Евангелие от Матфея, 9:1-8
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
В череде евангельских повествований первого из евангелистов, Матфея, третье воскресенье подряд мы слышим о чудесах, которые совершает Христос. Сегодня звучит очень короткое повествование о паралитике, или, на языке русского перевода Священного Писания, расслабленном, которого друзья принесли, поскольку он совсем не мог уже сам ходить, положенного на носилки, переносную постель. И пробились ко Христу, Которого уже окружали толпы народа. В параллельном месте Евангелия (Мк, 2:1-12) говорится о том, что они не просто его принесли, но вынуждены были залезть на кровлю дома (в Иудее кровли плоские), разобрать ее и спустить больного на носилках в помещение, где Христос находился. Не самое простое действие и, как мы можем предположить, могущее вызвать разную реакцию владельцев дома. Тем не менее друзья это делают, и Господь, по слову евангелиста Матфея, видя их веру, говорит расслабленному, который сам, видимо, даже и языка-то не мог повернуть: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф, 9:2).
Это очень обнадеживающее евангельское повествование об исцелении и, более того, о прощении грехов, которое человеку достается не по его собственному движению, но по ходатайству других.
Апостол Павел, который не ходил со Христом по Иудее и уже после вознесения Христа на небо из гонителей Церкви стал апостолом и величайшим проповедником первоначального христианства, сказал: «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим, 12:4-5). Когда один из членов болеет, то немощствуют и остальные, а когда один здравствует и преуспевает, это отзывается на здоровье и внутреннем состоянии других. «Много может молитва праведного споспешествуема» (Иак, 5:16), – скажет апостол Иаков в своем Соборном послании.
Совершив чудо прощения грехов, Христос сталкивается с реакцией, иудейского общества, книжников, толкователей и знатоков ветхозаветного закона, которые, видя чудо, не радуются ему, потому что, с их точки зрения, это неправильное чудо, то есть совершено не так, как чудеса должны совершаться, и они думают: «Он богохульствует» (Мф, 9:3). Господь, видя их помышления, сказал: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф, 9:4). Очень важное замечание. Христос не отрицает сомнения или критического восприятия того, что человек видит в жизни, в том числе и чудесных событий. Вспомним хотя бы рассказ о Фоме Неверующем, который через искреннее сомнение пришел к великой вере. Но здесь речь идет о внутреннем согласии сердца. То есть это не просто сомнение, но неприятие совершившегося, соединенное с завистью и ненавистью. Такое внутреннее отношение к святыне делает человека врагом правды Божией, надевает некие шоры глаза, так что он становится неспособен видеть святое, великое, значимое, чудесное, Божественное.
Подобное происходит и в нашей жизни, когда человек, изначально согласившийся с установкой, что от этого Бога, от этой Церкви, от этих ее служителей не может исходить ничего по-настоящему святого и доброго, оказывается неспособен увидеть святое, доброе и великое, что было в истории или происходит теперь. Не от сомнения в чуде, но от дурной предустановки в злобе и неприятии предостерегает Господь критиков сегодняшнего исцеления, а в последующие века критиков Церкви, христианства, Евангелия.
Затем Христос говорит, устанавливая важную иерархию человеческих и жизненных отношений: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф, 9:5-6) Действительно, неизмеримо важнее всякого внешнего исцеления прощение греха человека, как жизнь в Вечности неизмеримо важнее того, что может произойти с нами здесь, в нашем земном существовании, точнее того, что ограничивается нашим земным существованием. Поэтому, когда ныне люди так же взыскуют чуда, важно понимать, что в жизнь человека оно может прийти тогда, когда он ищет того, что в другом месте Священного Писания названо единым на потребу – Царствия Небесного. Когда эта внутренняя иерархия испрашиваемого от Бога в душе человека сохраняется, за внутренним преображением может последовать и внешнее исцеление. Но искать нужно, прежде всего, первого.
Сегодняшнее достаточно грозное повествование заканчивается утешительно. «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф, 9:8). Отнюдь не всегда римская пословица о том, что «Vox populi vox Dei», «Глас народа есть глас Божий» оправдывается в полной мере, но сегодня в этом евангельском повествовании оправдывается. И как часто простой душой человек, не имеющий тех самых предустановок и зашоренности, оказывается способен увидеть больше и оказаться к Богу ближе, чем тот, кто, может быть, прочитал много книг, как книжники сегодняшнего Евангелия, освоил большой массив информации, но простоту души, увы, в этом информационном потоке сохранить не смог.
Протоиерей Максим Козлов