Проповедь на престольный праздник храма

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником дорогие братья и сестры! Сегодня в день памяти небесного покровителя нашего храма, в день 115-й годовщины обретения мощей и прославления великого угодника Божия, преподобного Серафима Саровского, мы вновь обращаем все наше внимание на сего дивного, одного из великих святых земли Русской и всей христианской Церкви. А через него и на главное в жизни.

Архиерейское служение в день обретения мощей преподобного Серафима СаровскогоУдостоившись уже в 12 раз чести сказать слово о преподобном в день престольного праздника самому себе все чаще задаешь вопрос, а что же то самое главное, что, следует нам о нем помнить, знать, и в чем мы можем ему действительно подражать?  Со временем и все вновь открывающимися сведениями о преподобном, можно почти всегда рассказывать о нем, что-то доселе неизвестное и новое кому-то. Но, наверное, не это главное, не это есть цель свидетельства о нем. Ведь его подвиги, какой из них ни вспомни, для нас то, чему мы можем лишь подивиться и прославить его и Бога так укрепившего его.

И все же есть в его уподобившейся Богу личности по благодати, а преподобный действительно исполнил замысел Бога о человеке в своей жизни, то, что для нас очень даже возможно. Если попытаться одним словом описать личность прп. Серафима, то мы повторимся в след за ап. Иоанном Богословом. Только апостол так сказал о Самом Боге. Бог есть любовь (1Иоан.4:16). И этим словом мы также можем назвать преподобного Серафима. Он есть сама любовь, это и есть главное в нем. Именно это так тянуло людей к нему раньше и тянет всех нас к нему сейчас. Нельзя не привести хоть один пример такой любви.

Вот один эпизод из впервые опубликованных свидетельств о нем, где во всей силе показана исцеляющая сила любви преподобного к людям. Расскажем только об одном, если представить себе всю эту картину, и из одного события многое можно понять. Эти свидетельства появились в период, когда поднимался вопрос о его канонизации, из 28 епархий были собраны сотни свидетельств различной помощи. Анна Еропкина, сирота, свидетельствовала, что после воспитания в Смольном монастыре, она, оказавшись в миру, предпочла семейную жизнь, избрала благочестивого юношу и целыми днями только и говорила со всеми о своем будущем семейном счастье, и вот однажды, в дремоте видит она как дядя ее, с которым она жила в ожидании свадьбы, беседует со старцем, и тот предупреждает его, что совсем мало проживет муж ее, напрасно она идет замуж, каково же ей будет из сирот да во вдовы, как из огня, да в полымя. Анна, проснувшись, хоть поначалу и волновалась, но потом с подругами решила, что будет слишком легковерно верить этому явлению, неизвестно решилась ли она рассказать все дяде. Вскоре состоялась свадьба, а дальше внезапно через два-три месяца молодой и вполне здоровый человек тает на глазах и даже врачи не успевают понять, что с ним происходит. Он умирает, и Анна в скорби и отчаянии доходит до сумасшествия. Дядя решает ее везти к саровскому подвижнику. Там преподобный берет ее из толпы и ведет к себе в келью. И говорит, знаю, что скорбь твоя велика, но Господь поможет ее перенести. Он уделяет ей много времени, один раз даже в течение 8 дней она наставляется им в вере, она приезжает еще и еще. И после выполненного молитвенного 40-дневного правила с молитвой о муже она свидетельствует, что была исцелена от страшного состояния, в котором была, она совершенно переродилась, в душе воцарилось спокойствие. Она получила от Бога, через Серафима покой, какой и обещает дать Бог, обратившимся к Нему в любой ситуации.

Бесчисленны люди всех сословий, возрастов, разного пола со всей России и тогда встарь и поныне, исцеленные любовью, молитвой и заботой преподобного.

Так как же мы можем подражать преподобному и научиться следовать новой и вечной заповеди Христа «Да любите друг друга» (Ин. 13:34–35)? Говорить об этом вообще очень сложно, но надо, ибо с одной стороны о любви может каждый что-нибудь сказать,  с другой опять, обратившись к себе, зададим вопрос, а так ли сильно мы сами ежедневно стремимся воплощать в жизни любовь к ближним и дальним, именно ту, которая «долготерпитмилосердствуетне завидуетне превозноситсяне гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», которая «никогда не перестает»… (1 Кор. 13:4–8). Надолго ли в нас хватает в любви к людям и Богу, или это ненадолго и только избранным, и есть ли она вообще?

Да и что это вообще скажут одни одно, другие скажут о ней совершенно иное. А в христианстве мы часто можем слышать о любви как о прощении всех, о служении всем, о покрытии недостатков ближнего… Но вот как сделать так, чтобы в душе укоренилось это главное и душеспасительное чувство? И тут наш взор через святых, и преподобного Серафима должен быть устремлен к Тому, к Кому устремлен их взор. Ко Христу! Именно это мы вдруг услышали недавно от современного подвижника.

Этим летом после целого года изучения с прихожанами толкования святых отцов на книгу Апокалипсис, мы побывали с ними на острове Патмос, где ап. Иоанн записал от Господа Его Откровение о последних временах. И в ходе паломничества мы оказались у одного отшельника, пожилого монаха-грека отца Максима в скиту свт. Нектария Эгинского. Там, собравшись около него во время сильного зноя под навесом из деревьев, мы задали ему вопрос, вот, дескать, изучаем мы Апокалипсис, святых отцов читаем, а что он думает есть самое главное в ходе этого изучения? И он ответил: «Надо искать Христа, а не антихриста»!

Как же метко он сказал! Бывает стоит человеку услышать о тех или иных упоминаниях про последние времена, про антихриста в Апокалипсисе или в цитатах, которые были или которые приписывали преподобному Серафиму Саровскому. Как весь ум устремляется только за этим, отходя от главного, бывает даже всю жизнь от этого страха меняют люди. А надо-то Христа искать, а не бояться последних времен и антихриста. Как искать? Жить по Его учению, по Его Правде и найдешь Его. И любовь к ближнему в нас и появится и укоренится, если честно стараться жить по Его учению и по Его Правде. Это и есть настоящая христианская жизнь, что можно и назвать жизнь в собственном смысле.

Никто не может сказать «мне некого любить», а если это так, то мы сами и приходим в это состояние, а значит и выйти из него должны сами с помощью Божией. И начальствующий, и подчиненный может явить дела любви в служении честном, в заботе, в искренности, в правде. И мы можем, и мы должны их явить сотрудникам, соседям, случайным людям, которых встречаем один раз в жизни, но наибольшим образом домашним своим. Мы что по-настоящему должны, так это увидеть во всех, как преподобный Серафим, образ Божий, по которому все и созданы, потому то он так всех и любил и так всем служил, вот почему нам надо стремиться к главной добродетели – к любви. Будем это помнить, услышим слова Христа, что мы все это делали Ему. Но как любить или проявлять дела любви к тем, кто нам ничего подобного не делает, и образ Божий в таком человеке искаженный, или даже нам прямо делают зло, а вот тут уже как учил отец Иоанн (Крестьянкин), до этого нам не должно быть никакого дела. Нам главное самим любить! Вот тут и обрящем счастье здесь на земле и там на Небе, в Царствии Небесном. И тогда исполнятся на нас слова Господа, «Я люблю любящих Меня» (Притч. 8:17). «А любит Меня тот», – говорит Господь, – «кто исполняет заповеди Мои» (Ин. 14:21). И да поможет нам в этом тот, кто сам возлюбил Бога и ближних больше всего на свете, преподобный и богоносный отец наш Серафим. Аминь.

священник Александр Стародубцев, 1 августа 2018г.

Поделиться