Ранним утром 22 июня группа путешественников покинула прогретую солнцем столицу и отправилась в древний русский город Переславль-Залесский. Через несколько часов, прорвавшись через многокилометровые пробки Ярославского шоссе, паломники благополучно прибыли в Переславский Никольский женский монастырь. У ворот монастыря автобус уже встречали семейства Кашириных и Подцюк (конечно же, вместе с самой юной участницей поездки, Леночкой).
После сытного и вкусного монастырского завтрака мы расселились в гостинице, и началось самое интересное – экскурсия по монастырю. И вот первое из многочисленных свидетельств Божьего к нам благоволения и заступничества преподобного Серафима, проявлявшихся всю поездку – в притворе Никольского собора обители обретается памятная доска о том, что 1 августа 2005 года в день памяти преподобного в этом соборе Патриархом Московским и всея Руси Алексием II совершено богослужение. С радостью мы продолжили осмотр и поклонились святыням обители – мощам преподобного Корнилия Молчальника и благоверного князя Андрея Смоленского и Корсунскому Кресту – одному из десяти крестов, содержащих частицы мощей святых угодников, которые были принесены из Корсуни (ныне Херсонес) в Киев святым равноапостольным князем Владимиром.
После осмотра Никольского монастыря и поклонения его святыням наша группа села в автобус и снова попала в пробку на центральной улице Переславля, Советской. Советская улица, пересекающая Переславский кремль, была спланирована при заложении крепости Юрием Долгоруким в 1152 году и с тех пор своего направления не меняла. Древнейшего названия улицы до нас не дошло. В XVI и XVII веках она называлась Спасской, так как связывала две башни крепости – Спасскую и Никольскую. В XVIII веке – Соборной, а в начале XIX века ее переименовали в Московскую, так она является частью дороги из Ростова в Москву.
До второй половины XVIII века город застраивался случайным образом и в нем было ни одной прямой улица, застройка просто следовала за неровностями рельефа. Город был значительно перестоен в рамках Градостроительной реформы Екатерины II 1763 года. Реформа была направлена на замену «случайной» градостроительной системы, чрезвычайно опасной в плане возникновения пожаров, — «разумной» системой планировки в условиях развития промышленности и торговли.
И вот наконец мы прибыли в Федоровский женский монастырь. Прячась от палящего солнца под сенью вековых деревьев, перемещаясь от одной тени к другой, мы осматривали древние храмы и поклонялись святыням обители Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия и тверского князя Михаила за владение Переславским княжеством. Победа москвичей случилась 8 июня в день Феодора Стратилата. По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. Царь Фёдор Иоаннович много раз посещал Феодоровский монастырь, подолгу там останавливался и молился. Феодоровский монастырь оставался мужской обителью до 1667 года. В тот год в русских землях случилась страшная эпидемия чумы, многие погибли, города обезлюдели. В Переславле осталось много вдов и девушек-сирот без средств к существованию, единственным спасением для которых было принятие монашеского пострига и служение Богу.
Липовая аллея, в тени которой мы укрывались, была посажена в 1913 году, когда в рамках празднования трехсотлетия дома Романовых, монастырь посетил Николай II. Святой Фёдор Стратилат считается покровителем судебных приставов. Над собором святого великомученика Феодора Стратилата попечительствует Федеральная служба судебных приставов. Помощь в восстановлении Феодоровского женского монастыря оказывают территориальные органы ФССП России. Наш экскурсовод, Нил, обратил внимание на некую ассиметричность главного храма обители – Феодоровского собора. Оказывается, в южном полукружии по переписным книгам 1635-1653 годов находился придел во имя Апостола Ермия, потом там устроили ризницу.
По милости Божией нам открыли для осмотра и поклонения Введенскую церковь, обители, которая сейчас закрыта на реставрацию. Введенская церковь была построена на средства сестры Петра I, Натальи Алексеевны, в 1710 году. Одноэтажная кирпичная трапезная церковь возводилась как зимний монастырский храм. На первый взгляд она кажется совсем небольшой, но внутри достаточно просторна за счет двух боковых приделов: в честь Знамения Божией Матери, а также святых мучеников Наталии и Адриана. В Введенском храме находится знаменитая чудотворная икона — старинная литографическая копия Андрониковской иконы Божией Матери.
По преданию, икона написана апостолом Лукой. В течение нескольких веков икона принадлежала Византийской императорской династии Палеологов. Последним ее владельцем был император Андроник, который во время османского завоевания, случившегося в XIV веке, передал икону в одну из греческих обителей. По имени последнего царственного владельца этот образ Матери Божией стал именоваться «Андрониковской». В России икона появилась во время царствования императора Николая I как дар за помощь, оказанную русским царем греческому народу в борьбе за независимость от Османской империи. С 1839 года икона была находилась в Зимнем Дворце, а в 1877 году была передана Казанской женской обители города Вышний Волочек. Там она находилась до закрытия обители в 1921 году, а после закрытия оказалась в городском музее. В 1980-х годах образ был перемещен в Богоявленский храм, но вскоре, к сожалению, был утрачен.
В Феодоровском монастыре находится чудотворная копия этой иконы, которая была принесена в дар монастырю одной прихожанкой в начале его возрождения, а через некоторое время другая прихожанка принесла в монастырь киот, в точности подходящий для иконы. Икона находится в деревянном киоте с ящичком. Стало традицией писать письма Матери Божией и оставлять их в этом ящичке.
С Переславлем в целом и с Федоровским монастырем в частности связано также имя Святителя Луки. С 1912 по 1917 тогда еще Валентин Войно-Ясенецкий возглавлял городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь.
Все эти годы будущий архиепископ Симферопольский и Крымский Лука на безвозмездно лечил сестер Федоровского монастыря. В октябре 2018 года в монастыре был открыт и освящен памятник Святителю Луке. Это уже второй памятник святителю Луке в Переславле, первый был установлен на территории Центральной районной больницы в 2015 году.
Едем дальше. Перед нами Горицкий монастырь. К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря сгорел в пожаре в 1722 года. В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший в 1508 году Троицкий Данилов монастырь, куда и перешел из Горицкого монастыря. Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене.
Сейчас комплекс зданий монастыря принадлежит Переславль-Залесскому музею-заповеднику. Единственный действующий храм – надвратная Никольская церковь. На территории монастыря установлен бюст Юрию Долгорукому – копия памятника на Тверской в Москве.
И снова автобус движется вдоль главной улицы, которая проходит вдоль Плещеева озера. В 1849 здесь была положена первая шоссейная дорога Москва – Ярославль. Несмотря на очень развитую в XIX веке промышленность, железной дороги в Переславле нет. Её провели до Сергиева Посада, после чего некий купец Борисовский начал препятствовать строительству дороги, решив, что она каким-то образом затронет интересы его дела. Ярославские купцы, недолго думая подхватили идею строительства дороги до Александрова. В результате дорогу в Переславль не провели, и промышленность в городе мало-помалу заглохла. Но что Бог не делает, все к лучшему – ведь неизвестно, что стало бы с культурным и духовным наследием города после революции, если бы там были заводы и фабрики.
Обедом нас накормили в небольшом уютном кафе в центре города. После трапезы мы отправились в центр города, чтобы осмотреть ещё один сохранившийся комплекс – остатки Сретенского монастыря и Спасо-Преображенский собор.
Спасо-Преображенский собор – древнейший храм Переславля-Залесского и самый ранний, из сохранившихся, архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества. Он принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха. Храм заложил Юрий Долгорукий, а достроил его сын- Андрей Боголюбский. Это действительно уникальный памятник древнерусской архитектуры!
Необычна техника кладки стен собора. Одновременно возводились две стены — внутренняя и внешняя. Камни тщательно тесались с пяти сторон, а шестая, предназначавшаяся к кладке внутрь, оставалась нетёсаной для лучшей связи с бутом. В промежуток между стенами закладывались осколки белого камня, оставшиеся от тёски, булыжник, песок, и всё это пересыпалось известью-«пушёнкой», гасившейся между стенами. Спаянные известковым раствором, они под влиянием времени превращались в монолит. Именно поэтому, несмотря на многочисленные пожары и разорения, Спасо-Преображенский собор дошёл до нас в своём внешнем первоначальном облике, если не считать главы, форма которой относится к более позднему времени.
Отделка собора закончилась украшением его дивными фресками. Со временем они портились, страдали от пожаров, забеливались известью, но часть фресок ещё была цела до 1890-х годов. Остатки фресок погибли во время реставрации собора в 90-е годы XIX в. Перед началом реставрационных работ фрески были обследованы архитектором-реставратором Владимиром Сусловым, который первоначально принял решение включить их сохранение в план реставрации, чтобы оставить на стенах. Но при производстве работ выяснилось, что штукатурка с фресками почти полностью отстала от поверхности белокаменных стен и рассечена глубокими трещинами. Методы реставрации XIX века не позволяли закрепить росписи на стенах. Тогда Суслов предложил скопировать фрески, а потом снять их со стены и передать на хранение в какой-нибудь музей.
Сусловым впервые в России была применена техника снятия и сохранения фресок. Фрески разрезались на куски и отделялись от стен. С лицевой стороны их заклеивали холстом и укладывали в специальные ящики. Потом в ящики заливался алебастр, который, пропитывая штукатурку насквозь, одновременно отмачивал холст с «лица» фресок. Когда ящик с застывшим гипсом переворачивали, холст легко снимался с живописного слоя, остававшегося совершенно нетронутым!
В итоге оказалось 50 ящиков с фрагментами фресок. Но дальнейшая их судьба оказалась трагической. Два ящика с фрагментами, на каждом из которых было изображено по апостолу, были отправлены в Москву в исторический музей. Но от остальных 48 ящиков там отказались. Не удалось их пристроить ни в Археологическую комиссию, ни в Академию художеств, ни во Владимирское Епархиальное древлехранилище. Пока шла переписка, занявшая около трех лет, фрески, хранившиеся в обычном деревянном сарае недалеко от Спасо-Преображенского собора, покрывались плесенью. Летом 1895 г. ящики с разложившимися остатками древней росписи были выброшены соборным причтом в Плещеево озеро.
Но на этом история реставрации собора не закончилась. В процессе реставрации 2015 года на южной апсиде Собора были найдены уникальное граффити XII века, которое оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси. Эту надпись чуть было не уничтожили во время реставрации. Спасло ее вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника, настоявших на том, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, что предполагалось сначала.
Это надпись об убийстве князя Андрея Боголюбского в 1174 году! Она сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а правый – краткое сообщение об убийстве. Удалось прочитать в правом столбце:
“Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим – вечная мука”.
Собор дорог русскому православному сердцу ещё и тем, что здесь рукополагался во игумена Сергий Радонежский и здесь же крестили князя Александра, будущего Невского.
Посещение Собора произвело на всех нас неизгладимое впечатление! Особенно на детско-молодежную часть нашего прихода, которая живописно «залегла» на траве перед Собором.
Посетив собор Владимирской иконы Божией Матери, церковь Святого благоверного князя Александра Невского и взобравшись на крепостной вал бывшей стены Переславльского кремля, мы отправились к последней на сегодня точке нашего маршрута – Никитскому монастырю.
Никитский монастырь был основан на рубеже XI-XII вв. Создавался монастырь при управлении суздальского князя Бориса Владимировича, ставшего после смерти вместе с братом Глебом первым святым на Руси, мучеником-страстотерпцем. Именно во времена его правления Никитский монастырь был опорным пунктом, где язычников обращали в христианскую веру. В XII веке в монастыре подвизался преподобный Никита Столпник -раскаявшийся мытарь. Не довольствуясь подвигами поста и молитвы, Никита Переславский изнурял себя трудом, носил на теле железные вериги и на голове каменную шапку, затем взошел для молитвенных подвигов на столп. В 1186 году подвижник был убит своими родственниками, пришедшими к нему за благословением, которые приняли его железные вериги за серебряные.
В обитель наша группа прибыла как раз к полиелею. После помазания мы приложились к мощам и веригам преподобного Никиты Столпника, а затем спустились под землю в келью-столп святого Никиты и помолились преподобному, удивляясь его подвигу и смирению.
И снова Господь греет нас своей милостью. Для опять открыли закрытый храм, где мы увидели чудесную роспись.
В Никитском монастыре смирение присуще даже котам. Наши замученные долгим путешествием дети обнаружили котика и решили всем скопом с ним пообщаться. Животное, несмотря на явно неприятные ощущения, ни разу не выпустило когти и даже не мяукало. Кот только смотрел на взрослых жалобными глазами и мужественно терпел многочисленные поглаживания и выяснения, чья очередь его носить.
И конечно же, не могли мы обойти своим вниманием источник преподобного Никиты, возникший на месте, где его искусанного комарами и мошкой, нашли после трехдневного покаяния монахи обители.
Все когда-нибудь кончается, подошёл к концу и этот трудный, но насыщенный и увлекательный день. Как пишут в школьных сочинениях, “усталые, но довольные”, паломники вернулись в Никольский монастырь на ужин.
После вечерней трапезы самые стойкие решили прогуляться к Плещееву озеру и были вознаграждены созерцанием одного из красивейших чудес Божиего мира – перед ними в лучах заходящего солнца над озерной гладью предстал храм Сорока Севастийских мучеников в устье реки Трубеж.
Воскресное утро. Окна в гостинице открыты, паломников будят петушиное пение и солнечные лучи, заглядывающие в створки. До отъезда на Литургию в Данилов монастырь ещё есть время, и мы решаем ещё раз пройтись к озеру и заглянуть в храм Сорока Севастийских мучеников (вечером он уже был закрыт). Собираемся на прогулку, выходим из дверей гостиницы и проходим мимо монастырского пруда. Здесь распускаются кувшинки – феерическое зрелище!
Мы садимся в автобус и отправляемся в Свято-Троицкий Данилов монастырь на Литургию, которую в день всех Святых служил в Троицком соборе епископ Переславский и Угличский Феоктист, а наши отцы Александр и Димитрий ему сослужили.
Основатель монастыря — инок Горицкого монастыря Даниил, духовник великого князя Василия III. Свято-Троицкий монастырь был основан на месте «Божедомья», — места погребения странников и неимущих. Одним из духовных подвигов преподобного Даниила Переславского было погребение и отпевание этих никому неизвестных людей.
В 1530—1532 годах в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Иоанна Грозного — в монастыре был возведён величественный Троицкий собор; и старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником ребёнка. В Троицком соборе сохранились в удивительно хорошем состоянии фрески середины XVII века.
После литургии был крестный ход монастырскую церковь Всех Святых. В завершении крестного хода Владыка сказал краткую проповедь, которая начиналась со слов: «Главная отличительная особенность христианина в том, что Бог для него стоит на первом месте».
После богослужения епископ Феоктист благословил нашу группу, каждому сказав добрые напутственные слова, и прошёл в трапезную, а мы собрались вокруг нашего экскурсовода Нила и приготовились слушать рассказ об обители. И тут прибыл гонец от Владыки с благословением присоединиться к трапезе.
После вкуснейшего рыбного обеда экскурсия, конечно же, воспринималась гораздо лучше. После экскурсии, забрав вещи и попрощавшись с Никольской обителью, ставшей нашим домом на эти два дня, группа отправилась в село Годеново поклониться Животворящему Кресту Господню.
На въезде в село нас встретили портреты царственных страстотерпцев и коленопреклоненная фигура преподобного Серафима Саровского.
У Креста наши отцы отслужили молебен с акафистом, а хором были все наши паломники. Отец Александр помазал молящихся маслом от лампады у Креста. На этом паломническая часть поездки завершилась.
А дальше в программе у нас был пикник с шашлыками на близлежащей полянке. В приготовлении к пикнику участвовали все: Павел и Мария-Дениз закупили мясо для шашлыков, которые потом приготовили Павел Подцюк и Максим Дмитриев, наши дети вытаптывали траву для стола, который прекрасно накрыли наши прихожанки.
Дети играли в футбол, салочки, ловили кузнечиков (таких огромных в Москве нет, по свидетельству биологов то, что в столице называют этим славным именем, на самом деле является кобылкой), и выплескивали свою энергию ещё тысячью и одним разными способами.
Взрослые общались, пели песни, вспоминали увиденное. Все вместе наслаждались вкусной едой и приятным общением.
Вот и настало время собираться в Москву. В автобусе мы продолжили пение и устроили для отца Александра концерт по заявкам. Пели, пока не уснули. И наконец, преодолев усталость, сонливость и московские пробки, начавшиеся уже в Пушкино, группа благополучно прибыла в столицу (слава Богу, что ещё сегодня, а не уже завтра).
Это была радостная, наполненная молитвой, смыслом и впечатлениями, а при этом еще хорошо организованная поездка. Спасибо всем организаторам и участникам!
Елена Перепёлкина и Наталья Жаворонкова.