, удержанием чрева от излишней пищи, впрочем он часто и вообще подолгу не ел. Он говорит, что это очень важно. Просто, но очень важно. Самое главное, что хочется сказать, мы знаем его учение о стяжании Духа Святого. И в центре этой цели стоит учение о том, что в человеке должен быть мир душевный, мир который он называет сокровищем небесным, о котором Господь говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Только в мире человек может действительно молиться и его молитва может быть очень сильна, ведь, как он говорит, то, что из нас мир изгоняет, есть в первую очередь именно гнев, потому что гнев, к примеру, как и опьянение – это состояние, когда начинать молиться и дерзко и просто неразумно, Господь может за это вразумить. Поэтому призывает он нас удерживаться от гнева, переносить всевозможные оскорбления, не осуждать и стремиться со всеми хранить мир. Один пример вспомним: мы знаем много о святителе Спиридоне, но кто помнит из Четьи-Миней, когда он вошел к греческому царю, придверник, увидев его, ударил по лицу, сказав: «Что ты, нищий, сюда пришел?» Спиридон смолчал и придверник позже поняв кого ударил, был посрамлен, с свт. Спиридон приобрел смирение и награду за него пред Богом. И так много-много примеров он приводит. Он учит нас почаще смотреть внутрь себя, задавать себе раз в день один вопрос: «а где я?» То есть, что есть наше внутреннее сегодня устроение? Не остался ли сегодня человек обиженный нами, может быть, «подрезанный» на дороге или просто неласково встреченный и не поприветствованный. И только смотря внутрь себя, храня этот мир, мы будем «лжицей, – как он говорил, – черпать духовные дарования».

Возрадуемся о том, что у нас есть такой подвижник. Он не был, он есть для нас. И будем молиться к нему, как он говорил: «Приходите ко гробику моему», будем приезжать в Дивеевскую обитель, кто может и в Саров на места его подвигов, и делать так, как он говорил одной из дивеевских инокинь: «приносите молитву мне о всех тех скорбях, которые вы имеете, и я буду много и сильно вам помогать». Бросим праздность, примем хоть часть его благодати, будем молить Бога, чтобы и у нас хотя бы когда-то воцарилась в душе его жажда молитвы. И взывать будем к нему, к Пречистой Богородице и к Господу: «Помогите нам спасаться!» Аминь.

Поделиться