Путевые заметки. Паломничество по святыням Германии и Франции. Часть IV

Часть I. Часть II. Часть III.

8-й день

ТРИР

Утром в домовой церкви паломнического центра была Литургия. Нас всех набралось много, поэтому скоро стало душно, так что окна открыли. И деревенские запахи, шорохи осенней листвы оказались прямо рядом с нами. А некоторые из наших спутников причащались. Потом мы поехали в Трир, самый старый город Германии, основанный в 15 году до н.э. римским императором Октавианом Августом, который называют «Северным Римом».

Сначала мы были в монастыре, где хранятся мощи Апостола Матфия, которые во время нашествия норманнов были спрятаны на кладбище, и мощи воинов Фивейского Легиона.

Храм, в котором хранятся мощи мчч Фивейских

Они были замучены римским императором Максимианом в 286-м году. Легион, возглавляемый коптским офицером Маврикием, состоял из 6600 солдат-христиан. Император Максимиан издал приказ, чтобы все в честь победы совершали языческие жертвоприношения. Приказ включал убиение христиан, вероятно, в качестве жертвы римским богам. Однако легионеры Фивейского легиона отказались исполнить его. За что были подвергнуты децимации (то есть, когда сначала казнили одного из десяти) и предупреждены, что казнь не остановится, пока приказ не будет выполнен. Тогда будущий Святой мученик Маврикий обратился к легиону с призывом не поддаться угрозам и быть верными клятве, данной при крещении, по примеру уже казненных товарищей. От имени легиона Максимиану было отправлено письмо: «Император, мы — твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, Кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиан). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан — смотрите, мы — такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое происшествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе.»

Так как акт устрашения не возымел действия, его многократно повторяли до тех пор, пока не был истреблен весь легион. Но легионеры никоим образом не сопротивлялись. Ни их число, ни оружие не соблазнили легионеров поддержать свою правоту силой. Так дикой жестокостью тирана был сотворен великий сонм святых мучеников. Воинов казнили три дня и трупы сталкивали в воды Мозеля, которые вскипели от крови.

 

Мощи мчч Фивейского легиона

P.S. А вот в наше время Трир известен всему миру скорее, как место рождения Карла Маркса и еще потому, что Адольф Гитлер являлся почётным гражданином этого города.

Пройдя под знаменитыми потрясающе сохранившимися Чёрными воротами, построенными приблизительно во II веке н.э. и бывшими частью римской городской стены, мы наконец оказались в старом городе.

 

Кафедральный собор г.Трира

Кафедральный собор г.Трира

Трирский кафедральный собор был заложен в 320 году по повелению императора Константина. Гигантские размеры колонн, чистота и гармония сводов делают этот самый старый собор на территории Германии одним из чудес романского искусства.

 

Икона Хитона Господня

В IV веке Святая Елена привезла в собор со Святой земли Хитон Христа. Эльвира рассказала нам, что во время какой-то одной из очередных осад города монахи спрятали Хитон в стену, где он пролежал 200 лет в сыром месте, но не истлел. Когда Хитон достали, были чудеса прозрения. В наши дни Хитон исследовали ученые, и рентген показал, что это ткань I века.

Сейчас он находится в хрустальном саркофаге и вынимается на страстную пятницу один раз в несколько лет, а также в дни Высокого паломничества, которые бывают примерно лет через двадцать. Последний раз оно проходило в прошлом, 2012 году.

 

Porta Nigra (Черные ворота)

Какое-то время мы постояли в на удивление молчаливой толпе туристов у закрытых резных чугунных ворот, за которыми на отдалении виднелся хрустальный саркофаг, а потом спустились в крипту, где хранится глава Святой равноапостольной царицы Елены.

Вообще, как говорил нам всю дорогу Тимофей, следы ее присутствия, как и присутствия ее сына Великого Константина, ощущаются в Трире на каждом шагу. Не берусь судить о всех из нашей группы, но, по-моему, некоторые из нас, если не многие, уже с трудом вмещали в себя все эти масштабы. Быть может, величие и незримое присутствие здесь, на этой земле, равноапостольных царицы Елены и императора Константина коснется тех из нас, кто в следующем году приедет сюда в дни Высокого паломничества в Ахен, к чему нас не раз за время поездки призывал Тимофей.

Напоследок мы зашли в величественный Тронный зал Святого Константина, в алтарной части которого еще при его жизни находился трон императора. Поразительно, что за столько веков эти высоченные стены из романской плинфы не пострадали. 12 октября здесь должна была пройти первая епископская литургия, собственно, подготовкой которой и занимался Тимофей. И надо сказать, что это даже не католики, а протестанты, в распоряжении которых на сегодняшний день находится Тронный зал, разрешили и саму православную литургию, и иконы, и ладан.

Ныне практически во всей Европе, и во многом благодаря православным паломникам, почитание христианских Святынь начинает возрождаться. К примеру, глава царицы Елены лежала в Трирском соборе в каком-то ящичке в шкафу, а теперь после настоятельных просьб православной общины ее поместили в крипту в специальный ларец, и католики тоже начали ей поклоняться. То есть, по словам Эльвиры, паломники и мы, в том числе, одни из тех, кто помогает возродиться религиозной жизни Европы.

Именно на счет нас, думаю, это любезное преувеличение. Но то, что местные православные верующие, особенно те, кто эмигрировали в Европу в последние годы, способствуют тому, чтобы все люди, живущие во Христе, стали в главном едины, наверное, так и есть.

Та маленькая домовая церковь приходской гостиницы, в которой мы утром были на литургии, тому разительный пример. В классической немецкой деревеньке, которая находится прямо на так называемой «римской винной дороге», проходят воскресные и праздничные православные службы. Люди приезжают на машинах из разных мест, с детьми, с колясками. Из открытых окон на мозельские виноградники разносятся православные песнопения. И еще каждый день – автобус, а то и два, с новыми паломниками. Конечно, это не может проходить бесследно для местных жителей, которые, правда, живут такой удивительно замкнутой жизнью, что за проведенные здесь два вечера и два утра, мы окончательно убедились, что их не очень-то и увидишь ни на улицах, ни даже в своих дворах (разве только по вечерам в пабе).

Надо сказать, что Эльвира несколько раз и всех нас вместе, и каждого в отдельности, просила помолиться за их приход. Ведь в Европе каждый приход – «изделие штучное». Где-то он организуется на пожертвования личные или собранные. Где-то, и это бывает чаще всего, православные богослужения совершаются в пустующих католических или протестантских храмах. Трехсвятительский храм в Париже, оказывается, расположен вообще в бывшем гараже. Здесь же в Трире приход начался с паломнического турагентства «Неизвестные святыни Европы». Поначалу у общины был переносной иконостас, и прихожане с сундуками кочевали с места на место, потом решили арендовать помещение и организовать домовую церковь. Теперь они собирают деньги на строительство храма в Трире.

Вечером по дороге в нашу гостиницу отец Максим, как бы прощаясь с нами, сказал, что очень волновался, ведь эта поездка по сути первая для Серафимовского прихода, который еще только формируется. А всегда так важно, с чего все начинается. И что он очень рад, что не было никаких ссор, упреков, затаенных обид, которые можно было бы ожидать в таком непростом во всех смыслах путешествии от людей, еще плохо притертых друг к другу и даже просто малознакомых. Но все состоялось. И еще отец Максим выразил особую благодарность Тимофею и его команде, о чем он уже не раз говорил, а также Нике и Андрею Холостяковым, родителям единственного в нашей группе ребенка – десятилетнего Коли, такого некапризного и самостоятельного мальчика, у которого, судя по всему, характер мужской, а не девичий, что в наше время в этом возрасте – большая редкость.

9-й день

ТРИР-МОСКВА

Сидя в самолете у окна, я думала о том, что даже близко не сумела ответить на свой главный вопрос – за что и зачем нам дается такое, какое вместить не по силам и не по разумению? Но зато я узнала, что оно может отозваться в каждом из нас чем-то совсем своим, другому даже трудно объяснимым. К примеру, Машу Потанину пробило от страсбургских дев, Таню Москвину – от фресок и чудотворных икон в Трехсвятительском храме, а Сережу Шильникова (текст которого я хочу привести отдельно) от укрепления у французов католической веры, в том числе и благодаря православным паломничествам.  Меня же, наверное, (разумеется, я говорю только о том, что хоть как-то доступно словесному осмыслению), сильнее всего поразила сила молитвы тех Святых, с которыми мы на нашем паломническом пути так или иначе пересекались. Сила молитвы святой Одилии о спасении души своего изверга-отца, святой Клотильды, вымолившей у Бога жизнь ребенка и тем самым крещение мужа, а за ним и всей Европы, святой мученицы Софии, которая на пределе возможного помогала своим детям не предать Бога, святого Маврикия, молившегося вместе со своими легионерами остаться верными христианскому долгу…

Когда-то очень давно мне запомнились слова, сказанные священником: «Вера – это опыт услышанных молитв». После этой поездки я, как никогда, поняла, что не только своих.

Особая благодарность тем, кто помог мне вспомнить то, что выпало из моей памяти: Надежде Каприелян, Елене Ломакиной, Марии Потаниной и Сергею Шильникову, текст которого я, как обещала, прилагаю.

«Что лично я почерпнул для себя из этой поездки и почему считаю ее для себя ценной, так это то, что соприкосновение с одной из величайших святынь христианской церкви дало мне вдруг почувствовать насколько велик промысел Господень и насколько глубока вера человеческая. Ведь сколько бы мы ни говорили, что у католиков вера не та или, что вера, в Европе умирает, но то, что я пережил за эти дни, заставило меня по-другому осознать само христианство. Если раньше я думал исключительно категориями, что истина только в православии и точка, то после этой поездки я осознал, что вера – пусть и не в той чистоте -может сохраняться и в католичестве, и что католическая вера может быть и глубокой, и искренней. Конечно, можно и нужно говорить о том, что больше соответствует Евангелию, но абсолютно ясно для меня теперь, что и западное христианство преображает людей, делает их лучше и взывает к нравственности и духовности. Другое дело, что католическая традиция больше ориентирована на человека и мир физический, но это отдельный разговор…

Также я сделал для себя большое открытие о том, что именно Франция, как никакая другая страна, сыграла ключевую роль в становлении Европейской цивилизации и христианизации Европы. Причем особое положение тут занимает Париж. Не будь Парижа, не было бы Франции. Не прими французские короли христианства, кто знает, какой бы была сейчас Европа…

Мы были в Париже 4 дня, при этом само поклонение состоялось в предпоследний день. Первые дни мы бродили по Парижу, либо ездили с экскурсиями, изучая город и достопримечательности. Да, он оказался гораздо красивее и интереснее, чем я того ожидал, но в целом все было как-то обыденно для Европы до тех пор, пока мы не прикоснулись к Венцу. И только тогда я осознал сам город и наше паломничество совсем по-другому.

Так же, как и понял, что Франция сегодня играет одну из ключевых ролей в деле сохранения христианства и веры в Европе. Какой у Парижа колоссальный духовный потенциал! Не зря сейчас такие баталии разворачиваются именно во Франции в связи с легализацией однополых браков и там так сильны попытки убрать христианство из общественной жизни. Пусть это будет немного громко сказано, но если удастся обратить людей во Франции к вере, то остальная Европа пойдет вслед за ней. Да, есть в Европе Германия и Рим, но первая слишком зажиточна, сыта и покойна, а второй слишком сильно погряз во внутренней бюрократии. Французское общество более пассионарно в сравнении с другими европейскими и потому имеет более других возможностей для возрождения веры.

Вот здесь огромнейшее значения для того, что эта вера все еще держится в секуляризированном обществе, играет то Сокровище, которое хранится в Нотр Дам де Пари. Какой Промысел Божий, направивший Свой Венец в этот город и поместивший его в самое Сердце Парижа!

Удивительно и то, что обращение к святыням людей во Франции происходит при непосредственном участии православных. Мы знаем, что еще лет пятнадцать назад Терновый Венец выносили для поклонения всего раз в году на Страстную Пятницу. Тогда от силы набиралось 60-70 человек. Интерес к этому событию в обществе был минимальным. А с приездом православных групп, особенно русских паломников Венец стали выносить каждый месяц. Это произошло потому, что наша церковь обратилась к французской церкви с просьбой открыть доступ для паломников, и теперь Венец выносят каждую первую пятницу месяца, а Нотр Дам забивается людьми почти полностью, из которых немалая часть – это православные паломники, но ведь большинство – католики, которых раньше не было. То есть люди сами потянулись в храм, увидев тот огонь веры, которую принесли и приносим мы из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Сербии и Грузии.

Вот в этом я и увидел духовный смысл совершенного паломничества – не просто приехать в красивый город и увидеть святыню, не просто поклониться ей и получить благодать от поклонения, но гораздо, гораздо более того – укрепить свою веру и укрепить веру других.

Мы ведь сами свидетели этому. Помните, как в других храмах, после нашего поклонения каким-то святыням, начинали подходить и католики и как после наших земных поклонов на колени вставали и другие посетители храмов.

 

Можно сказать и о других удивительных моментах, связанных именно с этой поездкой: группой прихожан уже на протяжении нескольких лет мы ежедневно читаем по одной главе Евангелия, круг за кругом. Так “получилось”, что в день, когда мы поклонялись Святому Терновому Венцу Спасителя, у нас была именно та глава Евангелия, которая рассказывает о Его страданиях, мучениях и казни. А в воскресенье, в праздник Рождества Иоанна Предтечи – 1 глава Евангелия от Иоанна1, которую мы читали в соборе в Трире. Как выяснилось уже потом, мы читали ее в пределе, посвященном Крещению Христа, что опять же произошло «случайно». В этих «случайностях» я вижу проявление Божие, и это тоже одно из особенных обстоятельств нашего паломничества, Его особое благо.

Была также удивительно теплая и радостная встреча в русском трехсвятительском храме в Париже и многое другое, о чем так хочется поделиться с близкими людьми. Но если писать обо всем, что мы увидели и пережили подробно, то получится маленькая книжка.

Евангелие от Иоанна. 1 глава.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Поделиться