Евангелие от Марка, 8:34 – 9:1
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Сегодняшнее воскресенье в церковном календаре называется неделей (то есть воскресным днем) после праздника Воздвижения. Ради этого события церковный устав прерывает регулярное чтение воскресных отрывков после праздника Троицы (Пятидесятницы) и выбирает особенное евангельское чтение, связанное с недавно бывшим 27 сентября праздником Воздвижения Креста.
В этом чтении говорится о нашем крестоношении как непосредственно связанном с Крестом Христа Спасителя, которым Он принес спасение человеческому роду.
Говоря о крестоношении, евангелист Марк цитирует слова Христа, и они так красиво и так понятно звучат на церковнославянском языке, что позволю себе их повторить: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелиа, той спасет ю. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк, 8:35, 34).
Остановимся на этой фразе. «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк, 8:34).
Во-первых, из нее следует, что Бог ищет поклоняющихся Ему и следующих за Ним сознательно и добровольно, потому что говорит: «кто хочет идти за Мною». Это очень важный и очень трудно соблюдаемый в истории Христианской Церкви принцип внутренней свободы следования за Христом. Только он и делает человека христианином. Он труднореализуем в церковно-государственных отношениях, когда людям, хотящим доброго, по сути, чтобы другие прикоснулись к евангельской вере, не лишились Вечности, стали сознательно верующими христианами, соблазнительным оказывается использование внешней силы – не важно, государства, средства массовой информации, образования и так далее – для того, чтобы, помимо личной человеческой свободы, человека или целый народ сделать христианским.
Вот Христос говорит, что, в конечном итоге, все будет решаться в душе человека.
То же важно помнить и родителям-христианам. Мы, конечно, не можем не стремиться воспитать своих детей в той же вере, в какой живем сами, радость, глубину и красоту которой почувствовали и без которой жизни своей не мыслим. Но, в конечном итоге, мы должны воспитать детей для того, чтобы они сами свободно сделали этот выбор добровольного взятия на себя ига креста христовой веры, которое никогда не бывает легким, но которое есть главное сокровище в жизни верующего человека.
Второе, что следует из этой фразы: «да отвергнется себя», – условие следования за Христом. Тоже очень непростой принцип. Часто человеку хочется быть христианином в той части христианства, которая доставляет ему радость и утешение. Люди, бывает, кидаются в Церковь и христианство, когда им плохо, за поиском утешения, иной раз просто даже как некоего наркотика, как духовного антидепрессанта. Человек хочет получить в Церкви то, что мир жестокий, обманчивый, подлый, лукавый не дает, но сам при этом предполагает оставаться прежним. Нужно понять, что это обман и что получать можно, только если отдаешь, что христианством нельзя пользоваться фрагментарно и нельзя быть христианином отчасти. Да и внутреннее бытие не получится без отвержения себя ради Божьей правды, ближнего и исполнения заповедей.
Далее. Христос говорит о том, что тот, кто решается следовать за Ним и отвергается себя, должен взять свой крест. Эти слова за двухтысячелетнюю историю христианства, признаем, несколько истерлись и в бытовом, и даже в церковно-гомилетическом употреблении вплоть до утраты смысла, так что актуализировать их для сознания современного человека непросто. Народная мудрость, которая, может быть, два-три века назад звучала колоколом (скажем: «Христос терпел и нам велел»), скорее будет воспринята нашим современником иронически. Но если мы отодвинем от себя ослабляющее, обессмысливающее ненужными красивостями замутняющее толкование и определение, то отменить евангельские слова мы все равно не можем и не должны. Восприятие жизни как вечного праздника, в котором мы резвящиеся дети, не несущие никакой ответственности, надежда на то, что можно, подобно бабочке, порхать от детства до старости, и что жизнь наша будет, как в журналах с блестящими картинками, на Евангелии никак не основано. Христос нас предупреждает: эта жизнь неизбежно связана с тяготами и скорбями, без которых душа человека не выковывается; не только со встречами, но и с расставаниями, не только с обретением любви и дружбы, но и с подлостью и обманом. Смотри на все мужественно и помни, что ты, конечно, восходишь на крест, берешь свой крест, но впереди тебя с крестом идет Тот, Кто не обманывает и не только обещает, что этой дорогой можно пройти, но и показывает, как.
И еще одно важное уточнение в связи с этой фразой – «возьми крест свой». Не выдумывай себе чужих крестов. Есть старая притча о том, как человек, которому жизнь казалась бесконечно тяжелой, стал просить Бога о том, чтобы Он ему сменил крест. И Он его привел на поле, где было много крестов, и сказал: «Выбирай любой». Человек ходил долго. Один крест был маленький, но впивался в спину. Другой был не тяжел, но никак не удерживался в руках. Третий был красив, но поднять его не хватало сил. Наконец, человек выбрал крест и, когда посмотрел на надпись, увидел, что это его крест прежний. Итак, не ищи не своего, не выдумывай себе подвигов, которые в твоей жизни реальным образом не обретаются, а делай то, что должно, так, как посылает тебе в этой жизни Бог. И это будет крестоношение, которое поставит тебя вместе с Крестом Христовым.
Протоиерей Максим Козлов