Всего за несколько дней до Нового Года и Рождества Христова, наша паломническая группа из 40 человек, отправилась в гостеприимный и сказочный город Вологду, где за очень короткий срок посетила несколько удивительных монастырей и ряд музеев.
Программа была очень насыщенна и невероятно увлекательна!
Самые яркие впечатления у многих из нас остались от мощи и красоты Кирилло-Белозерского Монастыря,
фресок Дионисия в Ферапонтово и от Спасо-Прилуцкого Монастыря, где после Божественной Литургии, нам провел экскурсию отец Александр. Впечатления были самые ошеломляющие!
В первый день, 26 декабря, большинство паломников из нашей группы приехали на поезде в 5 утра и после завтрака в 9.00 стартовал наш экскурсионный автобус в Кирилло-Белозерский Монастырь. За бортом было 0-3, белый снег, искрящийся на улицах Вологды радовал и поднимал настроение всем) Уютный, теплый и комфортный автобус мчал нас за тридевять земель, в Кирилло-Белозерский Монастырь, многие из нас ехали туда впервые. Мы предвкушали увидеть красоту Монастыря и сердце билось все сильнее и сильнее! Бессонная ночь в поезде не помешала нам оставаться бодрыми, мы замерли в ожидании…
Весело встретил нас монастырь, даже местная собака очень дружелюбно позировала перед нашими фотокамерами, бежала около нас и радостно лаяла!
Нас поразил масштаб монастыря! Очень большая территория с Храмами и хозяйственными постройками разных эпох. Невооруженным глазом было заметно, что какие-то постройки очень древние, а какие-то – более современные! Эклектичность и в то же время целостность ансамбля очень впечатляла!
Наша паломническая группа из 40 человек была слишком большой по меркам экскурсоводов, и нас разделили на две небольшие группы.
Надежда Ивановна была экскурсоводом второй группы, и напоминала царевну Лебедь из сказки Пушкина… «А сама-то величава, выплывает будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит» …
Кирилло-Белозерский Монастырь считается одним из самых крупных и богатых монастырей к Северу от Москвы. Площадь его 12 гектаров, на его территории располагается 11 церквей!
Основан монастырь был в 14 веке. Основали его иноки Кирилл и Ферапонт, когда пришли сюда на берег Сиверского озера. Монастырь действовал до 1924 года, потом был закрыт. Максимальное количество насельников в пору рассвета 16-17 века было 200 человек.
Огромные мощные стены монастыря были выстроены еще в давние времена, по указу Алексея Михайловича, отца Петра I, для защиты от нашествия шведов и как убежище своей семьи во время бунтов. Было изначально разработано 2 проекта, функционально выполняющие роль фортификационных сооружений: француза Жана Дегрона и простого русского крестьянина Кирилла Серкова. Приятным фактом было то, что в итоге выбрали проект русского зодчего) Поразила высота башен: от 20 до 60 метров!
Мы прошли чрез Святые Врата Храма Иоанна Лествичника, и пока мы шли, Надежда Ивановна рассказывала нам о Ферапонте и Кирилле, о том, что прожили они вместе один год, а потом, по взаимному согласию, расстались. Как пишут в житие Святых, Кирилл хотел жить «жестко и тесно», то есть еще более уединенно, а Ферапонт – «пространно и гладко»… Покинув Монастырь, Феропонт в 18 километрах основал Ферапонтов Монастырь, в который мы отправились позднее в тот же день…
На территории монастыря мы зашли внутрь Церкви Кирилла Белозерского (18 век) и в Собор Успения Божьей Матери (15 век). Смотритель разрешила сделать несколько фотографий в Успенском Соборе, которыми мы рады поделиться.
Невозможно описать восторг входящих в Собор Успения Божьей Матери. Она великолепна! Росписи повествуют о чудесах при жизни Преподобного. Отчетливо видна Роспись о Преумножении Хлебов во время голода. Мне хотелось подойти поближе к алтарю и замереть, чтобы запечатлеть и запомнить всю эту красоту… Вдруг чувствую чей-то взгляд со спины, оборачиваюсь и вижу Преподобного Кирилла, вернее эту роспись)
Это Преподобный благословляет нас… Какое счастье быть здесь!
Мы отправляемся любоваться крепостными стенами и видом на озеро…
Церковь Преподобного Евфимия Великого
Нам пора отправляться дальше в путь! Ферапонтов Монастырь нас ждет.
Чудесный Ферапонтов Монастырь, основан в 1398 году Преподобным Ферапонтом. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского Мартиниана, монастырь приобрел широкую известность и стал традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской знати на рубеже 15-16 веков. Сюда ссылали крупных церковных деятелей, одним из известнейших был патриарх Никон.
Вслед за нашим молодым экскурсоводом Сергеем Буниным, мы зашли в Церковь Преподобного Мартиниана. Она возведена над местом погребения Преподобного. В пору его настоятельства (1435-1447), монастырь достигает расцвета как центр духовной жизни… Мы следуем дальше в Собор Рождества Богородицы, чтобы увидеть долгожданные фрески Дионисия Вход в Собор ведет через крытую галерею. Мы слушаем интереснейший рассказ об иконописце и о том, как расписывался этот собор! Восхищают сроки: 34 дня! Это 1502 год! Площадь росписи составляет около 600 м.кв. О Дионисие мы узнаем, что он современник Иоанна III, современник Леонардо да Винчи… И здесь, он выполняет свою последнюю работу.
Предполагается, что эти фрески – его вклад на помин души, потому что более поздних работ Дионисия нигде не сохранилось. Из всех фресок Дионисия, а их много по стране, эти росписи сохранились почти полностью. По технологии – это смешанная фреска, роспись выполнялась по сырой штукатурке (по сырому левкасу).
Основной сюжет – это Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Дело в том, что Ферапонт принял постриг в Симонове Монастыре в День Рождества Богородицы, в честь этого праздника освящается и этот Собор. Дионисий и здесь изображает сюжет о том, как у праведных Иоакима и Анны рождается долгожданная дочь Мария.
Радостно слышать, что в этом Соборе разрешено проводить молебны.
Далее, следуют интереснейшие детали о росписях. Исцеление Кровоточивой, Брак в Канне Галилейской, исцеление Лазаря и многие другие фрески изумляют своей красотой. Очень устрашающе выглядит сцена Страшного Суда и ада, с фигурами в луже крови…
Живой интерес у нашей группы паломников вызвало несколько фигур животных в зоне росписей Страшного Суда. Почему там изображен медведь? Сергей нам пояснил, что там изображено 4 зверя: белый барс, лев с крыльями, медведь и последний зверь, бледный, еле видный, зверь с рогом. Эти 4 зверя – образы царств, которые сменяют одно на другое. В одной из трактовок: белый барс – это Вавилонское, медведь – Персидское, барс с крыльями – Держава Александра Македонского и последний зверь с рогом – это Римское царство. Звери – это некие исторические эпохи или царства, которые сменяют друг друга. Из этого Римского царства появляется Антихрист. Так трактует Дионисий. И за всем этим наблюдает юный Даниил, который сверху этих изображений увидел Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных. Эта фреска символизирует второе Пришествие Христа.
На второй день, 27 декабря, рано утром мы встретились у отеля Атриум и поехали в Спасо-Прилуцкий Монастырь. Многие из нас готовились причаститься Святых Христовых Таин . Было очень уютно и тепло в этом незнакомом Спасском соборе. Стояла длинная очередь на Исповедь. Нас всех очень радовало то, что отец Максим участвует в богослужении вместе с Настоятелем и братией Монастыря. После Божественной Литургии, мы встретились с нашим экскурсоводом, отцом Александром, который оказался удивительным и остроумным рассказчиком! Он поведал нам почему Обитель названа Прилуцкой, о Преподобном Дмитрие о его благочестии и красоте внешней и внутренней, о том, как в 30-е годы здесь была пересыльная тюрьма и скорее всего, здесь расстреливали людей, но документов об этом никаких нет… Запомнилась история о том, как Преподобный просил после своей смерти, бросить его тело в болото и затоптать ногами, но как только Он преставился, Ангелы пришли встречать его душу. Благоухание разлилось по всей Обители. Его очень уважали и не посмели затоптать куда-то в болото, а погребли внутри церкви…
Еще вспоминаются слова Павла Алеппского о русских людях, когда он приезжал на Русь со своим отцом, Патриархом Антиохийским. «Русские – это железные люди с железными ногами. У них даже дети выстаивают службы 6-7 часов, не сходя с места. Благослови их Господь их и все их потомство! Русские монахи неопрятные, они носят подрясник, пока он у них на плечах не развалится, а были мы в Хотьковском монастыре, там живет до сотни чернецов святой жизни, носят на своих чреслах цепи и никогда не моются. Что интересно, от них не воняет и нет никакого дурного запаха. Они благоухают и от них исходил запах, наподобие запаха мускуса».
С отцом Александром не хотелось расставаться, из Спасо-Прилуцкого Монастыря не хотелось уезжать… Но, к сожалению, нам надо было следовать дальше по маршруту и мы вдохнули в себя напоследок свежий монастырский воздух и задержали дыхание, как смогли).
Краеведческий музей и Вологодский музей кружев оставили очень приятные впечатления. Иконы были изумительны. Музей Вологодского кружева тоже показался симпатичным.
Уже поздним вечером наша паломническая группа отправилась в село Покровское в Усадьбу Брянчаниновых, где нам посчастливилось немного узнать о непростой судьбе Святителя и погулять по его родовому гнезду.
У стен Софийского Собора Вологодского Кремля закончилось наше сказочное путешествие и мы, переполненные впечатлениями, устремились в Москву готовиться к Светлому Празднику Рождества Христова!
Слава Богу за все!
Составила Дарья Косиченко