В Великую Пятницу в храмах совершается «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». Утреня означает собой время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (см. Мф. 27, 1); первый час – время ведения Спасителя на суд к Пилату (см. Мф. 27, 2); третий час – время осуждения Господа на суде у Пилата; шестой час – время крестных страданий Христа; девятый час – время смерти; вечерня – снятие тела Христова с креста.
Божественная литургия в Великую Пятницу не совершается, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву – совершаются Царские Часы.
На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Утреня Великой Пятницы (в настоящее время совершается накануне, вечером в Великий Четверг) – это рассказ о страданиях и смерти Богочеловека, разделенный на 12 чтений Евангельских, которые называются страстными Евангелиями.
Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». По словам святителя Иоанна Златоуста, во время страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».
Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении молящиеся зажигают свечи. Это указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия даже во время Его ужасных страданий и свидетельствующие о Его святости и Божестве.