Как часто надо причащать маленьких деток? Обычно отвечают: как можно чаще, каждое воскресенье. Посмотреть на этот вопрос с другой стороны предлагает протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве: а должно ли принятие Святых Христовых Таин превращаться для детей просто в привычку?
− Ответ, на самом деле, не такой очевидный, как может показаться. Сейчас среди родителей воцерковленных, христиан в первом поколении, распространены воззрения, что младенцев надо носить в храм каждое воскресенье. Очень не уверен, что так. И сейчас постараюсь объяснить, почему, причем не только в случае с причастием младенцев.
Во-первых, принесение младенцев родителями в храм каждое воскресенье означает одну практическую вещь: родители на богослужении не молятся. Родители с грудным младенцем или маленьким ребенком следят за тем, чтобы ребенку было комфортно, чтобы он не производил очевидного неблагочиния, то есть не кричал вопиющим образом в важные моменты богослужения, чтобы он не вспотел, если в храме жарко, чтобы его можно было оприходовать, если есть уже с чем. Это, между прочим, особая проблема для матерей. Поскольку, к счастью, в православных семьях зачастую не один ребенок растет, а два, три рождаются с не очень большими интервалами, молодая православная мама за этот период начального супружества, пока дети так часто идут один за другим, решительно может отучиться молиться на богослужении и вообще забыть, что такое церковная молитва.
И, кажется, куда более важно было бы, как только возраст ребенка позволит, выстроить график: ну, скажем, одно воскресенье вы идете в храм с ребенком или с несколькими маленькими детьми − причащать, второе воскресенье папа гуляет с коляской, а мама идет молиться на службу одна, без ребенка. Для нее это счастливейшее время. Она и так видит своего малыша так много и так часто и так много любви взаимной от мамы к нему и от ребенка к матери, что для нее эти два часа на литургии без ребенка пролетят, как миг. Следующее воскресенье мама подобным образом остается с ребенком, а папа идет на литургию. А если получится и на всенощную друг друга отпускать, когда время позволяет, это еще больше будет значить.
Молодые отцы, очень важно женам предоставлять такую возможность. Мы верим, что причастие дается каждому и взрослому, и маленькому человеку во здравие души и тела, но при этом ребенок, в отличие от нас, не грешит. Если Христос с ним соединяется в нынешнее воскресенье, это же не значит, что «концентрация» в ребенке соединения со Христом ослабеет, если мы принесем его в храм не в следующее воскресенье, а через два следующих.
В нас же с нашими грехами происходит акт отпадения от Церкви, о чем мы говорим в молитвах Таинства исповеди. С каждым актом мы несколько стеночку между собой и Церковью, между собой и Христом строим, но ребенок-то ее не строит, поэтому, в общем, нет никакой необходимости ребенка причащать так часто.
Ведь тут какая, иной раз подспудно высказываемая, увы, мысль вырастает: мол, причастие − это такое лекарство, чтобы ребенок не болел. Так спокойнее, так надежней. Мы сделали то, что до́лжно, он так здоровее будет, мы все правильно совершаем.
А потом, когда малыш чуть постарше становится, особенно когда входит в возраст даже относительной сознательности, ну почему всякое посещение храма у ребенка должно совпадать с причастием? Причастие же должно быть, особенно когда ребенок чуть-чуть начинает взрослеть, тем, к чему он идет. Вот, например, сегодня воскресенье, он вопиюще плохо вел себя утром и не хотел одеваться − «хочу быть дома, хочу фильм посмотреть, не пойду я в ваш храм» − бился в истерике, а мы потом ведем его причащаться. Но погодите. Ведь не магическим каким-то образом (тут я цитирую профессора Осипова) действует Таинство на человека – это значительно более глубоко.
А уж когда ребенок подходит к отрочеству, тем более причастие должно быть некоторым путем, который он проходит с неким осознанием, а не привычной частью распорядка дня: если воскресенье, то с утра храм – причастие, потом макдональдс, мультфильм, магазин − и домой. Не должно принятие Святых Христовых Таин становиться для ребенка привычкой.