Беседа с протоиереем Максимом Козловым
– 1 сентября в России отмечается День знаний. В школах традиционно проходят торжественные линейки, посвященные началу учебного года, «уроки мира»… Всем этим подчеркивается важность получения знания, его особая роль в нашей жизни. А что такое – знание? Каким оно должно быть? Какова его цель?
– Хороший вопрос. Но прежде, чем отвечать на него, я бы хотел сделать одно замечание по поводу самой этой даты: примечательно, что учебный год в России и в большинстве европейских стран начинается именно 1 сентября, что лишний раз свидетельствует об актуальности церковного календаря. Совпадение учебного года с годом церковно-богослужебным показывает также, насколько более оправданно сентябрьское новолетие по сравнению с новолетием январским (новый церковно-богослужебный год начинается 1 сентября по старому стилю, 14 сентября – по новому стилю, ред.). Но это à propos, замечание вводное.
А что касается сути вопроса, то можно сказать так: для христианина знание как таковое является сущностно важным, потому что познание мира, если говорить высоким штилем, – это познание «второй книги Откровения». Всякое подлинное знание приближает человека к Богу. Конечно, дети, начиная учиться, знакомятся прежде с вещами простыми, начальными, но без этих базисных «кубиков», без этих как бы элементов бытия невозможно будет продвинуться потом глубже и увидеть мир в его связности, гармонии, прекрасности – таким, каким он создан Творцом.
Второй момент, который важно подчеркнуть. Еще со времен дохристианской мудрости процесс получения знаний называется «детоводительством» – «педагогикой». Когда-то древние греки человека подлинно прекрасного называли «калос каи агатос» – «красивый и добрый», а воспитание такого прекрасного во всех отношениях человека – «калокагатия». Это некоторым образом соотносится с тем, что мы читаем уже в христианских аскетических руководствах, которые называются «филокалией» – любовью к доброте, любовью к внутренней красоте человека. Частью этой внутренней красоты является познание окружающего нас мира, познание его закономерностей и закономерностей человеческой души.
Но сегодня мы встречаемся с ситуацией, когда знание часто воспринимается утилитарно – как некоторая необходимая составляющая для будущей карьеры, для будущего социального статуса человека. Отвергать такое отношение к знанию было бы абсурдным и нереалистичным, совершенно нехристианским идеализмом, а христианство реалистично. Такой подход имеет право на существование, однако если он вписан в правильную иерархию ценностей, если приобретение знаний воспринимается не как конечная цель, но как некое необходимое подспорье. Будущий священник, обучаясь в духовной школе, получает знания, а не только воспитывается, и тем самым готовится к своему служению. Но плох будет тот священник, который ограничит свою подготовку к священнослужению просто набором внешних знаний, даже знаний духовных.
– На летних каникулах школьники и студенты достаточно сильно расслабляются, погружаются с головой в игры и развлечения… И 1 сентября иногда оказывается для них стрессовым моментом: надо полностью менять распорядок дня, перенастраиваться на иной ритм и стиль жизни. Как подготовить детей к началу учебного года?
– Мне кажется, многое закладывается отношением семьи к этому дню и к самой учебе. Хороши, конечно, и какие-то внешние формы, выделяющие 1 сентября как такой рубеж, и всевозможные мероприятия. Но главное – в том, как сами мамы с папами, другие старшие сродники и родственники относятся к учебе и началу учебного года: как к еще одному кругу утомительной пробежки, как к хомуту, в который снова придется впрягаться: водить ребенка в школу, на дополнительные занятия, изыскивать средства для оплаты кружков и прочее и прочее… – а ведь такое отношение взрослых даже при всех правильных педагогических установках в семье скрыть от ребенка не удастся, – или как к вехе становления маленького человека, его развития. Вот если это ощущение важной вехи будет у взрослых членов семьи, то и ребенок будет относиться к 1 сентября соответственно.
И еще момент: я думаю, что детей не надо перегружать летом какими-то занятиями. Хороший летний отдых, такой, что под конец ребенок устает уже отдыхать так долго, тоже помогает вступить в начало учебного года.
– Информации о всевозможных кружках, курсах, программах, предлагающих разные виды знаний и умений, повсюду множество. Как в этом во всем не запутаться? Как родителям подходить к процессу планирования образования своих детей?
– Подход должен быть абсолютно индивидуальный. И самое главное – внимательно вглядываться во внутреннее расположение ребенка и трезво оценивать реальную меру его способностей. Одна из устойчивых ошибок родителей, которая повторяется на протяжении веков, от нее никуда не убежать, – это желание вырастить ребенка лучшим, чем ты сам, сделать его как бы более правильной и дополненной версией самого себя. Но нельзя забывать, что каждый человек, в том числе и наши дети, – совершенно индивидуальная личность, несущая в себе образ и подобие Божие. Конечно, если возникнет свободное тяготение сына пойти по стопам отца-врача или у дочери окажутся способности, подобные способностям мамы-художницы, это хорошо. Но принудительное вовлечение в какую-то профессию, агрессивное пренебрежение склонностью ребенка к иным занятиям просто в силу того, что «у меня знакомые, я смогу выгодно устроить, эта профессия обещает коммерческий или социальный успех», могут привести к недобрым коллизиям в душе ребенка.
– Бывает, что у закончивших школу, вуз или среднее учебное заведение появляется ощущение, что они много чего не успели, многого «недобрали». Приходит разочарование. Как вы думаете, отчего это происходит? И как преодолеть такое состояние?
– В 18 лет думать, что тебя чему-то недоучили, несколько преждевременно. Жизнь продолжается, и процесс получения знаний с окончанием школы или даже вуза отнюдь не завершен.
А если есть переживания по поводу успехов, если кажется, что тебе в голову уже больше ничего не влезет, то хорошо бы вспомнить примеры великих людей, подвижников благочестия в том числе, которые до какого-то времени больших успехов в учебе не являли, но вдруг происходил скачок, и все менялось кардинальным образом, будь то в детском возрасте, как у преподобного Сергия Радонежского – все мы знаем историю с отроком Варфоломеем, будь то в духовной школе, как у отца Иоанна Кронштадтского, который не сразу стал показывать те успехи, что сделали его потом Всероссийским пастырем.
– А кто лично для вас был примером, на который вы ориентировались и когда учились, и в последующей вашей работе и вашем служении?
– По гуманитарному образованию я филолог-классик, и для меня, конечно, высочайшим, идеальным примером был Алексей Федорович Лосев, великий русский философ, исследователь античности и мировой эстетики. Это человек, вся жизнь которого была Трудом с большой буквы – Трудом, посвященным познанию мира Божия и в конечном итоге, как я убежден, прославлению Творца. Трудом сознательным и целеустремленным, начиная с гимназических лет. И именно это должно стать главным с детских лет – восприятие труда не как чего-то, что должно обеспечить тебе развлечение и досуг и что является неизбежным, но неприятным отягощением между интервалами досугов и развлечений, а труда как внутреннего наполнения твоей жизни.