Вот и лето прошло… Странно, но эта мысль всегда вызывает искреннее удивление – как? Ведь оно же только что начиналось! Ведь совсем, совсем недавно мы так радовались, соскучившись за долгую зиму, до конца развернувшимся листочкам и разноцветным летним платьицам, совсем недавно обдумывали детали путешествия в «прекрасное далеко», с нетерпением считали дни до вылета… часы до посадки в самолет… минуты до «точки принятия решения» и отрыва от земли… А вот уже и это прошло… Разве может быть правдой то, что после нашего возвращения пролетело уже целых три месяца?! Мелкие капли, барабанящие по оконному стеклу, и столбик термометра, замерший на отметке 10 градусов, отвечают без слов. Жизнь идет быстро, не оглядываясь, не прощая забытых и потерянных в суете минут, незамеченных лиц, недосказанных слов.
Что поделать, у всех у нас много обязанностей и неотложных попечений, так, что целые дни порой превращаются в планы, отчеты, переговоры, заседания, протоколы, вычеркнутые и вновь добавленные пункты в бесконечный список дел. Но как хорошо и как нужно бывает иногда вырваться из этого круговорота и в редкие свободные минутки, завернувшись в плед и налив себе чашку горячего чайку, открыть давным-давно созданную на компьютере, но оставленную с тех пор без внимания папку с июльскими фотографиями и поделиться с семьей и друзьями частичкой летнего тепла…
На календаре 9 октября. День памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Спасителя, апостола любви. Это именно ему мы обязаны нашей чудесной летней сказкой – путешествием на остров Патмос, ведь наша поездка стала логическим завершением совместного чтения самой загадочной и грозной книги Священного Писания – книги Откровения.
Итак… открываем фотоальбом. Давайте вместе вернемся в лето!
Καλησπέρα, Ελλάδα!
Наша совсем небольшая, но очень дружная компания отчаливает из Москвы жарким июньским днем во главе с отцом Александром Стародубцевым, именно он в течение всего года проводил с прихожанами занятиями по изучению книги Апокалипсис.
Путешествие начнется с острова Родос, северной его части. Здесь мы переночуем, а на следующий день переправимся на Патмос.
Снижаясь над морем, любуемся очертаниями острова, его живописными бухточками, мечтаем поскорее окунуться в волны. Самолет летит так низко, что кажется, можно прыгнуть в море прямо с борта! Но не стоит! :)
Первый вечер после перелета всегда проходит как будто в полусне. Нужно время привыкнуть к новой картинке, новым звукам, полузабытым запахам… Вспоминаются слова преподобного старца Паисия о скорости современного мира, о изобретаемых людьми все более быстрых средствах передвижения: «Потихоньку дойдут до того, что человек будет залезать внутрь летательного снаряда, потом – выстрел, полёт, удар, разрыв – и взору публики предстаёт ошалевший путешественник»[1]. И правда, после резкой смены обстановки чувствуешь себя слегка озадаченным: вышел из самолета через каких-нибудь пару часов – а жизнь вокруг уже совсем другая – как будто внезапно страничку перелистнули! И мы другие…
Ничего нет лучше в этот момент вечерней прогулки вдоль залива у стен Старого города. Идем неспешно по набережной с видом на гавань Мандраки, вдыхаем запах моря, наблюдаем как заходят в порт корабли, слушаем рассказ нашего гида Тимофея о древней истории острова и представляем ее себе, кто как может… Вот прямо тут у этого берега, возможно, и стояло когда-то одно из Чудес Света – великан Колосс Родосский, а между его могучими ногами проплывали корабли с зерном из Египта. Теперь на этом месте две колонны с охраняющими город символами Родоса – оленем и оленихой. Говорят, когда-то именно олени спасли остров от нашествия ядовитых змей.
Выходим на площадь Свободы перед Кафедральным Благовещенским Собором. Он уже закрыт, попадем туда только утром. Тихий, теплый вечер. Совместный ужин в маленьком ресторанчике на открытом воздухе… И целых девять радостных дней впереди! Здравствуй, Греция!
На следующий день перед отплытием мы знакомимся с островом поближе. Как и полагается в начале паломничества, прежде всего направляемся в Кафедральный Собор поклониться образу особо почитаемого здесь прп. Герасима Кефалонийского. Храм посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Это относительно небольшая базилика, построенная в 1925 году и расписанная известным на Родосе мастером Фотисом Кондоглу. Приятно, что здесь с большим уважением и любовью относятся к Византийским корням в искусстве, и в новых росписях искренне стремятся, насколько это удается, к ним приблизиться.
Дальше наш путь лежит в небольшой монастырь Богородицы Фанероменис. Икона Παναγία Φανερωμένη – «Явленная», так именуется хранящийся здесь почитаемый чудотворный образ. Надо сказать, что икон с таким названием в Греции известно несколько, и это не случайно – каждая из них была явлена неким особым образом. С этим монастырем связана очень простая (как и любое настоящее чудо), но тем более удивительная история. Несколько столетий назад на этом месте размещался изолированный от жителей города лепрозорий. Однажды один из прокаженных нашел на берегу моря икону Богородицы и, помолившись перед ней, получил исцеление. После же того, как он принес образ с собой в больницу произошло невероятное – исцелились абсолютно все находившиеся в ней тогда больные проказой. Это произошло в XVII веке. Больница была закрыта, на ее месте построили храм, а позднее появился монастырь.
Мы заходим в небольшой тихий дворик, подходим к маленькому уютному храму с розовой черепичной кровлей. К нам навстречу выходит священник – отец Иоанникий. Узнав, кто мы и откуда, он гостеприимно приглашает отца Александра зайти в алтарь и выносит нам почитаемые здесь святыни. Мы поем молебен Богородице, пишем имена родных для поминовения. Прощаясь, отец Иоанникий угощает всех нас вкусными козинаками. «Это чтобы семейная жизнь была слаще!» – весело поясняет он. По дороге в порт мы проходим через знаменитую Родосскую крепость — бывшую резиденцию великого магистра ордена рыцарей-госпитальеров. Эта неприступная твердыня выдержала две мощнейшие осады мусульман – в 1444 и 1480 годах. Благодаря ей Родос продержался на целых 70 лет дольше Константинополя.
«Апокалипсис 2,2 км»
Вот наконец и паром! Оставив багаж внизу, мы размещаемся на верхнем этаже. Маршрут наш лежит по островам Додеканеса (Δωδεκάνησος). Хотя название этого архипелага подразумевает наличие двенадцати островов, на самом деле их там гораздо больше. Двенадцать же главных – самые крупные: Астипалея, Калимнос, Карпатос, Касос, Кос, Лерос, Патмос, Родос и Сими. Некоторые из них проплывают перед нами, завораживая живописными видами: разноцветные крыши домов, расположившиеся на склонах гор небольшие аккуратненькие храмики…
Налюбовавшись морскими пейзажами и надышавшись соленым воздухом, мы собираемся на крытой палубе, чтобы получше настроиться на встречу с Патмосом. Еще в начале поездки Тимофей попросил отца Александра за эти дни вкратце повторить для всех присутствующих курс по чтению и изучению Апокалипсиса. Идея была воспринята всеми с большим энтузиазмом: кто не слышал – послушает, для остальных «повторение – мать учения». Тем более, как ценно вновь услышать эти слова именно здесь, на месте, где они были записаны апостолом!
«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3).
Паром причаливает к острову. Сходим на берег. У дороги нас встречает молодой человек по имени Игорь, как мы позже узнаем, студент теологического факультета Афинского университета. Он будет сопровождать по Патмосу и всячески опекать нашу веселую компанию. За ужином будет время познакомиться с ним поближе. А уже завтра нас ждет одна из главных точек нашего путешествия – около порта, в который мы прибыли, висит обычный (для этого места) указатель: «Апокалипсис 2,2 км». Совсем рядом! :)
Остров Патмос почти лишен растительности. Даже название его – греческое слово Πάτμος означает «скала». Говорят, что живший здесь долго почитаемый старец Амфилохий (Макрис) давал приходившим к нему на исповедь людям необычную епитимью – посадить дерево! А так как людей приходило немало, именно благодаря ему через несколько десятилетий остров немного позеленел. До этого Патмос был практически голым камнем.
Расположившись на камнях у входа в пещеру Апокалипсиса, и вновь открыв книгу Откровения, мы понимаем, что апостол Иоанн не случайно был направлен в ссылку именно сюда – условия жизни на Патмосе непростые и сейчас – скудная почва, проблемы с питьевой водой. А в первом веке они, должно быть, были почти невыносимыми. Сколько лишений скрывается за простой лаконичной строкой, помещенной на стене пещеры:
«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». (Откр. 1:9).
Спускаемся к Пещере. Нам приходится подождать, когда можно будет войти – слишком много паломников. Чувствуется некоторое противоречие, которое так часто возникает около особо почитаемых святынь. С одной стороны, понимаешь: ведь это место как никакое другое предполагает уединение и тишину. «Как хорошо было бы сейчас просто посидеть и помолчать здесь одному» – думает каждый заходящий. – «Пещера такая маленькая, она не подразумевает постоянного перемещения по ней такой толпы народа». Но, с другой стороны, ведь это именно каждый из нас, желающих оказаться здесь в одиночестве, как раз и вносит свою лепту в эту общую суету. Толпа состоит всегда из отдельных людей, каждый из которых, конечно же, себя частью ее не считает. Ничего не поделаешь, вставать в очередь, стеснять себя и уступать место другим тоже нужно учиться!.. Однако нам неожиданно везет – Игорь договаривается о том, чтобы в интервале между приходом больших групп нам позволили послужить здесь краткий молебен.
По традиции Апокалипсис – книга, которая никогда за богослужением не читается. Но сейчас, находясь здесь, где все это совершалось, каждый из нас ясно чувствует: именно здесь и именно сейчас, и только здесь – можно! Так непривычно и так торжественно звучали слова: «Откровения святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова чтение. Вонмем»…
Каменный свод при входе, разделившийся на три части от голоса, исходившего оттуда… Металлический круг на полу, обозначающий место, где лежала голова апостола, когда он упал «как мертвый»… на стене – небольшое углубление, где, вставая, он оперся рукой… Это все было здесь.
«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». (Откр. 1:12 – 20)
В алтарной преграде помещен большой образ конца XVI века, написанный Критским мастером Томасом Вафасом, где подробно, можно сказать, дословно иллюстрируется описанное апостолом в первой главе видение.
Приходит следующая группа, наше время кончилось. Мы еще вернемся сюда. В воскресенье. На Литургию!
***
После пещеры Откровения мы поднимаемся на самый верх холма (216 м над уровнем моря) к монастырю апостола Иоанна Богослова, основанному в 1088 году преподобным Христодулом Латрином. Вначале Патмос, как и Афон, был закрыт для женщин по благословению преподобного. Однако вскоре ему пришлось дать разрешение мирянам селиться вместе с семьями в северной части острова, так как рабочей силы для строительства монастыря не хватало.
Архитектурный ансамбль монастыря поражает своей мощью – это настоящая неприступная крепость. Толстые стены из серо-коричневого камня высотой 15 метров с резными зубцами, двух-ярусная аркада со звонницей. Рядом небольшая каменная часовня святых апостолов. Очень красив вымощенный булыжником внутренний дворик монастыря с перекинутыми через него многочисленными арками.
Крестово-купольный кафоликон во имя апостола Иоанна Богослова украшен в основном фресками XVI – XVII вв, но сохранился здесь и потаенный уголок Византии. Пройдя в придел Божией Матери и приблизившись на максимально возможное расстояние к алтарной преграде, вы вдруг встретитесь взглядом с необычайно сильными и величественными образами Богородицы с Младенцем Христом и двух архангелов-стражей у Её трона. Именно «взглядом встретитесь», потому что, хотя глаза их направлены несколько в сторону, их замечаешь прежде всего. Чувствуешь на себе их внимательный молчаливый взор, видящий тебя насквозь. Одновременно суровые, напряженные, духовно собранные, исполненные внутренней энергии и вместе с тем несколько отрешенно-созерцательные, углубленные в себя, эти образы буквально завораживают, гипнотизируют. На них хочется долго-долго смотреть, не отрываясь. Рядом в том же стиле написана сцена Гостеприимство Авраама. Таким было на Патмосе искусство 80-х годов XII века. Приходит мысль – а ведь и весь храм был когда-то расписан такими фресками…
Продолжаем знакомиться с искусством в Великой ризнице монастыря, где собрана богатая коллекция поствизантийских икон Критской школы и несколько более древних памятников.
Наш первый полный день на Патмосе завершается чудесной прогулкой – мы поднимаемся пешком в гору к Исихастирию Куманос, основанному в XVIII веке св. Макарием Нотарасом Коринфским. Монастырь расположен в удивительно красивом месте. С горы открывается живописный вид на остров и море, дворик засажен цветами, зеленью, гранатовыми деревьями, и чувствуется, что за всей этой красотой ухаживают с вниманием и любовью. Мы поклоняемся мощам св. Нектария, другим местным святыням, спокойно, неторопливо прогуливаемся по обители, общаемся с радушно принимающей нас монахиней, накрывшей для нас во дворике целый стол с прохладным соком и греческими сладостями (встречают как родных!). Затем также неторопливо спускаемся с горы и идем вдоль моря мимо места, где находилась купель, в которой по преданию апостол Иоанн крестил своих учеников.
День тихо клонится к закату…
Дистанционные технологии и «духовный телеграф»
На следующее утро мы выезжаем рано: нам предстоит морская прогулка на живописный островок Липси. Это не так уж далеко от Патмоса – около 40 минут на пароме.
День этот весьма значим для нашего прихода – сегодня в числе прочих выпускников Московской духовной академии защищает диплом и наш диакон, отец Дмитрий. Это последняя ступенька на пути к получению высшего духовного образования, и конечно, мы все за него переживаем. В числе членов аттестационной комиссии наш настоятель отец Максим – в данном конкретном случае в роли научного руководителя. Как и во всех высших духовных учебных заведениях, прямая трансляция защиты ведется в Учебный комитет. Отец Александр, стараниями которого, собственно, и была налажена эта сложная система дистанционных трансляций, склонившись над гаджетами, пытается сделать невозможное – подключиться к просмотру прямо из Эгейского моря! Удивительно, но через некоторое время (в том числе с помощью связи по скайпу) ему это удается. Академия на связи! А мы тем временем причаливаем к острову Липси.
Надо сказать, что по-настоящему название это объединяет целую группу из 24 маленьких островков и шести скал, ведь слово «Липси» стоит во множественном числе. Но обитаем только этот, центральный остров. Причем обитаем давно. Первые следы жизни, обнаруженные здесь, принадлежат к Микенской эпохе (а это XIV век до нашей эры!) Остальные островки пользуются неизменным вниманием любителей дикого отдыха и местных рыбаков.
Мы идем вдоль берега моря мимо разложенных на просушку «мрежей» в храм апостола Иоанна Богослова, расположенный на возвышенности. Это кафедральный собор города, там хранится удивительная святыня – чудотворная икона Богородицы Панагия ту Хару (чаще всего это название переводят как «Богородица Смерти»). Это редчайшая иконография Божией Матери – в руках Она держит не Младенца Христа, а Распятие. Под кивотом вставлен небольшой букетик из засохших белых лилий. Нам рассказали, что принесла их к образу в благодарность за исцеление одна молодая женщина и было это 75 лет назад. С тех пор каждый год под праздник Успения Пресвятой Богородицы на сухих стеблях появляются белые бутоны…
Мы тихонько ходим по храму, осматриваемся, подходим к образу, размещаемся на стульях послушать рассказ наших гидов…
Отец Александр, отведя меня в сторону, говорит шепотом: «отец Дмитрий защищается», и протягивает один наушник. Внимательно смотрим и слушаем, все идет хорошо. Защитная речь близится к концу, впереди самое ответственное – вопросы комиссии. И именно в этот момент волшебная «сцепка браузер-скайп» дает сбой! Связь с Академией внезапно прерывается.
«А ведь как это промыслительно!» – заключает вдруг отец Александр. – «Все правильно! Не любопытствовать сейчас нужно, а молиться!» Извинившись и объяснив ситуацию, он на время прерывает горячую богословскую дискуссию Тимофея и Игоря с большей частью наших паломников, и все мы немедленно встаем перед чудотворным образом Богородицы на молебен. Очень редко так бывает, но удивительным образом чувствуется в такие минуты эта связь христиан друг с другом, со «своими». И хочется благодарить Бога за то, что есть у нас этот «духовный телеграф» – как будто можно просто встать и руку протянуть за тысячу километров. К концу молебна приходит короткое сообщение от отца Максима: «Ответил. Думаю, четверка будет». И вскоре после этого второе: ««Хорошо» и рекомендация в магистратуру». Слава Богу!
Храм апостола Иоанна как нельзя лучше подходит для продолжения чтения книги Откровения. Отец Александр, сам того не заметив, занимает место прямо под большой иконой Апокалипсиса, мы рассаживаемся рядом…
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». (Откр. 3: 19 – 22).
Уходить из храма не хочется…
После напряжения и концентрации нужна бывает и разрядка, и в конце путешествия мы добираемся до одного из уютнейших в округе пляжей: горы, смолистый хвойный аромат, звон цикад, мягкое, теплое-теплое море и разгуливавшие по бережку огромные смешные толстые, но почему-то голодные утки, норовившие вырвать из наших рук даже косточку от персика!
Замечательный денёк!
«Ищите Христа, а не антихриста!»
Наступает суббота. Последние наши два дня на Патмосе. Завтра, в воскресный день, мы поедем на Литургию в Пещеру Апокалипсиса. А сегодня вечером – на всенощную в Благовещенский женский монастырь.
Но до того мы вновь возвращаемся в монастырь апостола Иоанна Богослова. У нас будет время еще раз спокойно все осмотреть, а отцу Александру нужно получить благословение на сослужение в Пещере.
Узенькие извилистые улочки Хоры утопают в цветах и зелени. Поднимаясь на холм, мы заходим ненадолго в храм Богородицы Диасозуса на возвышенности среди чудесных хвойных деревьев и в женский монастырь “Живоносный источник”, основанный в XVII веке иеромонахом Парфением (Панкостасом), будущим игуменом монастыря апостола Иоанна Богослова. Здесь хранится почитаемый чудотворный образ Богородицы Елеусы. Поем величание. Краем уха слышу, как оказавшаяся здесь местная паломница тихонько спрашивает Тимофея по-английски: «Это на каком же языке они поют?..» и вспоминаю как Игорь говорил нам, что для греков наше пение звучит, конечно, несколько экзотично.
После получаса свободного времени мы собираемся в условленном месте. Хорошая новость – разрешение для отца Александра получено, завтра он будет сослужить в Пещере Откровения. Продолжаем наше путешествие все вместе.
Спустившись по крутому склону, мы попадаем в цветущий сад с оливковыми и гранатовыми деревьями. У стены – маленькая неприметная дверца, надпись на которой, почему-то говорит о том, что геронда просит «не бросать в нее камни». Наверх к храму ведут ступеньки вдоль стены. Это скит свт. Нектария Эгинского. Здесь живет один монах – отец Максим, особо почитающий и святителя Нектария и его ученика – старца Амфилохия (Макриса), совсем недавно (29 августа) причисленного к лику святых и включенного в церковный месяцеслов. Отец Максим родился на Патмосе, но долгие годы провел на Афоне. Жил он в скиту Катунаки (Κατουνάκια), в той самой дальней части Афона, где в стороне от монастырей в горных келиях и пещерах живут отшельники. В течение 30 лет он иногда приезжал сюда к духовнику, а когда три года назад скит святого Нектария опустел, вернулся на Патмос окончательно.
Отец Максим был предупрежден о нашем приезде. Он принимает нас ласково, тепло, с вниманием и любовью. Долго с нами беседует, рассказывая о Патмосе, о святителе Нектарии, о старце Амфилохии. Под конец отец Александр решается задать от лица всех нас важный вопрос:
«Геронда, мы приехали сюда после чтения и изучения книги Откровения Иоанна Богослова. Что самое главное в этой книге надо христианину для себя помнить?»
Вот что мы услышали в ответ:
«Это очень сложная книга. Поэтому читать её надо осторожно и спокойно, опираясь на то церковное наследие, которое уже было до нас, на то, что было принято Церковью как устоявшееся мнение святых отцов. Тяжело сразу сказать, что самое важное в этой книге. Наверное, важно обращать внимание на те признаки в окружающем мире, которые там описаны и нам оставлены как предупреждение. И в первом веке и во втором эти признаки были, но, если посмотреть на современный мир, мы увидим, что сейчас их стало особенно много. Видя эти признаки, надо понимать и помнить, что, хотя время наступления описанных там событий – это тайна, мы сейчас приблизились к нему очень близко. Помнить для того, чтобы жить правильно! Очень важно в наше время понимать, что, хотя книга и говорит о признаках пришествия антихриста, не нужно много заниматься вопросом антихриста! Нужно наоборот искать Христа и быть готовыми ко встрече с Ним! Каждый из нас может умереть завтра – и тогда для нас это время начнется уже завтра. Мы должны искать Христа, думать о Христе, чтобы быть рядом с Ним, даже когда придет антихрист. Ведь если мы будем заниматься антихристом, у нас не будет и времени на Христа, и тогда будем бояться. А если будем со Христом, то нам и бояться нечего!»
После краткой молитвы в храме отец Максим записывает у себя имена нескольких тяжко болящих людей, за которых мы попросили его помолиться, расспрашивает о них и передает для них благословение – поясок, освященный на поясе Богородицы. Провожая нас, он вдруг останавливается внизу перед той самой неприметной дверцей в стене и отпирает ее.
За дверцей оказывается не комнатка, не ступеньки, даже не коридор. Перед нами открывается… («вход в Нарнию!» – как мы сразу же сказали) тихий уютный садик, а за ним – море.
Агрипния и Литургия
После обеда и короткого перерыва на чтение Апокалипсиса мы выезжаем в Благовещенский монастырь. Нас сразу предупредили, что Всенощное бдение по-гречески называется Агрипния (дословно «неспание»), и продолжительность его предполагается примерно до 1.00. При этом служба совершается без электрического света – только при свечах. Мы приехали к началу, около 20.00. В монастыре было безлюдно, тихо и удивительно красиво! Двухъярусная звонница и мозаичная икона Богородицы над воротами, новый, но очень гармоничный каменный храм, освещенный лучами вечернего солнца… Вся территория обители утопала в зелени и цветах.
Служба, действительно, шла совсем без электрического света, а совершалась она мирским чином – пели и читали сами монахини, без священника. Каждение совершалось также одной из монахинь – она обходила храм с особой переносной кадильницей в форме ковшика, называемой кацея. Пение сестер – тихое, простое, но очень красивое – надолго осталось потом в памяти. Я занималась тем, что старалась прислушиваться к словам, пытаясь услышать хоть одно-два знакомых и по ним угадать псалом или молитву. Это удавалось редко (от моего и без того минимального словарного запаса, к сожалению, уже почти ничего не осталось). И так было радостно, когда вдруг удавалось узнать «Сподоби, Господи» или «Свете Тихий»! Вскоре к нам подошел Игорь и сказал, что нам пора – уже ждет автобус. Оказывается, к утрене мы поедем завтра в Пещеру, а здесь были только до конца вечерни. А некоторые из нас уже всерьез настроились оставаться до 1.00 ночи. Не знаю, действительно ли до этого времени продолжается здесь служба – мы вышли из монастыря около 21.30.
Солнце село, но на западе еще горела заря. Пока мы спускались на автобусе к морю, совсем стемнело. В небе зажглись звезды, в городе – огни, а высоко на горе почти на одном уровне с луной загорелся большой крест, безмолвно благословляя отходящий ко сну остров…
Рано утром в воскресенье мы направляемся к Пещере Апокалипсиса. Подъезжаем заранее, как и собирались, еще идет утреня. Народу пока немного, в основном, местные. Отец Александр уходит в алтарь, а мы тихонько размещаемся на сидениях. Это как раз те самые минуты тишины и молитвы, о которых мы мечтали, оказавшись здесь в первый раз среди перемещавшихся в разных направлениях толп людей.
Не буду описывать подробно эту службу, думаю, фотографии все расскажут лучше. А еще лучше – просто побывать там.
Незадолго до Великого Входа к нам подошел Игорь с посланием из алтаря: отцы решили, что Символ Веры будем петь мы. В греческих храмах нет традиции его петь, его читают хором, поэтому, когда мы и все присоединившиеся к нам русские паломники вдруг запели, греки слушали с явным интересом.
Литургия кончается.
Нас ждет возвращение в отель, обед и сборы в дорогу.
«…на другой день в Родос…» (Деян. 21, 1)
И снова мы удивляемся, как же быстро летит время! Кажется, мы только что приехали на Патмос, а вот уже и закончились дни нашего пребывания здесь… Мы еще полны впечатлений от греческой службы, мы еще там, в полумраке Пещеры, а вот уже стоим на пристани с чемоданами и ждем парома на Родос. Жалко расставаться с островом апостола Иоанна. Глядя на его удаляющиеся очертания, хочется, как всегда, сказать: «Я еще вернусь сюда!» Но как Бог даст. Поживем – увидим.
И вот мы снова на Родосе. Впереди еще день путешествий и два дня отдыха. На этот раз мы будем знакомиться с противоположным побережьем острова, поэтому нас ждет долгий переезд на автобусе. Водитель-грек, крутя баранку, слушает трансляцию матча Россия – Испания 1/8 финала Чемпионата мира по футболу и передает нам в микрофон новости последних минут игры. Он явно болеет за наших! Когда звучит долгожданное: «4:3! Russia wins!!!» автобус оглашается дружным: «Ура!!!» Не то, чтобы мы все были заядлыми болельщиками, но приятно! :) Такой неожиданно замечательный привет с Родины!
Понедельник начинается для нас рано. Нужно успеть сегодня объехать несколько очень значимых для Родоса мест. Здесь нас благословляет другой апостол, освятивший остров своим присутствием. В 57 году, после третьего путешествия в Иерусалим, апостол Павел высадился здесь на берег со своими спутниками недалеко от города Линдос. Этот залив и сегодня называют бухтой апостола Павла.
Мы направляемся в храм вмч. и целителя Пантелеимона в деревне Сиана – это небольшая горная деревушка в 70 км от Родоса на склоне горы Акрамитис. Выйдя из автобуса, мы проходим по узкой улочке с многочисленными лавками, где продают местный мед, и вот перед нами вырастает величественный белый храм – очень нарядный, высокий, стройный, с фланкирующими фасад двумя изящными башнями. Перед храмом – просторная площадь. На другом ее конце расположилась небольшая каменная церквушка с черепичной крышей, сохранившаяся от монастыря XV века.
Внутри нас радушно встречает настоятель, отец Георгий, выносит частицу мощей великомученика, раздает всем желающим немного маслица от святыни. Поем молебен. Затем отец Георгий ведет нас в ту самую древнюю церковь, где устроен небольшой музей – там бережно хранятся древние богослужебные предметы и старые иконы.
Следующая наша остановка – деревушка Аполлона, притаившаяся среди оливковых деревьев у подножья горы Профитис Илиас. Название деревни не случайно – здесь и правда находился в языческие времена храм Аполлона. Нам даже показали место, где сейчас ведутся раскопки. Но нашей целью была не древняя история деревни, а еще одна великая святыня, хранящаяся в местном храме – частица Животворящего Креста Господня.
День выдался особенно жарким (термометр в автобусе во время стоянки показывал в тот день +56! До сих пор надеюсь, что он шутил!) У ворот храма с уже привычным для нас греческим гостеприимством (к хорошему быстро привыкаешь!) нас встречает здешний священник, отец Илия. Он угощает нас прохладным апельсиновым напитком – спасительным в такую жару, а затем приглашает внутрь.
Отец Александр зашел вместе с ним в алтарь и вскоре появился с благоукрашенным резным кивотом, где хранится Частица Креста Господня, в одной руке и небольшим букетиком душистого базилика и роз в другой. Мы поклонились святыне и спели несколько песнопений Кресту. Отец Илия слушал со слезами на глазах. А на прощание раздал всем нам на память маленькие иконочки Крестовоздвижения, где на обороте изображен хранящийся здесь кивот, и … разделил на всех тот самый букетик из базилика!
Греческая земля исполнена святынями. Можно было бы останавливаться по пути в каждой деревушке – везде нашлась бы своя удивительная бережно хранимая история заступничества Божией Матери и святых. Но на это ушла бы вся жизнь, а у нас остается только полдня. Последний пункт нашего путешествия – место, в котором невозможно не побывать, оказавшись на Родосе.
Гора Цамбика, одна из самых высоких в Греции, находится в 32 км от столицы острова. Ближайшее селение к ней – Архангелос. Именно оттуда в XV веке пастухи увидели ночью на горе странное сияние, «искру» – именно так можно перевести слово «цамбика». Отправившись туда, они обрели икону Богородицы, висевшую на дереве. Позднее выяснилось, что образ пропал из монастыря на Крите. Прибывшие оттуда монахи опознали икону и забрали ее с собой. Однако чудо с ее перемещением на Родос повторилось еще дважды. Так на горе возник монастырь, а икону стали называть Цамбика. Паломники вскоре заметили, что по молитвам перед ней многим бездетным супругам было дано рождение долгожданных деток. Теперь этот образ и монастырь известны далеко за пределами Греции, а чудеса от иконы бесчисленны. Постепенно сложилось даже особое молитвенное и аскетичекое правило, которое исполняют женщины, приходящие сюда с просьбой о рождении младенца. Они кроме прочего должны подняться на коленях на 297 ступеней на гору к верхнему храму.
Тихий горный монастырь, молебен перед чудотворным образом и благословение Божией Матери в дорогу – лучшее завершение паломничества. У нас оставалось еще полтора дня на спокойный отдых, общение и завершение совместного чтения Апокалипсиса. Слова этой книги сопровождали нас в этой поездке и красной нитью прошли через все путешествие.
Много на свете замечательных мест, где хочется побывать и куда хочется вернуться, но почему-то только здесь, в Греции возникает совершенно особое чувство – как будто ты уже дома. В конце каждой поездки в другую страну я обычно спрашиваю себя – а могла бы я здесь жить? И понимаю, что нет. Остаться на несколько месяцев – да, но не дольше, не навсегда. А здесь, на греческой земле все настолько родное, близкое и понятное, что даже незнание языка нисколько не мешает. Наверное, есть тому много причин, но думаю, в первую очередь это ощущение появляется от общения с людьми, с которыми не возникает мировоззренческих разногласий, которые разделяют общую с тобой веру, одну систему ценностей и потому понимают тебя без слов – ведь, заходя в монастыри и храмы, мы встречали именно таких людей. Единство в главном делает несущественными все прочие различия, делает людей ближе друг к другу. А главное, как услышали мы от отца Максима в скиту свт. Нектария, – это всем вместе искать Христа. Когда-нибудь и все люди на Земле будут в конце концов объединены вокруг Него, и именно об этом книга Апокалипсис.
«Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).
[1] Логунов А. (сост.) Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. М.: Никея, 2017. С. 37
Татьяна Прусакова