Начался пост – время воздержания и молитвы, говения и покаяния, дабы достойно причаститься Святых Христовых Таин и должным образом подготовиться к великому празднику Рождества Христова. Было время, когда считалось нормальным приходить на исповедь раз в год, а сейчас люди обычно исповедуются и причащаются намного чаще. Так насколько часто надо прибегать к этим Таинствам? Когда душа готова к исповеди? Об этом спросили на встрече в «Илиинской гостиной» в Черкизове протоиерея Максима Козлова, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятеля Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве:
Принципиально отказываюсь давать ответы на некоторые вопросы. И будем считать, что не нужно давать предписаний в этом смысле − люди разные, литургические практики разные, более того, один человек в разные периоды своей жизни может иметь разную литургическую дисциплину, разные побуждения к частоте исповеди и причастия. При этом он, конечно, должен следить за собой с тем, чтобы не разлениться.
Меня порой спрашивают, что правильней: причащаться часто или редко? Какая практика верней? Я обычно отвечаю таким людям: важно не то, часто или редко, а как. Важно благоговейно причащаться. И в случае относительно редкого, и в случае относительно частого причащения может быть и хорошо, и плохо.
Можно причащаться достаточно редко, как благочестивые люди в XIX веке, – в дни постов или еще когда-нибудь − но готовиться каждый раз ответственно, переживать исповедь и подхождение к Чаше как веху в твоей жизни, на литургическом пути и в церковно-богослужебном ходе. Это будет плодом, который ты будешь носить от одного причастия до другого. А можно причащаться редко из-за того, что просто лень готовиться. Поэтому ты откладываешь причащение с недели на неделю, с месяца на месяц: «Ну, а что сейчас поститься − все равно постом говеть и причащаться буду, зачем мне еще дополнительно сейчас»… И так далее.
То же самое и с частым Причащением Святых Таин. Можно причащаться часто, потому что душа просит, − ну не могу я в эти дни остаться вне… А бывает и так: ну, что я буду долго читать все эти каноны, то да се − я ведь уже как-то читал, и ладно. И вот человек молится как-нибудь и по-скорому, а то просто в машине диск воткнул по дороге в храм – мол, что-нибудь, да успею послушать, а священнику скажу: «Я сокращал сегодня молитвенное правило − сидя за рулем, посматривая по сторонам, а доехал быстрее, чем предполагал, вот все и не прослушал. Вот мое приготовление к Причастию».
И так может быть. Поэтому вопрос в том, как, а не насколько часто.
Приходы.Ру