1 августа 2016 года – престольный праздник храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной. Божественную литургию возглавил первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Истринский Арсений. В прошлом году владыка назвал серафимовский храм «маленькой жемчужиной большого Сити», сегодня – «маленьким Саровом и Дивеево». Причастность к традиции – главное, о чем думалось в нынешний праздник.
Престольный праздник в храме преподобного Серафима на Краснопресненской набережной начался вечерней с акафистом преподобному Серафиму в субботу в 16.00. Далее – всенощное бдение, в воскресенье утром – венец суточного богослужебного круга, Божественная литургия.
1 августа в этом году – понедельник, но храм был заполнен целиком: кто-то договорился прийти позднее на работу, кто-то (и даже один из служащих) приехал во время отпуска. Вечером все еще помещались в маленьком храме (хотя и выходили временами на улицу: очень жарко!), а утром немало людей (в основном мамы с детьми в колясках) молились, стоя на улице.
Дети лазили по ступеням перед входом в храм, ползали по ковру, который был расстелен для архиерея, и чувствовали себя в храме, как дома – спокойно и уютно. В богослужении участвовали прихожане храма, руководство и сотрудники Экспоцентра. Приветственное слово от них говорил директор, С. С. Беднов.
Митрополиту Истринскому Арсению сослужили настоятель храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот храм, благочинный Центрального благочиния города Москвы протоиерей Владимир Диваков, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, настоятель храма Девяти мучеников Кизических протоиерей Антоний Серов, клирик храма святой великомученицы Екатерины на Всполье, инспектор Учебного комитета протоиерей Валентин Васечко, клирик храма Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. протоиерей Алексий Дубровский, протодиакон Валерий Щеглов, протодиакон Димитрий Казанцев, клирик храма преподобного Серафима Саровского диакон Димитрий Каширин.
Клирик храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной иерей Александр Стародубцев исповедовал.
«Там проповедь!» – с важным видом сказал выбравшийся из храма малыш, явно не понимающий, о чем именно говорится, но уловивший важность момента. Проповедь традиционно произносил клирик храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной иерей Александр Стародубцев.
«Готовность!» – ответственно предупредил маму другой ребенок, когда вот-вот должны были открыть царские врата перед причастием.
Антидор и запивка – под ослепительным уже августовским солнцем, молебен преподобному – и под звон храмовых колоколов крестный ход вокруг храма. Перед молитвой преподобному Серафиму – моление о покойном Патриархе Алексие II, при котором совершилось второе обретение мощей преподобного Серафима и с чьего благословения построен Серафимовский храм, а также прошения о почивших прихожанах храма. Связь времен: мы, живые, стоим на службе и четко понимаем, откуда началась история нашего храма. Несколько минут – и мысленно перенесемся в еще более отдаленные времена, с которых началось почитание преподобного Серафима.
«Преподобный Серафим – среди бесконечно многого, что еще о нем можно сказать – был глубочайшим выразителем церковного предания, – говорит в приветственном слове настоятель храма протоиерей Максим Козлов. – Он сам был укоренен в молитве, которой святые отцы учили от пустынь Фиваиды и Паестины до русских обителей времен преподобного Сергия и непосредственного предшественника преподобного Серафима Паисия Величковского. Мы, конечно, живем духовной жизнью не так глубоко, как тому учит преподобный Серафим, но стараемся сами ценить предание, понимать важность традиции и учить этому своих прихожан. Владыка, Вы для нас архипастырь, который в своем церковном служении являет свидетельство предания. Ваше служение проходит уже при трех Патриархах. И здесь, в Москве, мы благодарим Бога за то, что находимся в благочинии, которое Вы возглавляете и в которое входит отец Владимир Диваков, как говорит московское духовенство, «наш дедушка». И в сегодняшний день, как видимое выражение нашей любви и в знак того, что в своем служении Вы заботитесь и о церковном просвещении (памятуя, в частности, Ваши труды по созданию «Православной энциклопедии»), хотим Вам вручить один из экземпляров первого издания Добротолюбия на церковно-славянском языке. Оно вышло в Москве в 1793 году, а текст был переведен, как сказано в самой книге, «с еллиногреческого» Паисием Величковским. Мы знаем, что это издание – не конкретный экземпляр, а один из этого тиража – брал с собой в дальнюю пустыньку преподобный Серафим и читал его на протяжении долгих лет. Это подарок от прихожан храма, руководства и тружеников Экспоцентра.”
Вот и другая точка связи нас нынешних и тех, кто жил и трудился два столетия назад. А в подаренной книге – связь самого преподобного Серафима с теми, кто составлял Церковь еще раньше него и кому он сам наследовал и воспринял церковное предание. Непрерывная цепь, которую нельзя прервать и к которой каждый имеет возможность присоединиться. Перед службой мне посчастливилось полистать подаренную владыке книгу – непередаваемое ощущение восторга, радости и вдохновения просто от соприкосновения со страницами и нескольких минут чтения. Возможность сквозь столетия прикоснуться к материальному миру, который окружал преподобного Серафима. А через читанные им поучения старцев – к питавшему его самого миру духовному.
«Сколько к нему людей ни приходило, он каждому говорил: «Радость моя, Христос воскресе!» И эти слова преображали многих, – рассказывает митрополит Арсений. – Причем ведь преподобный Серафим никогда не думал, что в честь него будут воздвигать храмы и монастыри, он просто жил. Но благодарные потомки не только почитали его оставленные как бы в назидание советы и наставления, но и его самого почитали святым, человеком неба. В начале прошлого века совершилась его канонизация и были явлены признаки особой благодати. А потом пришли невзгоды, о которых он говорил – изменение политического строя, война, ненависть, а затем – второе обретение его мощей, когда мощи привезли в Дивеево. Те, кто там присутствовал, сколько человек прибыло, чтобы встретиться с этой святостью и быть соучастником этой великой радости! И мы сегодня здесь, в Москве, в этом, пусть небольшом по размерам храме, маленьком Сарове и Дивеево, отстоим далеко от того времени и тех мест, но и имеем с ними связь: в одной из храмовых икон есть частица обретенных мощей преподобного Серафима».
Еще один момент про связи – из воспоминаний митрополита Арсения об обретении мощей преподобного Серафима.
«Я был участником второго обретения его святых мощей, отец Валерий (диакон) – уроженец тех мест, – рассказал владыка. – И мне очень вспоминаются слова преподобного о том, чтобы к нему пришли поклониться не когда он в славе, а когда в бесславии. И второе обретение мощей и этот потрясающий по масштабам праздник, да и само второе обретение мощей преподобного совершилось как раз в бесславии, после десятилетий атеизма, когда многие храмы были разрушены, а мы даже боялись об этом говорить. И вот тогда все сплелось удивительным образом, и во всем этом проявилась сила и широта русского духа. Кто бы мог подумать, что директор музея религии и атеизма Станислав Алексеевич Кучинский проявит такое внимание к найденным неизвестыным на тот момент мощам, позвонит именно в Москву Патриарху Алексию II и скажет: «Мы что-то нашли, но доказать не можем. Единственное – есть рукавичка, на которой написано преподобный Серафиме, моли Бога о нас». И надо же было так случиться, что покойный архиепископ Тамбовский Евгений незадолго до этого, прибыв в Тамбов, в 1987 году смогу найти в архивах подробнейшее описание мощей преподобного Серафима. Описание сличили с мощами из Музея религии и атеизма, и возникла возможность доказать, что найдены истинные мощи Серафима Саровского.
И в Елоховском соборе на Рождественской вечерне Патриарх Алексий II объявил, что обретены мощи преподобного отца нашего Серафима Саровского, и храм сотряс великий глубинный вдох, который шел из самых сердец. Не молчаливое кивание головой, мол, понятно, нашли мощи, а такой «ох» такой раздался на весь собор, словно произошло воскресние мертвого!
Потом был с 23 по 31 июля из Москвы в Дивеево везли мощи преподобного на автомобиле – авто крестный ход. Мы останавливались во многих местах – в Ногинске, Владимире, Коврове, Нижнем Новгороде, Арзамасе, – все хи не упомнишь. И везде люди стояли на обочинах. Что их заставило выйти и встать? Мы с вами вышли из советской действительности и помним, как на демонстрациях распределяли, кому у какого столба стоять и махать флажком. А тут ехала кавалькада машин, люди сами устилали обочины цветами и кланялись, не зная точно, в каком именно автомобиле мощи. Помню, в Лакинске (Владимирская область) патриарх попросил остановить машину, чтобы благословить людей. Шел сильнейший дождь, все заливало, мы приоткрыли окошко – и люди кинулись к машине и стали ее целовать, думая, что мощи внутри. «Не в этой, а той, что спереди!» – и народ облепил стоящую впереди машину и целовал ее, несмотря на дорожную грязь, прилипшие камешки и проливной дождь: внутри была великая святыня.
А когда двигались из Арзамаса к Дивеево, на перекрестье дорог пришли люди из двух сел, а из третьего задержались, а потом мы увидели, что они на носилках несут иконы и идут с хоругвями встречать преподобного – такая была радость»
И вот это место здесь, в Москве, украсилось храмом преподобного Серафима, и дай Бог, чтобы преподобный никуда отсюда не ушел».
В заключение владыка Арсений поблагодарил всех, кто приложи труды и старания к постройке и благоукрашению храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, и передал благословение, приветствие и поздравления от лица Святейшего Патриарха Кирилла, который в этот день возглавил службу в Дивеево.
И это еще одна точка: мы празднуем день обретения мощей преподобного здесь, в Москве, и имеем частику его мощей, а за несколько сотен километров отсюда, в Дивеево, Патриарх, сонм духовенства и множество народа празднуют, находясь в месте, где совершились основные события. И везде, где служат сегодня литургию, возносятся молитвы к Первоисточнику церковного предания, Церкви, Жизни – Христу, Который есть Путь, Истина и Жизнь.
С Праздником!
Фотографии сайта Центрального Викариатства.