Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, о талантах

Евангелие от Матфея, 25:14-30

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Притча о талантах (гравюра, 1712 год)

Притча о талантах (гравюра, 1712 год)

Думаю, общий смысл притчи о талантах понятен каждому. Господь указывает нам на то, что человек, желающий употребить свою жизнь во благо, должен возделывать то, что ему дано от Бога, приумножать свои таланты в самых различных смыслах слова. Этот жизненный труд возвращается ему потом сторицей в качестве награды и в вечной жизни, прежде всего, а для многих уже и наградой и в этой жизни как приобретение того внутреннего духовного богатства и твердости, которые у человека нельзя отнять.

Одновременно эта притча говорит о том, что человек, который почему-либо отказывается принимать дар Божий, поступает неправильно и ведет себя к погибели. Такого рода, говоря современным языком, дауншифтинг, избегание возможной реализации того, что тебе дано Богом – не просто дурное употребление своей жизни здесь, но и угроза ей, этой жизни, для вечности.

Помимо этих очевидных, можно сделать и другие выводы.

Первый из них таков: мы должны обратить внимание на то, что Бог дает таланты по-разному: одному – пять, другому – три, еще одному – два, последнему – один. То неравенство, которое мы видим здесь, на земле, – это не только неравенство в богатстве, но и в дарованиях, путях человеческих жизней, возможностях, которые изначально перед человеком открываются. И неравенство это – не следствие некоей несправедливости мира, но установление Божие. Поэтому было бы неправильно стремиться уравнять всех, не только в грубо материальном или общественно-политическом смысле, как это пытались сделать устроители французской или русской революции, но даже пытаться уравнять всех в области духовной жизни, внутреннего бытия человека. Не следует представлять себе Царствие Небесное как некое место, где все ходят строем и пребывают в одном чине спасшихся праведников. Апостол Павел утверждает, что в Царстве Небесном «звезда от звезды будет разниться в славе» (1Кор, 15:41). Праведники будут пребывать там не потому, что они достигли какого-то уровня +30 или +50 градусов, но потому, что раскрыли в себе полноту и величие образа и подобия Божия. В этом смысле они как раз не стали, как солдаты или полицейские в форме, но, напротив, стали предельно не похожи друг на друга, достигли высших степеней индивидуальности, какие возможны для человека, раскрывшего и взрастившего в себе талант, данный ему Богом. Может быть, они уподобляются друг другу в подвиге, но при этом приобретают абсолютную личностную индивидуальность. Праведников полками не построишь. Это понятно хотя бы даже от обратного: в грехе человек теряет индивидуальность и становится подобен стадному животному, сводится или к общим для всех низменным рефлексам, готов кричать лозунг или речевку вместе со всеми, забывая о том, что он сам по себе несет свой талант перед Богом.

Начальное неравенство должно восприниматься нами трезво и благодарно. Бог, если мы верим в Бога, Который есть любовь и предельная мудрость, знает, кому дать пять талантов, кому – три, а кому – один. Каждый может употребить их как во благо, так и во зло. Ведь это не значит, что получивший пять непременно их реализует. И тот, кто получил один талант и реализовал его, может вырастить его и приобрести больше, чем тот, у кого изначально их было много, но все человек зарыл в землю.

Новый Завет говорит, что богатому человеку трудно войти в Царство Небесное (Лк, 18:25). Продолжая эту евангельскую мысль, можно сказать, что людям очень одаренным, успешным, красивым, благополучным, войти в Царствие небесное тоже нелегко. Евангелие, конечно, и об этом нас предупреждает. Но сегодняшняя притча предупреждает нас и о другом. Погубить себя можно и если обладаешь совсем немногим. Можно быть обычным, невыдающимся, небогатым, неталантливым, ничего особенно за душой не имеющим и тем не менее погибнуть. Это может случиться, если человек сочтет, что то, что у него есть, может быть, совсем не многое, то, что от Бога получено, лучше не подергать риску, положить это в коробочку и ничего со своей жизнью не делать и вот так как-то по инерции «доехать» до Царствия Небесного. Но даже если у тебя очень немного, над этим тоже должно трудиться. Это прямое указание сегодняшнего Евангелия.

И еще одно важное обстоятельство. Почему, собственно, погиб человек, получивший один талант? Потому, что он сложил у себя в душе неправильное, ни на чем в слове Божьем не основанное представление о своем Творце, Который ему этот талант дал. Евангелие говорит, что господин, который раздавал таланты, был благ, что уделил дары сам по своей любви. Мы не видим, чтобы он был суров или жесток, чтобы он делал это с какой-то задней или равнодушной мыслью. Но получивший один талант не задумался о том, что уделенное ему было дано по закону благости и любви. Он решил, что это опасно, что тот, кто ему дал, страшен и прежде всего хочет его наказать.

Один глубокий богослов XX столетия весьма точно замечает, что человек на протяжении десятилетий может думать, что молится Богу, но на самом деле просто обращается в сторону красного угла у себя и совсем не вспоминает о Христе, о Котором говорит Евангелие.

Другой писатель XX столетия, уж совсем не богослов, Максим Горький, в памятной большинству из нас по школе книге «Детство» пишет, что у дедушки и бабушки – вспоминайте – было два разных Бога. У дедушки был Бог суровый и жестокий, Который наказывал за любой, даже самый маленький проступок. А у бабушки Бог был любящий и благостный, Который прощал все, что бы ты ни сделал. Но на самом деле и тот, и другая создали себе некоторый фантом, который на Евангелии не основан. Ни учение о Боге, Который попускает любой грех, ни учение о Боге как злом начальнике, Который беспощадно карает, на Евангелии не основано и выдумано людьми, которые под собственные предустановки впихивают то, что не вместимо человеческим представлениям и ограничениям.

И вот мы должны, в том числе опираясь на сегодняшнее евангельское чтение, задуматься о том, чтобы наша вера в Бога, наши личные отношения с Творцом были основаны не на том, что мы сами себе выдумываем («Мне хочется, чтобы Бог был таким»), а не некоем объективном свидетельстве Божественного откровения, каковым для христианина всегда будет Священное Писание.

Протоиерей Максим Козлов

Поделиться