Проповедь в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих небесных Сил бесплотных

Дорогие братья и сестры! Мы празднуем в сей день Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных!

ангелВсе мы причастны к этому празднику особенно через то, что каждому из нас Бог дал Ангела Хранителя в Таинстве Крещения. У всех торжество и общее, и личное! Ныне прославляет Церковь тех, о которых сказал Иоанн Златоуст, что количество их превышает всякое число. Прославляются те, кто были свидетелями сотворения мира, т.к. созданы прежде творения мира видимого, и будут свидетелями и будут сопровождать Христа во время конца мира, и будут участвовать в суде над миром.

Существует учение об ангелах, которое так и называется ангелология. Наука эта основана на свидетельстве об ангелах в Священном Писании, на Священном Предании. Но если эта наука была бы только базой данных об ангелах, это было бы для нас нечто сухое и безжизненное. Для нас же, пытающихся слышать Спасителя, помнящих его наказ «исследуйте Писания, ибо через них вы думаете иметь жизнь вечную», все что мы знаем об ангелах может быть живым и действенным в нашей жизни. Попробуем выделить из нашего знания о них важные моменты.

Вспомните начало пути ангелов, Предание гласит об их выборе пути с Богом и в служении Ему, а не пути противления, которым пошел Денница с падшими ангелами. Здесь мы помним о тех, кого Господь называет благонадежными, тех, кто идет путем спасения, а не поворачивает назад. «Ангелы… на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18. 10),- возвестил Иисус Христос, свидетельствуя этим об их особой близости к Богу. Они непосредственно причащаются Божественного Света и постоянно пребывают в благодати Божией. Сам Господь называет их «святыми» (Мф 25. 31). Ангелы, пишет прп. Иоанн Дамаскин, «трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколебимы; но теперь даже и непоколебимы – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (De fide orth. II 3). Этого состояния своей природы они достигли на путях служения Богу и добровольного исполнения Его воли. Пребывая в таком состоянии, они радуются раскаянию каждого грешника и возвращению его к Богу (Лк 15. 10). Именно творение блага есть то, чем утверждается человек в удалении от зла.

Легко казалось бы возразить. Как тут нам им следовать в верности Богу, они бесплотные, мы же отягощены немощной плотью, Сам Бог так ее назвал. Но и гордость, грех первого противника Бога не является грехом плоти, это грех ума. Как и многие другие страсти.

                Посмотрим на образ служения ангелов, они предстоят Богу в славлении, в постоянной готовности исполнить его волю. Они доносят до Бога наши молитвы, как мы узнаем из книги Товита. Их основой горения является Бог, Тот на кого они взирают. И их образ ангельский словно задает нам вопрос, стал ли для нас Бог, Той целью познания и всех устремлений или нет.

                Да, тело надо поддерживать в здравии, кормить, одевать, заботиться о нем, но не главнее ли забота о душе? Стало ли для нас воскресное или праздничное богослужение неотъемлемой частью жизни. Чувствуем ли мы себя после двух-трех недель, может месяца без причастия, исповеди словно не в порядке, или да вроде ничего, можно еще отложить. Проходим ли мы мимо иконного угла в жилище без хотя бы какой-нибудь молитвы за день спокойно и без всякого зазрения совести. Все эти вопросы хорошо себе задать, чтобы честно ответить, Кем для меня в жизни стал Бог и Его Церковь, созданная для спасения меня в том числе.

                Кто в жизни, когда-то общался с воевавшими людьми замечал, что для них война иногда не проходит, они не могут об этом безболезненно рассуждать и вспоминать. Они словно остались там. Вся их жизнь связана с этим. Для них это стало очень серьезным и важным. Если кого-то Бог сподобил в жизни встретить людей, строгой духовной жизни, чаще всего монахов, для которых любая другая жизнь, уже не есть жизнь, а любой осознанный грех есть настоящее немыслимое предательство Бога, потому он и совсем перестает происходить. О таком человеке говорят, он живет как ангел, разве что вкушает пищу еще немного. Для них ангельский образ не есть просто красивое церковное выражение. Не случайно принятие монашества, называют принятием ангельского образа, как указание на него как пример жизни.

Святые ангелы, чей Собор или собрание мы сегодня празднуем учат нас что нам верующим, надо быть вместе, в духе любви и союзе мира научиться преодолевать любые разногласия, если они происходят, не только со всеми людьми, но и особенно тут в Церкви между братьями и сестрами, – единство духа в союзе мира – вот фундамент этого собора, как пишет ап. Павел.

Что еще нам дает памятование о мире ангельском, духовном и о его противнике, мире падших духов. Читая вместе с прихожанами книгу Иова мы узнали, что среди причин различных бед есть не только грех человека, но и вражда, которую ведет дьявол с его приспешниками против Бога и им созданных существ. Вражда, которую ведут падшие духи через людей с другими людьми также не должна нами забываться. Нельзя нам ставить на человеке ярлык, какую бы обиду он нам не нанес, вспомни о влиянии падших духов на людей, особенно на ослабленных грехом и помолись нем, и может даже ангелу хранителю такого человека или Архистратигу Божию Михаилу, который первый стал победителем зла.

Можно ли почувствовать присутствие Ангела-Хранителя? Можно. По внутреннему настроению души: когда на душе светло и на сердце легко и мирно – значит, он рядом. Когда же в душе буря, а в сердце кипят страсти, значит, ты делаешь что-то не так и твой Ангел-Хранитель отошёл от тебя.

И напоследок, нельзя не упомянуть те дивные сохранившееся для нас истории где являлись ангелы, как во времена древние, так и близкие нам.

Когда нам кажется что наш труд бывает бессмыслен, пуст, то как не вспомнить историю из «Отечника» свт. Игнатия.

Некий старец безмолвствовал в пустыне. Келия его находилась далеко от воды, за двадцать миль. Однажды, идя за водой, он устал и сказал сам себе: “Что за необходимость затрачивать такие труды? Переберусь и буду жить близ этой воды”. Когда он так размышлял, оглянулся назад и увидел кого-то следующего за ним и замечающего его следы. Старец спросил его: “Кто ты?” — “Я — Ангел Господень, — отвечал тот, — послан исчислять твои шаги, чтоб за каждый из них ты получил мздовоздаяние”. Старец, услышав это, укрепился духом и уже терпеливо переносил отдаленность своей келии от воды. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 493. № 95).

Так из Пролога, любимого чтения русских людей в прошедшие века мы читаем следующую историю:

“Что ты стоишь здесь и плачешь?” — спросил однажды преподобный Нифонт юношу, который стоял в дверях одного дома и плакал. “Я, — отвечал юноша, — Ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в этом непотребном доме. Стою здесь, потому что не могу приблизиться к грешнику, и плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния”. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 692).

В более близкие к нам времена произошел следующий случай, он был приведен в одном из «Троицких листках», за 1885 год.

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный служащий — стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать? А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, — перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение — и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” — “Я жив, жив”, — весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка.

Будем же стараться не забывать о мире духовном, ангельском, о том состоянии нашей души, в котором пребываем и познавая Бога, прославлять его на земле, а потом и даст Бог на небе как наши небесные покровители ангелы святые. Аминь.

Священник Александр Стародубцев

Поделиться