10-12 июня прихожане храма Серафима Саровского ездили с отцом Максимом в паломническую поездку в город Ярославль. Нашим экскурсоводом был иеромонах Сергий, настоятель храма Спаса на Городу, первый проректор Ярославской Духовной семинарии.
Субботу 11 июня мы посвятили окрестностям города, побывали в городке Романов-Борисоглебск, Толгском женском монастыре и на могиле архимандрита Павла Груздева. В воскресенье 12 июня после Литургии мы гуляли по центру Ярославля.
Как я стала летописцем? Все просто: я потянулась к кнопке кондиционера именно в тот момент, когда отец Максим спрашивал, есть ли добровольцы, готовые написать отчет о поездке на сайт храма. Моя мама согласилась мне помочь. Поэтому мы представляем вашему вниманию наш совместный обзор поездки.
РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСК
Белые Церкви плывут в Безконечности,
О, Кладенцы неземной Чистоты!
Непокорённые Граждане Вечности,
Белые Церкви, Святые Кресты.
Иеромонах Роман
Поля, леса, и силуэты круглых луковок, прорывающих небо. Стройно стоят высокие храмы, выросшие здесь один за другим в XVII веке. Прошло более трех столетий, а не утратили своего величия. Исчез процветающий торговый городок, заросла высокой травой некогда живая пристань, рассыпаются и уходят в землю добротные купеческие особняки, рядом медленно разваливаются советские постройки, а они стоят. Покосившиеся, потрепанные, непоколебимые.
О городе
Романов-Борисоглебск (современное название – Тутаев) – это небольшой городок недалеко от Ярославля. Он стоит на двух противоположных берегах Волги – Романовской и Борисоглебской. Изначально, это были два разных города, объединение которых произошло лишь в 1822 году. Моста здесь нет, поэтому чтобы попасть из одной части города в другую, надо ехать через Ярославль.
Воскресенский собор
Большой собор, возвышающийся на Борисоглебской стороне, радует своим нарядным фасадом: желтые стены, белое кружево колонн и арок, изразцы, цветные узоры и сюжетные композиции.
Помимо очень интересных фресок, в храме находится знаменитый образ «Спас Оплечный» 15 века. Размер иконы 3 на 2 метра. В 1793 году образ был перенесен в
Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска икону несли на руках, а в трех верстах от города, на берегу речки Ковать, сделали остановку, чтоб омыть ее от дорожной пыли. На этом месте забил святой источник. В девятое воскресение по Пасхе и в последний воскресный день перед праздником пророка Илии по городу совершается крестный ход с образом Спасителя. В другое же время икона стоит в храме, и благочестивые паломники могут пролезть под ней по специальному коридорчику, расположенному под киотом (мы лазали).
Романовская сторона
После обеда мы проехали по мосту на другую сторону Волги и снова направились в Тутаев, только на этот раз на романовскую сторону. Мы побывали в Вознесенской церкви, настоятель которой рассказал нам о храме, святынях и об иконе Прибавление ума.
Затем мы поехали на могилу отца Павла, по пути остановившись у Казанской церкви, так живописно устроившейся на берегу.
АРХИМАНДРИТ ПАВЕЛ ГРУЗДЕВ
Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем.
Преподобный Амвросий Оптинский
Современная история Романов – Борисоглебска неразрывно связана с архимандритом Павлом Груздевым. Последние годы своей жизни отец Павел жил в сторожке при Воскресенском соборе, а похоронен на Леонтьевом кладбище Романов- Борисоглебска.
В жизнеописании отца Павла есть рассказ о том, как в начале 1960-х годов ярославский архиепископ хотел перевести его из села Верхне-Никульского в Воскресенский собор Романов – Борисоглебска, поближе к людям, которые ехали к нему со всей страны. Владыка, как это требовалось в те времена, должен был согласовать свое решение о переводе священника из одного храма в другой с уполномоченным по делам религий. Уполномоченный перевод отца Павла в Воскресенский Собор не разрешил. Он чуть ли руками не замахал: “Ты, что Владыко, Там Спаситель чудотворный, да Груздев – чудотворец! Они обое-то дров наломают!”
Люди ехали и едут сейчас к отцу Павлу со всей страны со своими просьбами, молитвами и благодарностью . Соприкосновение с человеком высокой духовной жизни меняет людей внутренне, дает душе духовный импульс для прохождения жизненных испытаний.
Все мы, кроме отца Максима, были на могиле архимандрита Павла впервые. На надгробной плите портрет старца и надпись : “Родился – пригодился. А умру – от вас не уйду”.
На могиле отца Павла мы отслужили панихиду. Из воспоминаний об архимандрите Павле: “Батюшка учил нас молиться так, словно ты упал в колодец и зовешь на помощь. Вот идет кто-то мимо. Ты же не крикнешь ему: “Эй! Где ты раньше был. Давай, кидай скорей веревку!”. Нет, ты будешь просить: “Помоги мне, спаси меня!”.
Как на иконах святых видны отличительные человеческие черты каждого, так и в рассказах людей о старцах проглядывают их отличительные особенности. Отец Павел поражал людей своей живостью и жизнерадостностью, простотой в обращении с людьми, чувством юмора и яркими образными оборотами речи.
Отец Серий был знаком и с Анатолием, последним келейником отца Павла, от которого он услышал немало поучительных историй о нем. Здесь мы приведем две истории, рассказанные нам отцом Сергием.
Батюшка, благословите
Как-то отец Павел в свой приезд в Москву был в приглашен в один из московских храмов. Он шел по храму в сопровождении духовенства. Неожиданно к нему бросилась незнакомая московская дама: «Батюшка, благословите!»
Отец Павел остановился и спросил ее: «Ты, кто?» Дама явно, не рассчитывала на такую постановку вопроса: «Да, какая Вам разница, просто благословите и все!»
Принимая решение подойти к незнакомому священнику, дама углядела в его немосковском облике признаки духовной жизни. Однако поведение его явно не вписывалось в ее представление о должном поведении духоносного старца.
А отец Павел продолжал: «А на что тебя благословить?» «Ну, на что-нибудь…» – нетерпеливо отмахнулась дама. «Ну тогда пойди пойди поссы!» , и отец Павел пошел дальше в сопровождении духовенства.
Дама замерла. Тут к ней из-за свечного ящика выбежала работница церковной лавки и горячо зашептала: «А старец ведь непростой. Ты иди, поскорей и хоть две капли-то из себя выдави. А то ведь болеть будешь…»
Грех разбавления
Отец Павел приехал в больницу исповедовать болящую старушку. Исповедовал и вышел. Тут болящая кричит ему из палаты: «Батюшка, ты вертайся и фартук свой поповский обратно надевай. Забыла я тебе об одном грехе рассказать». Отец Павел надел епитрахиль и вернулся к ее кровати.
И у кровати состоялся следующий исповедальный диалог.
– Батюшка, я ведь по молодости самогонку гнала.
– Ну, Бог простит.
– Батюшка, так я ведь ее продавала.
– Бог простит.
– Батюшка, а я ж ее разбавляла…
– Ах, ты зараза!
Я вам завещаю: «Бог был, есть и будет! Храните веру православную!»
«Жил я в Новгороде и часто ходил на исповедь к архимандриту Сергию, — рассказал батюшка прихожанам в одной из своих проповедей незадолго до отъезда из Верхне-Никульского.
И вот однажды позвал он меня к себе и говорит: «Чадо мое сопливое! Хочу подарить тебе свою фотографию». А на оборотной стороне фотографии написано: «Юноша Павел! Бог был, есть и будет. Храни в себе веру православную! Архимандрит Сергий”.
И на исходе жизни его многотрудной жизни именно эти слова стали духовным завещанием отца Павла: “И я архимандрит Вам завещаю: “Бог был, есть и будет! Храните веру православную!”
СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ ТОЛГСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Первый день нашего путешествия мы закончили посещением Толгского монастыря, где приложились к Толгской иконе Божьей Матери и мощам Святителя Игнатия Брянчанинова.
Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной Толгской иконы Божией Матери.
Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы, именуемой Толгскою.
Во время княжения в Ярославле Благовернаго Князя Давида Феодоровича, в 1314 году, Епископ Ростовский Трифон, посещая паству свою, был в стране, где ныне монастырь преподобнаго Кирилла Белоезерского. Возвращаясь оттуда по Волге к Ярославлю, он немного запоздал и, не доходя шести верст до Ярославля, остановился вместе с бывшими при нем священниками и клириками, ночевать на берегу реки Волги, по ту ея сторону, на которой стоит город Ярославль. На противоположном же берегу за Волгою был большой лес. Ночуя на этом месте, Епископ проснулся в полночь, и увидел свет в своем стане, между тем как все бывшие с ним и даже стражи спали крепким сном.
Обратившись же к реке, он увидел на противоположном берегу Волги светлый столп, и до онаго столпа через реку мост Потом помолившись Богу, взял свой архиерейский посох, вышел из палатки своей и пошел к реке, не разбудив никого из спящих. Желая узнать причину необыкновеннаго явления, он перешел по чудному мосту через реку и, приблизившись к светозарному столпу, увидел стоящий на воздухе образ Пресвятыя Богородицы, держащей на руках Предвечнаго Младенца. Епископ принес теплую слезную молитву пред сим образом Божией Матери, и после долговременной усердной молитвы перешел опять по тому же чудесному мосту через Волгу, вошел в свою палатку и уснул до утра; между тем все спутники его еще спали, и никто не узнал о его хождении за Волгу.
Утром же, по окончании обычной утрени, когда уже все собрались опять в путь, слуги заметили, что нет архиерейского посоха; начали искать его, — и нигде не находили; а потому сказали о том Святителю. Тогда Святитель, вспомнив, что забыл жезл на противоположном берегу реки, и уразумев из сего, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было объяснено, показал рукою на Волгу, давая чрез то разуметь, где находится жезл его; ибо от множества слез он не мог произнесть ни слова. Потом, несколько успокоившись, он пересказал по порядку все, что видел за Волгою, и как там был. Затем он велел плыть на другую сторону реки и взять жезл его на том месте, которое он указал рукою.
Слуги, переехав Волгу, стали искать жезл, и обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и близ нея жезл своего архипастыря. Поклонившись иконе и взяв жезл Святительский, они возвратились к Епископу, и сказали ему о виденной ими иконе Пресвятой Богородицы. Тогда Епископ Трифон, оставив путь к Ярославлю, переехал со всеми бывшими с ним людьми за Волгу, и увидев икону Божией Матери, узнал в ней ту самую, которую видел ночью на воздухе осияваемую столпом огненным, и припадая к ней с усердным поклонением, приносил пред нею теплыя и слезныя молитвы, и срадостным благоговением лобызал ее. Возрадовались и все бывшие с Епископом, и от радости проливали токи слез, и многомолились пред образом Божией Матери. Тотчас же Епископ собственными руками начал рубить лес, и очищать место, где обретена была икона, и готовить деревья на построение церкви. В сем усердно помогали ему все с ним бывшие, и тотчас же заложили малую церковь, а к полудню и соорудили.
Между тем узнали об этом в городе Ярославле, и множество народа пришло на то место к Епископу, и, видя икону Пресвятой Богородицы, радовались и пособляли строющим. Когда церковь была сооружена; то к вечеру того же дня Епископ освятил оную, и внес в неее святую икону Богоматери. Он нарек новоустроенный храм во имя Введения Пресвятыя Богородицы, и установил праздновать явление образа августа в 8-й день. Потом Епископ повелел при той церкви быть монастырю и поставил в тот же день Игумена. С тех пор на том месте оставалась обитель, с начала малая, и, потом с течением времени все более и более устроявшаяся и умножавшаяся числом приходящих братий и усердием ревностных поклонников. Сия обитель, покровительствуемая общею Заступницею всех Богородицею, и доныне существует, и именуется Толгскою, от реки Толги, впадающей в Волгу в том месте, где стоит сия обитель. От иконы же той, со дня явления ея, подаются многоразличныя исцеления и совершаются чудеса.
ПРИХОД ХРАМА СПАСА НА ГОРОДУ
Каков поп, таков и приход
Народная мудрость
И в первый и во второй день поездки обедали мы в притворе храма Спаса на Городу, настоятель которого отец Серий был нашим экскурсоводом по Ярославским святым местам. .
Издревле на этом месте, за земляным городским валом, существовал городской торг, что нашло отражение в названии храма. Ныне существующий каменный храм построен на средства прихожан в 1672 году. Главный престол был освящен в честь Происхождения честных древ животворящего Креста Господня.
Сказать, что нас встречали и кормили хорошо – значит, вообще ничего не сказать!
Большой соблазн начать описывать в деталях различные блюда, которые нам подавали, начиная от супов, заканчивая домашним квасом, тортами и ароматным чаем с травами (настоящие самовары с углями встречали нас у ограды храма!). Но поскольку на сайте нашего храма пока нет отдельной рубрики “вкусная и здоровая православная пища”, то мы не будем останавливаться на этом подробно.
Хочется рассказать, как это все было организовано, потому что за этим виден труд и дух прихода. В храме нет полноценной кухни, даже такой небольшой как в нашем. В центральном приделе, в котором была организована наша трапеза вообще нет воды. За каждой трапезой было не менее четырех перемен блюд, которые подавались нам прихожанками без суеты, с неизменной доброжелательностью и улыбкой. На наши благодарность и восторги прихожане реагировали просто, открыто и радостно.
И все это создавало атмосферу радости и общности людей друг с другом – атмосферу, которая и отличает православную общину от людей, просто ходящих в один храм.
Утром в воскресенье мы были на литургии в пределе Серафима Саровского. Божественная литургия – главная ось, вокруг которого вращается колесо жизни любого прихода. Вновь была радость совместной молитвы с отцом Сергием и его приходом.
После Литургии отец Сергий провел небольшую экскурсию по центральному приделу храма. Главная достопримечательность храма Спаса на Городу — фрески.
В 1693 г. храм расписывали 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, Фёдором Фёдоровым и Иваном Дмитриевым. Лаврентий — сын известного ярославского первостатейного мастера Севастьяна Дмитриева, в течение 40 лет выезжавшего на «государевы работы» в Оружейную палату Московского Кремля. Артель Севастьянова в совершенстве владела техникой фрески. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за полтора летних месяца 1693 г.
В росписи храма проявился окончательно сложившийся ярославский стиль, характеризующийся разбивкой стен на узкие ярусы. Здесь их семь. В четырех верхних — земная жизнь Христа, в пятом и шестом — «История животворящего креста». Седьмой ярус – орнаментальный фриз.
В сюжетах фресок храма Спаса на Городу, созданного на средства посадского люда, присутствуют элементы народного быта. Так, царица Елена, отправляясь в Палестину, едет в крестьянской телеге, а церкви, основанные ею в Святой земле, напоминают простые деревянные срубы ярославского посада.
А еще отец Сергий рассказал как восстанавливали храм , в котором был склад и коммунальные квартиры. Как пол в приход приходили люди, каждый со своей уникальной судьбой и как их трудами возрождался храм.
Прихожане рассказали, что пол в главном приделе сделан из мрамора, на деньги от продажи квартиры скончавшейся прихожанки, которая завещала ее на нужны восстановления храма. А отец Сергий – о том, как в самом начале восстановления храма, когда не было никаких средств и когда уже и руки опускались в храме появилась икона Преподобного Серафима Саровского, приобретенная на средства простой московской учительницы. И как с этой иконы начались в храме службы. А несколько лет спустя южный придел храма, исторически освященный в честь архидиакона Стефана, был освящен в честь преподобного Серафима Саровского архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.
Низкий поклон и многая и благая лета отцу Сергию и всем прихожанам ярославского храма Спасу на городу!
ЯРОСЛАВЛЬ
Старинные стены надёжно хранят
Легенды ушедших веков
И помнят они, как рождалась заря
И блеск золотых куполов.
Гимн Ярославля
Настоящий губернский город – уютная миниатюра столицы. Площади, бульвары, набережная и храмы. В Москве их не меньше, но здесь они действительно являются не только смысловой, но и архитектурной доминантой, поскольку дома в центре города не выше пяти этажей.
Большинство храмов было построено в XVII веке богатыми ярославскими купцами. При такой плотной застройке в одном стиле неизбежно начинаются повторения. Поэтому при прогулке по городу иногда кажется, что ты ходишь кругами, неизменно выходя к белым стенам и зеленым куполам. Но скоро глаз привыкает, и начинаешь замечать, что все они разные, а старые мастера, хоть и работали в одном стиле, не были лишены фантазии. К тому же каждый купец старался построить храм лучше, чем у соседа, поэтому приходилось изощряться. Так церковь Спаса на Городу (где нас так радушно принимали) не сильно отличается от своих белых собратьев, зато фрески в ней с позолоченным фоном – так строитель решил проблему неординарности.
Многие храмы строились как домовые, то есть предназначались для одной семьи. И здесь поражает размах! Лучшей иллюстрацией служит церковь Ильи Пророка, стоящая в центре огромной площади, напротив Ярославской областной думы. Это домовый храм купцов Скрипиных. Впрочем, ярославские купцы подходили к этому вопросу весьма практично. Мы видели церковь, в которой храмовая часть располагается на втором этаже, а внизу был склад товара.
Конечно, в Ярославле есть и интересные музеи, и зеленые бульвары, и ярмарки народных промыслов, а в парке-стрелке, там, где река Которосль впадает в Волгу, даже танцующие фонтаны. Но все же облик города создает множество стройных, устремленных в небо храмов, встречающих нас на каждом шагу.
ФАУНА ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ
История Ярославля неразрывно связана с медведями. Согласно легенде Ярославль возник на месте охоты Ярослава Мудрого, на которой он убил медведя. Этот медведь, несущий секиру теперь изображен на гербе Ярославля. Та ли эта секира, которой его зарубил Ярослав доподлинно неизвестно. Кроме того историки расходятся во мнении относительно пола этого медведя: в одних источниках речь идет о медведице, которая напала на Ярослава Мудрого, в других – о медведе, на которого охотился князь.
В 2009 году в центре Ярославля появилась очередная скульптура, изображающая медведя. Но она оказалась не простая – каждый час медведь начинает рычать, причем весьма громко. Многие туристы, не знакомые с этим арт-объектом, очень пугаются, проходя мимо во время внезапного рычания. А другие – наоборот ждут очередного сеанса рычания и снимают его на видео.
Когда медведя только установили, отец Сергий тоже подпал под его неожиданное обаяние. Ранним утром на первой неделе Великого поста отец Сергий шел в храм. На улице было темно, как это обычно и бывает в наших географических широтах в это время года. Отец Сергий шел своим привычным маршрутом, и вдруг во тьме он услышал рык неизвестного зверя. Как рассказывал сам отец Сергий, в этот момент в его голове стали мелькать мысли из двух профессиональных областей: с одной стороны, поучения святых отцов об искушениях, а с другой – как у выпускника Ярославской Государственной сельскохозяйственной академии, размышления о виде и повадках невидимого во тьме животного.
Сейчас Ежечасно Рыкающий Медведь прочно вошел в мирный быт ярославцев. К нему приезжают молодожены и приходят родители с детьми. Мы сами не успели посетить медведя в час его рычания. Однако идущая нам навстречу от Медведя группа детей, очень достоверно изображала его рык.
Гордостью федерального масштаба по праву считается романовская овца (по названию города Романова в Ярославской области). Выведением породы занимались простые крестьяне. Для них главным было то, чтобы этих овец спокойно можно было разводить в скудных крестьянских условиях того времени. Все что требовалось от животных – это неприхотливое содержание, хорошая шерсть и, при всем этом, отличная плодовитость. Судя по тому, что сегодня Романовских овец считают гордостью России, ярославские крестьяне отлично справились со своей задачей.
Важную роль в жизни ярославского края играют кошки. Ярославские кошки, встреченные нами в Ярославской духовной семинарии и около могилы отца Павла Груздева, не только отличаются выбором правильного места обитания, но и подлинным смирением, бесстрастием и кротостью нрава. Даже настойчивые поглаживания и тискания наших детей не вывели этих благородных представителей ярославской фауны из состояния мира, неги и покоя.
УСТАЛЫЕ, НО ДВОЛЬНЫЕ ПРИХОЖАНИЕ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ
Два дня поездки пролетели на одном дыхании. Полные новых интересных впечатлений и размышлений вечером в воскресенье мы сели в поезд на вокзале «Ярославль Главный». Через четыре часа мы уже были в Москве на просто Ярославском вокзале.
Татьяна Семенкова, Наталья Жаворонкова