Проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского

Большой портрет прп. Серафима Cаровского, который висел в кабинете его величества.

Большой портрет прп. Серафима Cаровского, который висел в кабинете его величества.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С праздником дорогие братья и сестры!

С днем памяти дорогого для каждого из нас преподобного отца нашего Серафима Саровского!

Этот год ознаменован 25-летней годовщиной с момента второго обретения и перенесения мощей Преподобного в Дивеевский монастырь. Тогда мощи были принесены в еще только восстанавливаемый монастырь, это только потом монастырь снова станет жемчужиной нашей Церкви, как в начале ХХ века. Со времени кончины Преподобного Серафима прошло более 180 лет, но его наследие настолько бесценно и актуально для нас, что нельзя нам не изучать его, не применять к нашей жизни. Почему же нам это так важно?

За прошедшие годы наша Церковь расцвела вновь, о чем свидетельствуют, в том числе и многочисленные храмы, и монастыри в которых мы молимся. За эти годы появилось и целое поколение людей, которое не застало гонений и притеснений Русской Церкви, которое только иногда видит еще невосстановленные храмы, вероятно и не задаваясь вопросом, а почему и как они пришли в такое состояние.  И вообще не задаваясь вопросом, а что было и есть стержнем в существовании нашего народа, кто были те люди, которые были всегда духовным маяком для целых поколений, и остаются им сейчас.

Количество молодых людей, которые слабо или вообще  не знают не только отечественную историю, литературу, но и великих людей нашей страны огромно, об этом свидетельствуют многие преподаватели разных высших учебных заведений. Мы живем во время, когда предлагаемые герои нашего времени, совсем из других категорий, совсем не из тех категорий людей, кто был почитаем всегда, это не ученые, не мыслители, не полководцы, не великие писатели, не уникальные врачи и уж совсем не святые, прославленные Церковью.

Общаясь, в основном на беседах перед крещением ребенка, от поколения 20+, мы узнаем, что только не делалось ими для попытки начала духовной, подчас в ковычках, жизни. Радостно, что возникают вопросы о смысле жизни, вопросы о душе и о том, как обрести в ней мир, мир с Богом. Это то, что в большинстве своем ищут все люди. Но ответы на свои вопросы они нередко ищут в других традициях, где-нибудь в Индии, на Тибете, многих других странах, в различных сектах, на всевозможных семинарах и тренингах, в практиках длительных голоданий, у современных учителей просветления и одухотворения, имже имя легион, у учителей, которые вдруг ощутили, что могут помогать другим.

В общем, поиск ответов на свои вопросы ищут в стране далече. И возвращаясь как блудный сын, и припав на выю отца – а в нашем случае Матери Церкви с необходимостью крещения ребенка, эти искалеченные духовно, добрые, как правило, и совсем не плохие люди, часто бывают подобны слепым, которых ведут слепые, и оба по Писанию упадут в яму(Мф. 15:14). Яма это есть тьма неведения, ибо весь этот духовный поиск в стране чуждей, и изучение иных божеств, практик и прочего не есть путь к изучению Пути, Истины, и Жизни, который есть Господь наш(Ин. 14:6).

И вот тут и возникает вопрос, у человека смелого, ищущего и честного перед собой, а кто же действительно есть помощник в пути к познанию Истины, особенно здесь в России. Где его или их найти? Надо ли обращаться к всякого рода духовного учителям неизвестных толков, искать помощи в стране чуждей? Нет, не надо!

Эти помощники есть! Это наши святые! Наши русские родные святые! Есть и древние, а есть и столь близкие к нам по времени! Конечно, сегодня и всегда вот кто настоящий герой нашего времени – наш Преподобный. Святой преподобный Серафим, чудотворец, строгий монах, священник, целитель, провидец будущего, учитель покаяния, хранения мира в душе, молитвенник непрестанный, тот, кого полюбила Русь, а за ним и христиане по всему миру от дней начала его подвигов и до сегодняшнего дня.

Но как приложить его обстоятельства жизни к нам. Он был скромен в детстве, много молился, любил все связанное с Богом, долго был в монастыре, подвизался всеми подвигами и стал вторым великим русским Преподобным после Сергия Радонежского. Или скорее не вторым, а подобным Сергию. Мало кто может реально следовать такой подвижнической жизни.

Путь его конечно был благословен, и это мы видим на стенах нашего храма. И страшное падение с колокольни и чудесное спасение в детстве. И многочисленные явления и исцеления от Божией Матери, Ангелов на службе с братией видел и даже Спасителя, благословляющего людей на службе и его отдельно.

Но были у него обстоятельства и очень нам знакомые, тяжелые болезни, в детстве, потом водянкой в монастыре три года он болел, травмы от разбойников навсегда изменившие его внешний вид, когда он из белокурого высокого монаха, он становится согбенным человеком. А разве не страшна длительная, вероятно по житию исчисляющаяся месяцами или годами тяжелая мысленная брань, когда его дьявол хочет надорвать какими-то помыслами.

Как не обратиться к нему за помощью если и нас постигает подобные скорби? Как не изучать то, чему учил он?

Скажем сегодня об одном из центральных его наставлений. Это открытое ему Богом, и конечно, сформировавшееся на основе и его личного опыта учение о важности хранения мира душевного, который есть мир спасительный, и не только нам самим, но и окружающим. Он пишет, что это не просто одна из добродетелей, а что «всеми мерами надобно стараться сохранить мир душевный», удержанием от гнева, не возмущением от оскорблений от других, а посредством внимания и соблюдения сердца и ума от непристойных движений – сердце обретет тишину и станет обителью для Самого Бога.

Преподобный все свое учение основывал на Священном Писании, трудах отцов, житиях святых. Примеры безгневия – смирение свт. Григория Чудотворца при обвинении его от блудницы, которая несправедливо обвинив его в грехе с ней потребовала мзды.  Свт. Григорий не прогневавшись, ибо это была клевета, повелел ей дать то, что она требовала, а потом изгнал из нее беса, вошедшего в нее за клевету. Примеры смирения свт. Спиридона, прп. Ефрема Сирина.

Цитата по наставлениям прп. Серафима: «В сем случае сможем в образец себе взять св. Спиридона Тримифунтского и преп. Ефрема Сирина. Первый (Чет. Мин., дек. 12, в житии его) так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; св. Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).

Преп. Ефрем (Чет. Мин., янв. 28, в житии его), постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен».

Умиляет и помогает его тонкое, но меткое наблюдение:

«Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголахъ (Пс. 76, 5).»

Дивный пример он приводит нам из жития Паисия Великого, который страдал от гнева. Он просил Господа Иисуса Христа, дабы он освободил его от гнева; и явившейся ему Христос сказал: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи(Наставления, о хранении мира душевного).

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

И действительно как чрезвычайно важно хранение мира душевного, как много ошибок мы сделали в жизни, и тут, наверное, каждый вспомнит сам себя и призовет в свое сердце спасительное покаянное чувство, когда, теряя этот мир, или вообще не стремясь к нему, мы что-то греховное говорили или делали по отношению к нашим родным, детям, родителям, близким, знакомым и незнакомым людям. Остается только просить у всех прощения и не откладывая меняться.

Как заблуждаются упомянутые выше люди, которые ищут ответов на свои вопросы и мира в душе где угодно, но только не у Того, на кого нам указывает преподобный Серафим как на источник мира и покоя. Вспомним почаще Евангелие, которое мы слышим на память Преподобных отцов. Господь говорит: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим(Мф. 11,28-29).

Надо прийти к Богу (хотя бы еженедельно в храме и ежедневно дома в молитве, и не отходить от него в осознаваемых поступках, т.е. не грешить в них), взять Его иго (следовать чему учит Господь и Церковь, и объясняют нам святые), и научиться от Него(т.е. сразу и быстро не получится всему следовать, но при усердии – получится). И тогда найдем покой и мирное состояние.

И придет в сердце, исполненное христианской любви умиление, мир и тишина, то, о котором Преподобный говорил, что это свидетельство о том, что Бог бывает с нами, это и есть Царствие Небесное, которое может быть внутри нас (Лк. 17:20-21). Да поможет нам в этом стремлении к миру душевному Господь, молитвами нашего любимого святого Преподобного и богоносного Серафима Саровского и всея Руси чудотворца. Аминь!

Священник Александр Стародубцев, клирик храма.

Поделиться