Проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского

sv.Serafim_14-15.1.2016_10.1.2016_081_photo-by-E.FetisovaВновь почитаем мы с Вами, дорогие братья и сестры, небесного покровителя нашего храма, преподобного и богоносного Серафима, Саровского чудотворца. Его наследие для нас, к счастью, настолько велико, что, сколько бы мы о нем ни говорили и ни вспоминали, всегда мы для себя, если, как говорил прп. Нестор Летописец, «внимательно посмотрим в книгах», обретем то непреходящее и столь необходимое нам. Это и совет, данный преподобным кому-то, наставление, личный пример в той или иной ситуации, который подчас станет буквальным ответом и утешением для нас в тот момент, когда это очень надо.

Бывает, что настают такие времена, когда нету рядом друга, который бы помог, который бы показал, как надо действовать, утешил, поддержал. Так вот если мы обратимся всей душой и сердцем к помощи Преподобного, а через него к Самому Богу, Преподобный станет нашим другом, который и подскажет как быть, и укажет как действовать и утешит, и поддержит в трудные часы и дни.

Нередко нас одолевает различное недовольство обстоятельствами жизни, окружающими людьми, да много чем. И во времена преподобного, часто люди было недовольны разными явлениями и тут многие искали и духовный путь решения, но далеко не все искали ответы у святых, и далеко не все шли к Преподобному. А кто знает, как развернулась бы их судьба, найди они силы доехать и посоветоваться с ним. Получили бы они  ответ на то, с кем же надо бороться, с внешним или с внутренним врагом, который борется с человеком в его уме и сердце, когда и на нас исполняются слова, которые писал ап. Павел «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». (Римл. 7:15).

Продвинутая, назовем ее современным термином, молодежь и люди высшего общества того времени часто искали ответы в разных сообществах, иногда в тайных, иногда в масонских обществах, но не в опыте святых, и как итог уходили на «страну далече», говоря языком притчи о блудном сыне. И тут мало что изменилось. И сегодня человек ищет часто ответ где угодно, в интернете, часто поступая по советам людей, которых совершенно не знает, да еще и в серьезных ситуациях (что казалось бы очень странным еще лет 20 назад), ищет ответ в собраниях на разных семинарах и тренингах, у псевдоопытных учителей жизни, разных  целителей.

Почему так? Почему столь привлекает человека кто угодно, но не опыт Церкви и святых? Как итог часто это отход от Бога и Церкви. Не это ли сто лет назад стало во многом причиной страшных событий 1917 года? Мы много будем слышать в этом году, о том, как необходимо осмыслить произошедшее, и как важно каждому русскому человеку жить так, чтобы никогда снова не отступить от Бога и Церкви, от жизни по заповедям, как многие сделали когда-то. Через пророка Иеремию сказал Господь: «Если бы они (люди) стояли в Моем совете, то…  (советы Бога) отвели бы их от злого пути и от злых дел их». (Иер. 23:22).

Жить, руководствуясь советом опытных, т.е. по-настоящему следующих за Богом и есть путь разумный, путь ко спасению. Мы слышим регулярно с вами и примеры древних святых, как они поступали, когда решали мыслить не только самостоятельно, но во многом совете. Так в акафисте, который поется в нашем храме ко свт. Амвросию Медиоланскому, упоминается и его наставник, некий опытный священник с которым свт. Амвросий советовался. Таков был путь почти всех подвижников благочестия. И когда мы находимся в совете с духовно опытными людьми, опытными и по возрасту и по духовной жизни священниками, которые помогают нам на наши затруднения и размышления взглянуть через их совет, именно совет, а не приказ, мы часто видим или можем увидеть правильное и верное решение. Подчас переступишь через себя, последовав совету, но потом поймешь, что это было верным решением.

И вот за этим опытом и раньше шли, и сейчас нам надо идти. И к живым опытным священникам и к еще более живым и еще более опытным – святым у Бога, как наш преподобный Серафим, изучая его поучения, пример и применяя к себе. Унываешь – не унывай, ты же спасаешься, от чего же тут унывать. Страдаешь от помыслов – читай Писание, и ум очистишь. Куда проще непонятно, а мы все ищем какие-то сложные решения.

Бог невидим, но через святых мы Его видим, мы видим Его в Его подобиях, в Его святых угодниках. Так преподобный Серафим устремился быть совершенным как совершен Отец Небесный, по призыву Спасителя. Он для нас, дерзну сказать, тех, кто желает быть его чадами, несомненный наставник и пример. И как нам может быть неинтересно, как он стал таким для тысяч и тысяч людей. Его опыт взялся не сам по себе. Долгие годы по вступлении в Саровскую обитель он имел сомолитвенников и наставников в духовной жизни, на тот момент людей, более опытных. Это духовные светочи Саровской обители, старец Пахомий, Назарий, Марк и другие отцы. Так формировался опыт Преподобного, так он становился всемирным светильником, как его называли. Нам светильниками, предполагаю, вряд ли стать получится, но лишать себя опыта и совета наставников, поступая по всему, а точнее в важных поступках, как самому угодно может быть как минимум неразумно. У преподобного отца Серафима мы помним разные периоды жизни, послушание первых нескольких лет в монастыре, отшельничество в пустыньке, строгий пост, стояние на камне, затворничество. Каждый из этих периодов жизни чрезвычайно интересен. Но есть особый период, когда он, стяжавший благодать Святого Духа, по повелению Божией Матери, стал пускать к себе в монастыре людей. Он стал уже источником воды живой, которой стал делиться с приходящими, делиться тем самым драгоценным опытом, и этот источник благодати Духа Святого не оскудевал у него. Это было в последние годы жизни.

Так в одном из описаний о посещении Преподобного один человек вспоминал, что все больше перед кончиной Преподобный даже при людях словно уходил в себя, молился, словно все внешнее его тяготило, он крестил всех и кратко отвечал. Он уже становился жителем Неба. Какие слова он записал, быть может одни из последних, эта та редкая речь преподобного: «Господь вас благословит на добрые дела… идите с миром… Не грешите пред Богом… Не осуждайте ближних…мы все со слабостями… Неосуждающему скорее простится все Богом… Не отворачивайте лица своего от страждущих и угнетенных… Они угодней Богу. Помните, что не в злобе, а в духе правды жив человек». (Это рассказ некоего С. Глебова, слова ему пересказала его мать, бывшая у Преподобного).

Если вообще нас кто-нибудь спросил бы, а какой он был, то из всех многочисленных свидетельств мы можем сказать так – он очень любил людей, хотя он и животных любил и даже комаров не убивал. Но главное – людей. Он всем так желал спастись, что главное, что он видел перед ним, это не грешника, а душу, которую хочет спасти Господь. А она повреждена, и ее надо исцелить, и он их целил, и душу и тело, и исцелял он Божественной благодатью, которую стяжал.

Как же он стал таким? В акафисте мы поем, что преподобный «всего себе в жертву Господеви принесый». Он стал таким, потому что пожертвовал собой ради Господа, своей жизнью, временем, да и будущим, которое было бы вполне безоблачным, учитывая его принадлежность к купеческому роду. Пожертвовал временным, чтобы приобрести вечное. И приобрел его уже здесь на земле. Чем не преминул делиться с приходившими к нему. О, если бы мы хотя бы на несколько минут в день увеличивали нашу память о Боге, уже это было бы для нас так спасительно. Прямо хоть ставь в телефон напоминание, что-нибудь из псалмов, слова «Помянух Господа и возвеселился», например, особенно, когда унываешь.

Любовь преподобного была в нем порождаема особым внутренним состоянием, которое можно увидеть в описаниях всего того, что о нем сохранилось. Это состояние – это глубокое внутреннее покаянное чувство, соединенное с жизнью, в которой он был чужд греху. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. Боже милостив, буди мне грешному, взывал он на камне 1000 дней и ночей. И Господь поселился в его сердце. Радость, которой в нем было много, была искренняя, потому что он для начала просто постоянно благодарил Бога за все подаваемое. Почему мы часто не радостны, или радость искусственна. Оттого что внутренне привыкаем к внешнему, и думаем, что все само собой у нас и так и должно быть. Но стоит потерять и тогда только начинаем жалеть, ах, как хорошо раньше было. Обратимся же за помощью к преподобному молитвой, за его опытом читая его поучения. Расскажем преподобному о наших скорбях, болезнях наших знакомых, о разных недовольствах в жизни, о самом тяжелом и грустном, попросим его помощи, его духа радости, его молитвенной помощи и укрепления, только без сомнения и вновь ее получим и воскликнем «Радуйся, Преподобне отче Серафиме, Саровский чудотворче»! Аминь.

Иерей Александр Стародубцев,

15 января 2017

Поделиться