О паломнической поездке нашего прихода в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Благоприятные сроки
В этом году так хорошо получилось, что «гендерный праздник» (выражение отца настоятеля) пришелся на Масляную неделю и вполне «подлклеился» к воскресному дню – так что для духдневной поездки ни о чем не пришлось договариваться на работе. Из-за поздней Пасхи, время паломничества пришлось на Масляную неделю, что также было отрадно. Не говоря уж о том, как отрадно уехать из московского угара «почитания» всех вообще женщин… Некоторая проблема была с покупкой обратных билетов: ясно, что к утру 9 марта многие стремились вернуться в столицу. Но ничего, у всех все устроилось.
Что напомнила погода
Поезд прибыл в Арзамас-2 в 6-44. Из разных вагонов мы стеклись к отцу Александру – его улыбка служила как бы фонариком, на свет которого мы собирались. Батюшка стал нас считать и подсчет бросил, отложив до автобуса – что-то не сходилось. В автобусе все встало на свои места: так и должно было выйти – «минус четыре», т.к. четверо ехали в монастырь своим ходом. Вскорости совсем рассвело. Мы ехали мимо построек советского времени, затем уже в поле: голые деревья, туман. Какая-то такая «туманная взвесь» воздуха. Это что-то напоминало, я не мог сообразить, что. Вдруг Марина, жена, говорит мне: «Правда, похоже на фильмы Алексея Германа?» Точно! В особенности, конечно, на «Мой друг Иван Лапшин».
Сразу и ощутимо
Однако тут, лишь приближаясь к Дивееву, ты чувствовал то, что можно назвать полным избавлением от тоскливости – даже в таком тумане! Приехали. Туман накрывал верхнюю треть колокольни. В тумане скрывались окрестности. И было так хорошо – сразу и ощутимо! Мы прошли в «Паломнический центр», оставили вещи в двух комнатах, и оказались свободны до завтрака, после которого должны были распределиться и заселиться в свои номера. Все пошли приложиться к мощам.
Скорей к преподобному
Мощи преподобного Серафима находятся в Троицком соборе, в левом, Серафимовском, приделе. Мы узнали потом, что этот придел игуменья Мария (Ушакова), начальница обители с 1862 по 1905 год, оставляла неосвященным в течение 28 лет, твердо веря в прославление преподобного. Войдя в храм с левой стороны, мы попали в очередь к раке. Надо сказать, что порядок в обители поддерживается служителями охраны – слова «служитель охраны» написаны на их – самой простой, сероватенькой – форме. Это мужчины средних лет, невозмутимого вида, не слишком строгие, но такого настроя, что понятно: их надо слушаться. Один из них и не пускал нашу очередь к раке, ожидая, пока пройдет очередь с той стороны загородки. Наконец, нас пустили.
Разместились по четверо
Обед (а потом и ужин) был устроен следующим образом: у окошка выдачи стоял отец Александр, а мы, по очереди, подходили, каждый за своей порцией. Выдавальщицы очень ловко (особенно здорово у них получалось наливание супа – подставляли, для страховки, тарелку к тарелке и резко поворачивали половник) собирали на поднос то, что причиталось, ты забирал его и отходил. Еда неплохая, с одним замечанием, о котором позже.
В номерах размещали по четверо. В некоторых комнатах имеется внутренняя перегородка между парами кроватей. Все аккуратно, полотенца есть. То хорошо, что мы могли держать за собой номера до вечера отъезда.
На стенах фото. Крестные ходы, священнослужители. Схимонахиня Маргарита, «матушка Фрося» (единственная из тех сестер, дожившая до возрождения обители, она умерла в 1997 г.) в облачении, совсем-совсем уже старенькая, к райским обителям готовая. Вид обители в 1991 г. Кто видел фильм «Надеющиеся на Тя да не погибнем», тот, при взгляде на такие фотографии, не мог не вспомнить, как там показано тогдашнее (1991 г.) Дивеево.
Экскурсовод нам попалась вдохновенная, большой патриот обители, так чувствовалось. За небольшое, в сущности, время она нам многое сообщила в своем непрерывавшемся рассказе. Здесь было б неразумно его воспроизводить. Приведем поэтому ссылки, по которым можно познакомиться с историей Дивеевского монастыря.
И все же с частью рассказа нашего экскурсовода стоит познакомиться: «Батюшка Серафим большую скорбь нес за наших сестер от своих же братьев, Саровских монахов. Монахи не понимали, почему покой мужского монастыря нарушают молодые девушки. Они были все молодые, красивые и постоянно ходили в это мужской монастырь. Батюшка Серафим большие нарекания нес за «наших» девушек. Но он-то не свою волю выполнял, а волю Матери Божьей, даже 1000-летнее дерево наклонилось в сторону Дивеево… Когда вот батюшка сказал: «Я не свою волю выполняю, а Царицы Небесной». И когда утром монахи Саровские проснулись, тысячелетнее дерево, которое стояло там, было выворочено с корнями, по направлению к Дивеево. Это был знак монахам». Интересно было также узнать о Мотовилове (еще тут), в частности, что жена его была из дивеевских сирот, племянница монахини Марфы.
Не раз (от экскурсовода, в домике Паши Саровской) слышали мы о письме преподобного Серафима, адресованном Государю Николаю II, переданном ему вдовой Мотовилова (дожившей до визита Царя в Дивеево) и вызвавшем обильные слезы у Императора ввиду тяжести предсказаний, в оном письме содержавшихся. Да, в Диеевской обители рассказ о таком письме есть устоявшееся и непоколебимое предание. Однако стоит иметь в виду, что историки смотрят на данный вопрос по-разному. Некоторые вполне признают факт письма. А некоторые (аргументированно) его отвергают – как апокриф. Вряд ли здесь можно добиться научно установленной истины. Можно лишь расопложиться в пользу одной версии или в пользу другой. Скажу откровенно, что та версия, что письмо – апокриф, мне ближе.
Святая Канавка
У начала Святой Канавки – распятие и икона Богородицы в рост. Надо сказать, что в Дивеевской обители ничто не оскорбляет вкус, и многое радует. Это относится и к скульптурным изображениям, в особенности, к большому белому распятию, которое находится на повороте канавки и к которому «Правила поведения на Святой Канавке» почему-то не разрешают прикладываться (что нарушается). Фигура Христа изогнута как на «Распятии» Дионисия, без избытка изящности. В упомянутых «Правилах» сказано также не оставлять у начала канавки обуви… стало быть, нужно идти по ней босиком. Ясно, что это относится к летнему времени, но Марина, моя жена, видела и сейчас босую богомольницу.
Канавка, т.е. огороженная красивой чугунной решеткой дорожка вдоль нее, имеет такую ширину, что два человека могут легко разойтись. Совершающие Богородичное правило идут, держась правой стороны, не совсем друг за другом, но некоторые других спокойно обгоняют. Слева время от времени проходит кто-нибудь быстро и, наверное, без молитвы. Иногда идут и разговаривают негромко.
Не могу передать, как отрадно было оказаться на Святой Канавке через 12 лет после предыдущего раза. Тогда еще территория монастыря не была возвращена полностью: помню, как слева от канавки была баскетбольная площадка, где местные жители играли себе в баскетбол. А теперь ты идешь вдоль монастыря (с левой стороны, я имею в виду) и только монастыря. Некоторые здания еще не достроены, точнее, ремонт не доведен до конца, стоят в лесах. Проходишь мимо плит сестринского кладбища– его, понятно, в годы лихолетья сровняли с землей, и тут лишь малая восстановленная часть. На многих зданиях красивые мозаики. На торце большого корпуса, построенного в стиле 19 века, мозаичные изображения вмч Пантелеимона, препмч Елизаветы и святителя Луки Крымского. Так догадываешься, что это больничный (он же приютский) корпус, о котором говорила экскурсовод. Прекрасен вид соборов, открывающийся в конце Святой Канавки.
По выходе с Канавки все подходят к мраморному кресту, но котором вместо распятия (что весьма своеобразно) барельеф Богоролицы в рост, на облаках.
Что не понравилось
Пройдя по Канавке с чтением правила и несколько замерзнув, мы с женой направились в одну из многочисленных здесь палаток «Монастырская трапеза», привлеченные подзаголовком «Блинная». Там сидели наши и ждали блинов. Мы взяли чай и тоже стали ждать. Только мы собрались уходить, не дождавшись, как блины прибыли. Они были невкусные – так что начало Масляной недели положено не было. А главное, что было в них не то, так это повидло, а может быть, варенье, а может быть, джем – неважно, как это называлось, оно было совершенно химического (вспомнилось общепитское питание в глухое советское время) вкуса. Таким же было оно же и в выпечке, выдававшейся на десерт в нашей столовой в «Паломническом центре». Впрочем, это было единственное, что не понравилось в поездке. Еще, конечно, был храп соседа, но он подлежал прощению. ;)
Всенощная
Монастырская служба весьма продолжительна! При этом пение (почти всегда) ангельское, иначе не скажешь. Но главное, что располагало, – чтение! Внятное, скорое, но совершенно внятное, как бывает у кого-нибудь четкий почерк.
В Троицком соборе, у западной стены – леса, видимо, он еще не расписан полностью. Роспись выдержана в строгом и одновременно радостном стиле. В линиях она напоминает современную роспись греческих храмов, по-российски смягченную. У греков воскресший Господь прямо «выдергивает» Адама из преисподней, а тут, при той же динамичности, резкости нет. Краски радостные, и – опять же – в меру.
Вдруг я вспомнил, что записок не подавал. Вышел из храма – уже совершенно темно. И так же пустынно, никого не видать. Хорошо сообразил пойти в церковную лавку, где и книги, и свечи продаются, и там – никого. Подал записки и успел к елеопомазанию, последнее, из-за наплыва народа, совершалось в безобидной тесноте.
Крестный ход перед сном
В конце дня, уже в десятом часу вечера, сестры обители осуществляют крестный ход. После ужина, мы ожидали присоединиться к нему у начала Святой Канавки. Служитель охраны подошел и спросил, нет ли с нами детей. Я не понял, что он на этот счет сказал, понял, что велел отойти, к месту перед папертью Благовещенского собора. Как же выручает порой современная техника! Можно было читать на планшете каноны перед причастием.
Но вот идут, и как ходко! Присоединились, прошли по Канавке (один малый круг, 50 раз «Богородице Дево, радуйся», прочитать получилось), а выйдя с Канавки, вместе с сестрами дальше не пошли. Смотрим потом – идут в Троицкий собор, длинная шеренга от Святых ворот, в центральный вход. Заметив наше движение – не пойти ли с ними, служитель охраны предупредил, что двери сейчас закроются надолго. Мы не пошли.
Еще туманно, но все уже по-другому, чувствуется, что следующий день будет лучше. А надо и молитвы дочитать, и назавтра встать не позже пяти.
На ранней литургии
Очень многие из наших паломников были на ранней литургии в Преображенском соборе. Служба началась в 5-30. Пока читали часы, можно было приложиться к главной святыне собора – особо оформленному мощевику под богато украшенной и в то же время красивой сенью. Интересно, что в нем содержится частица мощей святого Феодора Томского, т.е. старца Федора Кузьмича.
И здесь было пение – ангельское, правда, вдруг, внедрялся в него неподходящий (к ангельскому чину) высокий голос, тогда думалось, что это, верно, какую-нибудь немолодую певчую не удаляют с клироса, чтоб не обидеть.
Священники, входившие в состав нашей группы, отец Александр Стародубцев и отец Алексий Дубровский, были среди сослужащих. Марина вдруг меня спрашивает: «Ты слышал?» – «Что?» – «Ну голос отца Александра». Она различила, что возглас был его.
Молодой священник произнес проповедь, в основном посвященную… 8 марта. Мысль его была такова, что свободу понимать надо правильно, оформление мысли – обличительное. Надо признать, что многим из наших представительниц женского пола эта проповедь по душе не пришлась, что, однако, не муссировалось.
Нашим паломникам предложили поработать до обеда на послушании, и многие откликнулись на такое предложение. Кто-то оказался таким образом на верхнем ярусе Собора (огромность которого – не подавляющая – производит сильное впечатление). Там находятся древние иконы и древний крест, одна изх реликвий монастыря.
И снова Канавка
Мне хотелось попасть на акафист преподобному Серафиму в Троицкий собор. Но там уже шла литургия. Приложиться к мощам было можно, правда. В этот раз я обратил внимание на иконы в центральной части собора, увешанные множеством крестиков и других подношений – Серафима Саровского и «Умиление» Пресвятой Богородицы. Чудная резьба.
Пошел на Святую Канавку, и наконец-то у меня получилось успеть прочитать Богородичное правило. И то пришлось постоять и стоя читать, т.к. не мог себя заставить так медленно идти, как надо. С правой стороны от Канавки, в одном месте, – школа. Пятиклассники галдят, как все дети галдят – на манер воробьев. Мальчишки бросаются снежками в девчонок. Учительница взывает к 5-му «Г» собраться (куда-то они отправлялись). Девочки жалуются на мальчиков, и учительница им говорит: «А вы не дружите с мальчиками. Вы же ангелы». Она не замечает противоречивости собственных слов (могут ли ангелы с кем-то «не дружить»?).
К вопросу об ангелах – прекрасен фонтан напротив Благовещенского собора с тремя фигурами ангелов: у одного в руках рыба, у другого сфера и у третьего – чаша.
Святые дивеевские жены
До обеда еще много времени, и я захожу в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Там прекрасная роспись. Удивляешься краскам и сочетанию красок, а главное, удивляешься вот чему: как это можно, чтоб получалось так живо и одновременно совсем не «психологично». Вот лик преподобного Серафима – такой живой, что мог бы что-нибудь свое (по житию нам известное) и воскликнуть.
Рассказ о создании этого храма – один из самых живых рассказов о батюшке Серафиме. Приведем его: «Вскоре после освящения храма Рождества Христова призвал к себе батюшка Серафим М. В. Мантурова и встретил его словами: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…» Преподобный дал нитку для мерки, и Михаил Васильевич принялся за работу. Пришлось подкопать землю, подкоп пришелся как раз по мерке. Так как свод потолка был очень полог и низок, необходимо было поставить четыре каменных столба, чтобы он смог держаться. Когда же Михаил Васильевич доложил об этом Батюшке, отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столба – четверо мощей… Четыре столба – ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»
Почивают, правда, не четверо, а трое мощей. Здесь покоятся мощи святых дивеевских жен Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня).
Можно предположить, что если вопрос о канонизации игуменьи Марии (Ушаковой) будет решен положительно, то ее святые мощи и окажутся «четвертым столпом» Богородице-Рождественского храма.
Думается, здесь уместно привести слова матушки Сергии (Конковой), нынешней игуменьи Дивеевской обители (в июле исполнится 25 лет ее служения монастырю): «Как говорил батюшка Серафим, Верховной Игуменьей в Дивееве является Царица Небесная, а мы только находимся на послушании. Поэтому управление в монастыре совершается Самой Божией Матерью и преподобным Серафимом – нашими главными попечителями. Ну, а мы… Бумаги же кто-то должен подписывать (улыбается). Поэтому бумаги подписываю, на правило и на трапезу с сестрами хожу, чтобы они видели живую игуменью. Другими словами, разделяю с ними жизнь монастырскую»
А там солнце вышло
Планировалось (и осуществилось) две поездки к источнику, в 12-00 и в 14-00. Это было связано с ограниченной вместимостью «шатла». Во время обеда, получив свой поднос, спрашиваю отца Александра: «Вы с какой группой поедете?» – «С первой. Перед смертью не надышишься». Вот и я тоже думал: надо уж поскорей чтоб позади.
Кто-то в «шатл» сел посторонний (а у нас оплачено!). Отец Александр вполне весомо стал примкнувшим выговаривать, что уж если сели, то пусть едут стоя… Однако, ничего, всем место нашлось, к общему удовлетворению. Едем. Слушаем рассказ о Серафимовском источнике. Трудно, признаюсь, слушать «канонически-слащавый» голос… Однако понуждаешь себя, ради содержания, и узнаешь полезное! Оказывается, те серафимовские источники засыпаны, забетонированны давным-давно при советской власти. А этот источник батюшка Серафим (которого видели охранники Саровской секретной зоны) ударом посоха извел в 1960-е годы. Вот отрывок из путеводителя:
«В 60-х годах, когда место будущего источника входило в запретную зону, охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом — забила вода и открылся источник. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позже его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался. А начальника, который давал приказание засыпать источник, сняли с работы».
Хорошо помню посещение этого места летом. Помню, как бесноватая, удивительной красоты женщина лет 30-ти, стояла в воде почти по пояс в белой рубашке и кричала (очевидно, не своим) голосом: «Не хочу, не хочу, не хочу!» Однако она заставила себя трижды окунуться и более уже не кричала.
Теперь была почти зима, ну ранняя весна, плюс два гардуса по Цельсию. Тем не менее многие из наших, кто ехали «так», на источнике решили окунуться и – не пожалели! И малые дети отца Александра, как потом он рассказывал, весьма, бедные, напрягались. Вода, надо сказать, была вовсе не ледяная. К сожалению, о некоторых приемах в этом деле (заранее поплескать на себя, заходить спиной) я узнал лишь потом, но ничего, и так, без приемов получилось совсем не страшно. Со мной был молодой человек из Омска, он перед омовением читал по бумажке какую-то молитву, я не догадался побеспокоиться насчет таковой молитвы, зашел так и со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» окунулся трижды.
Все принимавшие омовение согласились, что чувствуют – обновление. Радость, во всяком случае, была необыкновенная! Дети были счастливы! И маленькие мужчины Стародубцевы, хорошо себя проявившие, и серьезная Настя, всем известная как держательница митры настоятеля на праздничных всенощных.
А там, за речкой, как идти от источника – кафе. Конечно, было очень приятно выпить кофе или горячий шоколад.
Когда шли от источника, уже вовсю было солнце, и получался настоящий российский «передвижнический» март.
Домик Паши Саровской
По возвращении в обитель, можно было пойти на акафист преподобному в Казанский храм, но Андрей Косиченко, Марина и я отправились в музей Паши Саровской (+1915). Оказалось, ее домик полностью сохранился, в 1927 году в нем поместилась сберкасса (Паша порой гоняла от себя сестер со словами: «А ну-ка давайте отсюда, шельмы! Здесь касса, касса!»), а позже, до возрождения обители, была аптека. Теперь очень хорошо организванный музей. Нас приветливо встретили две девушки и провели экскурсию по всем экспозициям, которых три: «Блаженная Паша Саровская», «Келья батюшки Серафима» (воспроизведение), «Прием Государя и Государыни в 1903 г.» (комната, где это происходило).. От самой Паши сохранились предметы одежды (платье и рубашка – в ней она на самой известной фотографии) и икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Есть подробный рассказ о музее в журнале «Дивеевская обитель» 2014 (N1), к сожалению, именно этот номер оказался распродан.
С противоположной строны дома – музей «Дивеево в ХХ веке», в него мы попасть уже не могли, эти музеи работают с 12-00 до 15-00.
Дождались блина
Поскольку именины отца Александра пришлись на 7 марта, было решено 8 марта, по завершении всех мероприятий, отправиться в близлежащий (действительно, близ, в двух шагах от домика Паши Саровской) ресторан гостиницы «Московская», где заново поздравить дорогого батюшку и наконец-то, в гастрономическом смысле, начать Масляную неделю. Итак, за закусками и красным вином, за разговорами и тостами, мы ждали блинов. Их предвестниками явились красная икра и сметана. Но принесли нам ровно по одному блину на брата (сестру). Все же это было начало, т.к. блины были наконец-то блинами, очень хорошими.
Главное, однако, заключалось в следующем. Татьянинская часть серафимовской паломнической группы, в лице одной из активных представительниц, произнесла проникновенные слова – и в адрес отца Александра, и в плане неубывающей дружбы между нашими приходами. Это запало в душу.
Канавка на прощание. Так тихо!
За ужином есть не хотелось. А он нам причитался как оплаченный. Нас с Мариной выручило то, что мы смогли освободить небольшой контейнер и заполнить его картошкой и рыбными котлетами. Что же было делать, собравшись (что не заняло почти никакого времени)? «Пойдем пройдем по Канавке, без правила?» – сказала Марина. Там шли себе, и довольно медленно, наши паломники, читали правило, но у нас так не получилось бы, и мы прошли по левой стороне дорожки, стараясь не особо разговаривать. Небо было теперь темным и ясным! Соборы хорошо были видны. И от того, что было так тихо и так покойно, и так хорошо, очень не хотелось уезжать – как же было бы хорошо, в этой тишине и в этой ясности, тут, в Дивеево, остаться!
Водитель сказал: «Не вопрос»
Собирались в нижнем холле «Паломнического центра». Настроение у всех было настолько счастливое, что переросло в задорное. И когда водитель автобуса почему-то спросил «Куда едем?», то на волне этой задорности отец Александр и сказал: «В Псково-Печерский монастырь». Водитель тут же подхватил: «Не вопрос». Хороший человек – он легко согласился подбросить Аню Згурскую до Арзамаса-1. В силу каких-то перипетий при покупке билетов, Аня (единственная) ехала на другом поезде с другого Арзамаса. Мы все простились с ней и ставший огромным от ее единственности автобус повез Аню дальше.
В какую сторону Москва?
111-й поезд стоит в Арзамасе-2 две минуты. Номер пути объявляют за 10 минут. Хорошо, что было известно заранее, что нумерация вагонов будет с головы. Однако в какую сторону Москва? (чтоб нам заранее знать, куда пойти по платформе). Уверены не были. Догадались задать вопрос кассирше. Та показала большим пальцем правой руки вправо от себя. Ну хорошо. Наконец, объявили пятый путь, идти через тоннель. Вышли, пошли по платформе. Поезд же оказался длиннющий! Побежали, успели.
Андрей Мановцев