В те дни дивились народ словам благодати, исходившим из уст Иисуса, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне пословицу: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сирийца. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.
Лк 4:22–30 |
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь торжественно прославляет память честнаго славного пророка Божия Илии, одного из самых удивительных людей за всю историю человеческого рода. Этот святой был одновременно и величайшим пророком Ветхого Завета, и одним из двух праведников, призванных к тому, чтобы присутствовать при чуде Преображения Господня на Фаворской горе. Он же – один из двух праведников, которые в последнее время при пришествии Антихриста будут три с половиной года вновь проповедовать покаяние людям, воспримут мученический венец убиения и воскреснут в жизнь вечную при Втором пришествии Христовом. Подлинно, кто должен был быть сей человек, чтобы Промысел Божий избрал ему такой удел?
Пророк Божий Илия родился в десятом веке до Рождества Христова. Это было непростое время для избранного народа Ветхого Завета. После смерти царя Соломона царство разделилось на два. И если в Иудее хранилось еще истинное богопочитание, то большая часть колен израильских со столицей в Самарии в большинстве своем отошли от веры в Единого истинного Бога. В особенности это имело место при нечестивом царе Ахаве, большая часть жизни которого и пришлась на время подвига святого пророка Божия Илии.
Вспомним и само рождение пророка Божия. Как говорит нам Церковное Предание, его отец видел при его рождении Ангелов Божиих, которые пламенем окружали младенца и сопровождали самое его рождение. От юных лет Илия целиком посвятил себя служению Богу. Юношей он удалился в пустыню, а возмужав, начал обличать то идолопоклонство, в которое отступали израильтяне вместе со своим царем Ахавом и его женой – нечестивой царицей Иезавелью.
Иезавель была из рода язычников и научила своего мужа, чтобы он восстановил почитание золотых идолов-телиц. Перед ними приносились жертвы, и большинство народа впало в идолопоклонство. Ревнующий о славе единого истинного Бога пророк, не знавший таких гнусных слов, как политкорректность, толерантность и т.п., свидетельствовал о том, что люди губят свою душу, губят через грехи царя, ибо грехи царя и начальствующих особенно распространяются и имеют последствия в народе.
Пророк Илия стал молиться Богу о том, чтобы, если люди не покаются, последовало наказание для Израиля. И пророку было дано обещание, что три с половиной года на Израильскую землю не упадет ни капли дождя. Но и после такого предупреждения царь Ахав не покаялся. Небо затворилось. Сам пророк, удалившийся к источнику Хораф, был питаем по особому Промыслу Божию – это часто изображается на иконах пророка Илии – воронами, которые прилетали и приносили ему необходимую пищу. Святитель Иоанн Златоуст, между прочим, изъясняя, почему именно воронам было поручено питать пророка Божия Илию, говорит, что тем самым Господь его ревностную, но такую жесткую душу побуждал к милости и снисхождению. Вороны, как пишет Златоуст, есть птицы, которые не имеют жалости даже к своим птенцам и могут оставить их без пропитания, а здесь Промысел Божий, воля Божия сделала их питателями человека в пустыне. Так продолжалось три с половиной года.
Затем от Бога последовало еще одно повеление к пророку. Источник Хораф высох, а Илия был послан в Сарепту Сидонскую – небольшой город на севере от Святой Земли. В этом городе произошло событие, упоминание о котором вы слышали в сегодняшнем Евангелии. Пророк Божий встретился с некой вдовицей, бедной женщиной, которая изнемогала, как и весь Израиль, из-за неурожая, который их постиг. Однако, когда встретила Илию и он попросил ее дать ему пищи, она испекла ему хлеб из того последнего масла и последней муки, которые у нее были, и напитала пророка. И произошло удивительное чудо: все оставшееся время голода мука и масло в доме вдовицы не оскудевали, чудесным образом восполнялись за то милосердие и самоотвержение, которое она проявила ради человека Божия. Это было второе научение от Бога пророку Илие о цене милости.
Затем произошло еще одно удивительное событие, к которому пророк был призван: первый из праведников Ветхого Завета он сотворил чудо воскрешения умершего. У питавшей его вдовицы был сын, отрок, который через некоторое время заболел и умер. Вдовица сделала вывод, который тогда могли сделать люди, бывшие ближе к Богу и лучше знавшие, что такое святость, и который был тогда более простым и понятным, чем может нам показаться. Вдова решила, что ее отрок умер из-за того, что святой Божий пришел к ней в дом. Ее сын умер из-за того, что их греховная жизнь обычных людей несовметима со святостью Божией, которая проявилась в этом человеке, решила она. Современный человек скорее склонен считать, что встреча со святостью приносит нам непременно утешение, милость, какую-то духовную радость, но это далеко не всегда так. Грех обнажается при приближении святости, и очень часто рядом со святым человеком становится вовсе не легче, приятнее и светлее жить, чем нам было до того. Напротив, все то, что в нас есть и что мы привыкли скрывать, обнажается и становится труднее, и тяжелее, и больнее. Тогда люди понимали это лучше. Но, впрочем, сие было не только для обнаружения святости пророка, но и для обнаружения милости Божией. Пророк троекратно усиленно помолился, и отрок был воскрешен, вернулся к своей матери и прожил еще долго. И как говорят некоторые святые отцы, толкователи Священного Писания, именно этот мальчик, воскрешенный пророком, впоследствии станет другим пророком, который побывает во чреве кита и проповедует трехдневное воскресение Христово, – это будет пророк Божий Иона.
После этих чудес пророк Илия идет к царю Ахаву и возвещает ему, что время гнева Божия истекает, но кончится оно тогда, когда будет проведено испытание истинной веры. Пророк приглашает собраться всех жрецов языческих, и приходят 450 жрецов Ваала и 450 служителей других языческих божеств. Пророк Божий устроил состязание. Сначала на жертвенник положили идоложертвенное мясо. Илия сказал: «Молитесь своему Ваалу с тем, чтобы сошел огонь, и мы увидели, что он есть бог, который может принимать жертву». И они начали взывать: «Ваал, приди, Ваал, помоги». Так продолжалось несколько часов, и время достигло уже полудня. Пророк, видя, что ничего не происходит, начал над ними иронически шутить, говоря: «Наверное, ваш Ваал удалился или занят делами, или, поскольку это время полуденного зноя, покоя на Востоке, он спит сейчас, – попозже еще позовите, может, тогда сойдет огонь». Так они кричали и впадали в экстатическую пляску, и истязали себя бичеванием, но ничего, конечно, не произошло.
После этого пророк сказал: «А теперь будет принесена моя жертва, жертва истинному Богу». Он разложил все, как полагалось по закону Моисееву, и сказал: «Принесите, водоносы, воды!», и жертву, и жертвенник обливали трижды столь обильно, что ров, который был выкопан вокруг, заполнился водой. А после этого по молитве пророка с неба сошел огнь и попалил и жертву, и жертвенник, и воду – ничего не осталось. И все увидели, кто есть истинный Бог Израилев. После этого Илия, ревнуя о славе Божией, сам схватил и подвел к краю потока Киссона этих жрецов, сам убил их и скинул в эту реку, и тела их уплыли к Средиземному морю. Такова была его ревность о славе Божией, о имени Божием, и таким было его стояние против неправды. Как сказал бы много веков спустя русский философ и богослов[1], так он сопротивлялся злу силой. Это было по правде, и Бог принял это убиение лживых пророков – это было богоугодное дело святого пророка Божия Илии.
Царь Ахав сначала вразумился этим чудом, но потом случилось по известной пословице: ночная кукушка дневную перекукует. Нечестивая Иезавель, его жена-язычница, возмущенная убийством языческих жрецов, вновь побудила своего мужа вернуться к идолопоклонству. И тогда пророк, видя, что ничто не может подвигнуть душу царя и народа к покаянию, удаляется.
Илия идет сначала на юг Иудеи, в Вирсавию, и там обращается к Господу: «Господи, я не больше тех, которые были до меня, возьми мою душу!», имея в виду, что он не может больше свидетельствовать этим людям и жить с таким народом. Господь утешает его, Он побуждает его идти еще 40 дней и 40 ночей до горы, а там, Сам встречаясь с ним, говорит, что в Израиле есть еще семь тысяч неведомых праведников, которые сохранили веру в единого истинного Бога. Об этой беседе пророка с Богом есть удивительное свидетельство: Бог является пророку, сопровождаемый сначала землетрясением, огнем, бурей, но само явление Божие происходит «в гласе хлада тонка», в дуновении легкого ветра. Тогда пророк слышит голос Божий и получает вразумление и укрепление на дальнейшую жизнь и подвиг.
Еще дважды приходил Илия в Израиль для обличения Ахава. Царь покаялся, и поэтому его наказание было отдалено: сам он не увидел возмездия за свои грехи, но род его пресекся при его сыне Охозии, который, несмотря на вразумление пророка Божия Илии, остался при своих грехах и коснел в язычестве.
Пророк Божий Илия оставил после себя на служение Богу преемника – Елисея, избранного на последующее пророческое служение. Елисей видел последнее величайшее чудо, которое сопровождало конец земной жизни пророка Илии. Илия на огненной колеснице был восхищен на небо, не вкусив обычной смерти.
Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов в Книге Откровения говорит о том, что перед пришествием Антихриста Енох, ветхозаветный праведник, о котором мы читаем в Книге Бытия, и Илия вновь придут на землю. Три с половиной года они будут так же ревностно побуждать к покаянию тех, кто будет жить в последние времена, покажут великие чудеса, чтобы люди увидели славу Божию, будут убиты Антихристом и воскрешены Спасителем вскоре после этого при наступлении Его второго и славного пришествия.
Такого дивного праведника прославляет сегодня Святая Церковь. Это праведник, для которого Бог был в жизни всем, для которого не существовало иных ценностей, иных компромиссов. Ради Бога, Его истины, Его правды, Его света Илия не знал больше ничего. За это он стал величайшим избранником Божиим и величайшим свидетелем истины и правды Божией в Ветхом Завете, призванным к участию в Преображении в Новом Завете и поставленным привести к покаянию людей в последние времена.
Помолимся и мы, дорогие мои, этому великому пророку и попросим, чтобы Господь дал нам хотя бы часть его бескомпромиссности, его способности следовать только Евангелию, правде Божией, без применения всяческих человеческих поправок и корректив, гуманизмов и политкорректностей. Ничто не должно стать в душе человека выше и главнее, чем ревность о Боге и о правде Божией.
Аминь.
[1] Имеется ввиду философия «непротивления злу силой» Л.Н. Толстого.