Евангелие от Матфея, 17:14-23
Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
Сегодняшнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, дает пищу для многих размышлений. Это и размышления о том, как тонка грань между душевной болезнью с медицинской точки зрения и беснованием, то есть одержимостью духами злобы, ибо то, что мы слышали сегодня о человеке, скорее дало бы основание думать, что он медицински болен, потому что его состояние было зависимо от фаз луны. И тем не менее, Сам Спаситель подтверждает, что это была не болезнь как какое-то психо-соматическое состояние, а именно одержимость духами злобы, которых Он изгнал и от которых этого несчастного освободил.
И другие темы есть в сегодняшнем Евангелии. Одна из главных, относящихся фактически ко всем нам напрямую, это вопрос апостолов, почему они не смогли совершить этого чуда и то, что им говорит в ответ Христос об отсутствии веры, о том, что если бы была вера хотя бы с горчичное зерно, то они бы смогли это сделать и очень важное уточнение, «впрочем», – говорит Спаситель, – «этот род», то есть бесы, «изгоняется только молитвой и постом». Все это ставит перед нами внутренний вопрос о тех случаях, когда наша молитва оказывается нерезультативной. Почему мы молимся, а результата никакого не происходит? Первое – это очевидное условие и тем не менее, нужно его повторить и как-то для себя разъяснить. Христос говорит: «если не верите, то ничего не получите». Если не верите, то можете прочитать всю книжку акафистов, все кафизмы в течение дня, но если не верите, что ваша молитва может иметь результат, она и не будет иметь никакого результата. Сегодня мне один человек сказал слова, с которыми я внутренне могу абсолютно согласиться, о том, что часто так бывает, когда слова, которые нам говорят люди: «Что тут делать? Только помолиться», это слова не веры в молитву, а неверия в то, что можно что-то сделать, поэтому они естественно вызывают наше внутреннее отторжение. «Что тебе делать в этой ситуации? Помолись». То есть если вообще не знаешь, чего делать, тогда займись чем-нибудь. Но ведь Христос говорит не о такой молитве, не о занятии «чем-нибудь», а о той, которая действительно может сдвинуть горы. И соответственно мы действительно должны верить, что эта наша молитва, которую я сегодня сотворяю, она, да, с поддержкой угодников Божиих, по предстательству Церкви и с соблюдением тех или иных условий, но она до Бога доходит. Не только у кого-то когда-то, не только у Моисея и Иисуса Навина в Ветхом Завете, не только у великомученика и целителя Пантелеимона, но и вот эта сегодняшняя твоя молитва до Бога доходит. Если этого нет, то конечно, и результата никакого не будет.
Но это не единственное, пожалуй, условие. Еще, конечно, мы должны понимать, что если мы молимся, то мы должны просить того, что сообразно воле Божией и соответствует смыслу христианской молитвы. Конечно, если мы будем просить чего-то, что противоречит заповедям, то абсурдно и даже прямо греховно ожидать, что Бог нам это пошлет. «Господи, помоги мне украсть» звучит грубо, но «Господи, сделай так, чтобы моя схема оптимизации ухода от налогов обошлась более-менее без последствий» звучит не так грубо, но означает то же самое по сути дела. Нельзя молиться о том, что по сути своей противоречит Божией заповеди. Мы понимаем, что нельзя молиться о вещах грубо бессмысленных. Вряд ли будет человек в церкви подавать молебны хоть всем святым, хоть отдельным о ниспослании ему бесплатных апартаментов в Сити. Чтобы он пришел домой, а у него там образовалось письмо о том, что какая-нибудь городская лотерея ему посылает дом в Сити и еще что-нибудь желаемое, хороший автомобиль, например. Но просить несообразного воли Божией можно ведь и в значительно более серьезных ситуациях. Я не раз видел, как люди просят о продлении жизни тяжко болящих близких не ради этих близких, а ради самих себя. Сын или дочь не очень себе представляют, как они будут жить без отца или матери. И хотя тем уже очень плохо в восемьдесят-девяносто лет, уже человек думает о том, как бы ему разрешиться от этого бремени, а вот есть здесь кто-то, кто тянет его: «Оставайся! Господи, пожалуйста, пусть хоть костьми лежит, но со мною будет, пусть остается здесь!» Ведь и так можно молиться противно воле Божией. Ведь понятно, что Господь не продлит до ста пятидесяти лет жизнь того или иного человека. Господь не заставит мучиться онкологического больного дольше, чем он может потерпеть только потому, что мы хотим, чтобы он мучился рядом с нами, Он отпустит его рано или поздно. Нужно думать, о чем мы просим.
При этом сразу хочется сказать и обратное. Не нужно думать, что можно молиться только о серьезном, просить у Бога только непременно высокого и серьезного. Противного воле Божией не надо просить. Я много раз рассказывал, но сегодня уместно будет вспомнить рассказ о архимандрите Зосиме-Захарии, подвижнике благочестия, умершем в 1930 году и погребенном на Введенском Немецком кладбище, который уже когда-то в годы гонений однажды со своими учениками шел по лесу в летний или осенний день, они беседовали о чем-то, что утешало их душу и в минуту духовной теплоты и восторга отец Зосима сказал: «Господи, как было бы хорошо, чтобы мы вышли на опушку, а там бы стояло тринадцать белых грибов: один большой в знак Тебя и двенадцать поменьше, как апостолы вокруг Тебя собранные!» И они выходят через какое-то время к краю леса и видят, что так именно грибы и стоят. И архимандрит Зосима сказал: «Господи, Ты нас как детей утешаешь! Я не знаю, что у Тебя попросить, а Ты как ребенку малому все даешь!» Вот если так попросить с верой в простоте хорошего, пусть и не великого, то Господь тоже это дает нам в нашей жизни.
Еще одно важное обстоятельство, которое следует в данном случае упомянуть. Иногда мы просим и хорошего и не неправильного, а Господь все равно не дает. Тут может быть два обстоятельства. Первое – Богу нельзя приказывать. Вообще молитва – это не посылание указа на Небо о том, что нужно сделать то-то и то-то, а еще желательно пошаговая инструкция, как это нужно сделать. Молитва должна всегда пролегать между страхом и надеждой: надеждой, что она осуществится и страхом за собственное недостоинство и маловерие. Если страх и надежда есть, тогда это молитва, а не инструкция, о которой мы просим. Второе – это то, что у Бога могут быть Свои, нам неведомые и неизмеримо превосходящие наше понимание замыслы о том, о чем или о ком мы просим. Мы просим нашему сыну поступления в Московский Университет, а Господь мыслит его иноком такого-то монастыря. Мы хотим жизненного благополучия своим близким, а Господь знает, что они этого жизненного благополучия, богатства не вместят, соблазнятся, развратятся, и лишает их того или иного. Поэтому нужно понимать, что мы именно, что просим, оставляя за Богом право решать.
Еще одно очень важное обстоятельство – внутреннее расположение, которое должно сопровождать нашу молитву. Мы должны понимать цену того, чего мы просим. Скажем, если мать молится о сыне наркомане или алкоголике об исцелении его, то конечно, в сознание может привноситься и материнскому сердцу естественно желать, чтобы он завтра проснулся таким, как он был когда-то хорошим мальчиком, до того, как с ним все это случилось, таким как он был в десять-одиннадцать-двенадцать лет до того, как эти злые люди его испортили, как он попал в эту компанию. Но ведь понятно, что исцеление двадцати-двадцати пяти-тридцати-летнего и старше человека произойдет не так, что он проснется отроком в штанишках, каким он был в десять или в двенадцать лет. Что если мать решается просить о его освобождении от страсти – это по сути дела она просит посылания ему скорбей. Ибо редкий человек может избавиться от той или иной страсти не через претерпевание скорбей. Если жена молится об исцелении алкоголика мужа, она должна понимать: «пусть я молюсь о том, чтобы он потерпел неудачи, пусть его перестанут уважать и понимать, пусть он потеряет положение, которое он имеет, но Господи, Ты все у него отыми, но лиши его этой страсти». И тогда это будет молитва, которая сможет принести результат, потому что это та молитва с усилием, с осознанием ее цены, которая может быть результативна. А если просто так – пусть, опять же, проснется завтра хорошим человеком, то Господь творит чудеса, но чудеса не противные свободной воле и природе человека. Это мы тоже с вами отчетливо должны понимать.
И наконец есть то, о чем Господь сказал сегодня апостолам. Есть то, чего достигнуть можно только если наша молитва сопровождается постом, сопровождается подвигом. Если не просто так помянуть что-то, а действительно понести молитвенный труд. В этом часто смысл длительных молитвенных последований, которые нам предлагает Церковь. Ты готов за этого человека стоять? Ты готов просить так, чтобы оторвать от собственного досуга, развлечений, от собственного желания спать или есть время на молитву? Тогда это будет тот подвиг, который может принести результат в данном случае. Не случайно на то, что является продолжением сегодня описанного чуда, на чин изгнания бесов, отчитки Церковь поставляет только священнослужителей, имеющих особенные свидетельства об их молитвенности, доброй, благочестивой, усердной жизни, о подвиге их жизни, понимая, что только вот такой священник, который несет свидетельство не только словом, но и жизнью, может совершать это чинопоследование отчитки, изгнания духов злобы поднебесных, бесов.
Подумаем, дорогие мои, потому что вроде бы сегодня очевидные слова были сказаны Спасителем. Но иной раз мы очевидное в Евангелии к себе не всегда напрямую применяем. Я могу сейчас, завершая, сказать еще об одном. Сегодня на Литургии, не знаю почему, когда мы на Проскомидии поминали имена, я вспомнил, что давно не видел в храме одну нашу прихожанку, которая в нем крестилась, была очень усердной, потом Господь послал ей ребенка, и я давно-давно ее не видел в храме. Я подумал, что давно и не звонил и не узнавал, не случилось ли чего, бывает, что с человеком что-то случается, подумал: «Господи, сделай так, чтобы все хорошо было и все обрелось». Потом выхожу на Великий Вход и вижу – слава Богу, стоит. Это простая история, не чудесная, но утешительная, чтобы поделиться, что так часто просто бывает, когда мы о простом молимся.