Подготовка к огласительным беседам

Возлюбленные о Господе братия и сестры!

Если вы оказались на данной странице, то мы искренне благодарим вас за ответственный подход к участию в Таинстве Крещения.

Согласно установлениям нашей Церкви, для участия в Таинстве необходимо иметь не только желание, но и минимальное количество знаний, без которых верующий человек не может считать себя православным христианином. Именно этой цели и служат огласительные беседы – практика, которой Церковь придерживалась на протяжении всего своего существования. В Евангелии есть притча о сеятеле (см., например, Мк. 4:3-20), в которой иносказательно описывается влияние Слова Божиего на душу человека. Для того, чтобы человек смог принять и осуществить слова Христа, ему необходимо подготовить свое сердце. Данный материал призван помочь человеку, которому предстоит пройти через огласительные беседы, через изложение желательных правил подготовки к этим встречам.

Вера в сердцах многих людей загоралась от слышания проповеди Евангелия – благой вести о том, что Бог, став человеком и быв убит на кресте, воскрес, тем самым и нам открыв двери вечной жизни. Верующему человеку крайне необходимо постоянно прибегать к этим живоносным словам, написанным не человеческой мудростью, но Духом Божиим.

Евангелий всего четыре: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, – по именам учеников Христа, записавших то, чему они были свидетелями. Перед огласительными беседами было бы очень хорошо прочитать все или хотя бы одно из них, самое краткое, Евангелие от Марка. (https://azbyka.ru/biblia/?Mk.1)

В Евангелии содержится вся полнота христианского вероучения, однако, чтобы правильно его понять, необходимо находиться на той же степени святости, что и писавшие его люди. Эта высота для многих оставалась и остается недосягаемой, и именно поэтому в Церкви Христовой возникают многие другие книги, такие как апостольские послания (письма учеников Христа в те общины, которые они основали), постановления Вселенских Соборов (разбор ошибочных мнений, распространившихся в Церкви) и другие.

На Вселенских Соборах были сформулированы основные положения христианского вероучения, кратко и точно изложенные в Никео-Цареградском Символе веры (https://www.molitvoslov.com/content/Simvol-very.) Во время совершения Таинства Крещения сам крещаемый или его восприемник (крестный) должен будет засвидетельствовать, что его вера соответствует учению Православной Церкви, осмысленно прочитав этот древний текст на церковно-славянском языке.

В подготовке к этому вам может помочь соответствующий раздел в учебнике прот. Серафима Слободского «Закон Божий» (https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/222) или катехизис митр. Филарета Дроздова (https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2). Последний текст более пространный и воспринимается несколько сложнее, однако построен в форме вопрос/ответ, что для некоторых может быть удобнее.

Христианина должны отличать не только его знания и верования, но и жизнь, в которой Бог становится ее содержанием, а не второстепенным приложением. Жизнь, устремленная к возлюбившему нас даже до крестной смерти Создателю. Важным фактором этой устремленности является молитва. Тут для большей ясности стоит привести небольшую аналогию. Если человек подойдет к роялю, и начнет нажимать клавиши, как ему нравится и хочется, то, вероятнее всего, это будет непросто слушать. Однако как удивительна и прекрасна та музыка, которую сочинили великие люди, и которую воспроизводят по нотам в соответствии с их задумкой. Такими нотами в нашем обращении к Богу служат тексты молитв, самой главной из которых, молитве Господней, или, как ее называют по первым словам, «Отче наш», верующих научил Сам Иисус Христос во время Своей земной жизни.

Приведем ее текст на церковно-славянском:

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

и на русском языках:

Отец наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Эта молитва, ввиду своей значимости и многократного ежедневного повторения наизусть, знакома многим верующим. Если вы пока не в их числе, поспешите это исправить. Молитва Господня чрезвычайно глубока и содержит множество смыслов. Ее, как и Символ веры, нужно не только знать по форме, но и попытаться понять содержание. Для этого можно обратиться к уже известному нам катехизису митр. Филарета Дроздова

(https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/3_3),  а если сказанного будет недостаточно, или же вы глубже заинтересуетесь этой темой, с удовольствием вам порекомендуем толкование на Молитву Господню прп. Максима Исповедника

(https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/tolkovanie_na_molitvu_Gospodnyu/). Да, оно не очень короткое, но это просто великолепная альтернатива чтению бесконечной ленты социальных сетей или многочисленных новостей.

Несмотря на безусловную важность личной молитвы, она никак не может заменить молитвы общественной, церковной, то есть участия в богослужениях. Вы могли это понять, когда занимались изучением Молитвы Господней. Ну а если не поняли, то советуем все-таки вернуться к этому вопросу.

Главным церковным богослужением является Божественная литургия. Во время нее верующие становятся участниками Величайшего Таинства – Евхаристии (Причащения Святых Христовых Таин), установленного Самим Христом на Тайной Вечере https://azbyka.ru/evharistiya.

О важности этого Таинства вы могли прочитать на страницах Евангелия. Без участия в этой Небесной Трапезе немыслима жизнь христианина. Тем более необходимо приступить ко Святой Чаше как родителям крещаемого младенца, так и его будущим крестным.  

Для подготовки к Таинству Причащения нужно:

  • Некоторое время соблюдать пост (воздерживаться от увеселений, больше времени посвящать молитве и добрым делам, не вкушать пищу животного происхождения (мясо, молоко, сыр, яйца).
  • Прочитать три канона

(https://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/molitv05.shtml )

и Последование ко Святому Причащению

(https://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/molitv06.shtml )

По данным ссылкам вы найдете молитвы с параллельным русским переводом, чтобы вы понимали все, о чем идет речь и привыкали к церковно-славянскому языку.

Длительность и мера поста, а также объем молитвенного правила перед Причастием устанавливается индивидуально во время вашей беседы со священником.

  • Подготовиться к Таинству Покаяния (рекомендуем книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди»).

(https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/opyt-postroenija-ispovedi/ )

В нашем храме исповедаться можно во время дежурств духовенства , а также во время богослужений: вечером во время всенощного бдения, на утренних будничных службах (с 7.30), или в воскресный день (с 8:00). (http://www.st-serafim.ru/?p=1522).

Если вы смогли найти в себе силы и решимость выполнить описанное выше, а также прийти к священнику в день его дежурства, задать оставшиеся вопросы и получить справку о прохождении бесед, то вы можете с чистой совестью и осознанным отношением приступать к участию в великом таинстве рождения человека от воды и Духа, без которого, по словам Господа нашего Иисуса Христа, нельзя войти в Царство Небесное (Ин. 3:5).

Список литературы для подготовки к беседам

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.
  2. Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Опыт построения исповеди.
  3. Митр. Филарет Дроздов. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви.
  4. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий.
  5. Преподобный Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню Толковый молитвослов на русском и церковнославянском языках.

 

Поделиться