Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, 16 августа 2015

Евангелие от Матфея, 18:23-35

 2-О-немилосердном-должнике-нед-11-285x300Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами притчу Господа нашего Иисуса Христа о должниках. Нечто в этой притче нам хорошо известно и даже очевидно для каждого человека, который сколько-то лет живет в Церкви и Евангелие читал.

Речь идет о двух людях, которые должны несоразмерные суммы. Тысяча талантов и сто динариев в очень приблизительном перерасчёте могут соотноситься как тысяча рублей и примерно десять миллионов евро. Это очень примерно, но порядок сумм именно таков, для того, чтобы нам понять разницу того, что нужно было вернуть.  И это серьезная разница. Понятно, что тот, кому простили больше, должен был простить тому, кто был должен ему меньше и он этого не сделал. И ясно, что Господь в самом конце говорит о прощении нами тех, кто нам должен как об условии того, чтобы нам было прощено Богом. Ясно и то, что это касается не только долгов материальных, хотя и их касается тоже, и об этом тоже неплохо бы не забывать. Мы вполне конкретные материальные вещи прощаем людям: они нам что-то должны и не вернули, обязаны услугами или просто человеческой благодарностью, даже не обязательно деньгами. Мы обижаемся из-за отсутствия человеческой благодарности: я столько вложил, этого человека я учил, этого я воспитывал, об этом заботился, этому дал кров, а он мне ничего не возвращает. И это все те же самые сто динариев, которые соотносятся с десятью миллионами евро, которые мы в свою очередь должны, и которые нам Бог прощает. Он показывает нам простое условие этой задачи, почти что арифметическое: если ты выполняешь действие А, то по отношению к тебе может быть выполнено действие В. Простишь ты, тогда как следствие будет прощено тебе.

Но я бы хотел обратить ваше внимание в сегодняшней притче на то, что не так очевидно лежит на ее поверхности, а именно на то, как совершается Суд Божий и как это связано с нашим покаянием. Мы приходим часто на таинство исповеди, и так же, как этот человек просит перед Царем – Богом, просим в душе у Бога прощения: «Господи, прости мне великие мои прегрешения, нарушение главных Твоих заповедей, то, в чем я не могу себя оправдать, что не знал и согрешил, а знал и согрешал, но Ты по милосердию Твоему мне прости». И, что удивительно, в таинстве исповеди, не важно, с теми или иными условиями епитимии или без, с Неба от Бога мы это прощение можем получить. Но нам иной раз кажется, что это прощение, которое мы слышим, когда священник прочитал слова «прощаю и разрешаю», носит абсолютный характер: вот тебе уже все прощено, ты дальше идешь как чистое и радостное дитя Божие и ничего над тобою нет. Но дело в том, что оно прощено с тем самым условием, о котором говорит сегодняшняя притча. То есть ты можешь начать жить так, что то, что тебе было прощено, тебе опять вменится в вину. Посмотрим на сегодняшнего первого должника. Он услышал от Бога слова о прощении, но потом сам сообразно этим словам не поступил, и был наказан за тот самый грех в том числе, который ему уже был прощен. Этот грех ему тоже был вменен в вину, он оказался там, где геенна огненная, где скрежет зубов, где наказание. Почему? Потому что он не поступил сообразно тому прощению, которое Богом ему было дано. Это очень важно практически нам понимать в нашей жизни. Мы надеемся и действительно получаем от Бога прощение даром. И чудо покаяния и чудо прощения грехов через таинство исповеди, установленное Самим Христом, относится к каждому искренне кающемуся грешнику. Но только мы должны верно понимать характер этого прощения. Это не изглаживание ластиком того, что в твоей жизни было: ты испортил бумажку, ее ластиком погладили, и она стала опять чистая. Это, если воспользоваться той же, сегодняшней притче свойственной денежной терминологией, как-бы переведение на некоторый резервный счет. Он может быть когда-нибудь тебе предъявлен в качестве вины, а может и не быть предъявлен. Тогда, когда тебе простили, ты свободен, ты можешь приступать к таинствам, ты опять член Церкви, но это не значит, что в твоей жизни не было того, что тебе прощено. Это значит, что теперь от тебя зависит: ты опять все это на себя возложишь и должен будешь за это все отвечать или будешь жить так, что тебе это действительно в вину и в наказание не вменится, если будешь прощать другому человеку неизмеримо меньше, чем Бог тебе прощает.

И, хотя бы памятуя об этом, хотя бы если не из высокой сыновней любви к Богу, то из того, о чем говорят святые отцы, как о первых двух возможных путях спасения, из них самый первый – страх наказания: попадешь в геенну огненную, если будешь жить так, как живешь и если не будешь делать того, что Бог говорит, если хотя бы как раб будешь бояться, как наемник будешь трудиться за то, чтобы райского блаженства не лишиться, то можешь в нем оказаться. Сегодняшняя притча говорит о том, как можно и геенны избегнуть и в раю оказаться.

Поделиться