Актуальные вопросы катехизации: ответы практиков

Задача организации и осуществления катехизического служения ставит перед настоятелем, катехизаторами-священнослужителями и мирянами, а также всей приходской общиной ряд вопросов, от ответа на которые зависят пути их решения и конечный результат.

Ниже приводится ряд таких вопросов:

  1. Какие аспекты практической катехизации находятся исключительно в ведении священника, миссионера/катехизатора, их обоих?
  2. На чем должны быть сделаны акценты при кратком оглашении?
  3. Как избежать формализма при изложении вероучения при кратком оглашении?
  4. Как мотивировать оглашаемых на дальнейшее воцерковление?
  5. Участие восприемников и родителей крещаемых детей в таинствах Исповеди и Евхаристии — необходимое условие или благое пожелание?
  6. На чем должны быть сделаны основные акценты при катехизической подготовке к Венчанию?
  7. Какой может быть катехизическая составляющая в пастырском слове при отпевании и при общении священнослужителя и мирян со скорбящими родственниками почивших?
  8. Как побудить взрослых крещаемых, венчающихся, а также родителей и восприемников детей к участию в жизни приходской общины?
  9. Как в процессе катехизации изменить потребительское отношение людей к Церкви?

На данные вопросы, основываясь на личном многолетнем опыте и глубоком осмыслении задач, содержания, трудностей, связанных с ведением катехизической деятельности, отвечают:

Архиепископ Петергофский Амвросий

архиепископ Петергофский Амвросий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских духовных школ;

Константин, епископ Зарайский

епископ Зарайский Константин, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской областной епархии, ректор Коломенской духовной семинарии;

прот. Максим Козлов

протоиерей Максим Козлов, первый заместитель Учебного комитета Русской Православной Церкви;

Священник Александр Усатов

протоиерей Александр Усатов, руководитель Образовательного центра при Донской Духовной семинарии, куратор направления «Катехизация» Отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии;

Прот. Евгений Худин

протоиерей Евгений Худин, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии;

протоиерей Евгений Горячев

протоиерей Евгений Горячев, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тихвинской епархии;

Протоиерей Игорь Груданов

протоиерей Игорь Груданов, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии;

Протоиерей Димитрий Карпенко

протоиерей Димитрий Карпенко, секретарь Губкинского епархиального управления, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Губкинской епархии;

Протоиерей Сергий Штурбабин

протоиерей Сергий Штурбабин, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии;

Иерей Роман Хлыбов

иерей Роман Хлыбов, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Улан-Удэнской епархии;

Алексей Пиличев

Пиличев Алексей Валерьевич, заведующий сектором катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.

Ответы представляют собой разные грани единого катехизического процесса. Священник и катехизатор-мирянин могут выбрать в приведенных ответах те точки зрения и советы, которые им ближе, и учесть их в осуществлении своего служения.

Какие аспекты практической катехизации находятся исключительно в ведении священника, миссионера/катехизатора, их обоих?

Архиепископ Петергофский Амвросий

Исключительно в ведении священника:

  • вопросы пастырского характера;
  • осуществление богослужебной практики (катехизация немыслима без участия катехуменов[1]в церковных службах, прежде всего — в литургии);
  • духовное руководство катехизаторской деятельностью на приходе.

Исключительно в ведении миссионера/катехизатора: квалифицированная помощь священнику в организации и проведении катехизации на приходе.

В ведении их обоих: все остальное (административные вопросы, составление плана катехизации, чтение лекций, ответы на вопросы, отслеживание возникающих проблем у катехуменов на пути воцерковления и немедленное реагирование на них, взаимодействие с епархиальным ОРОиК и пр.).

Епископ Зарайский Константин

Ответственность за дело катехизации на приходе целиком лежит на настоятеле. Настоятель либо сам ведет оглашение, либо поручает его своим помощникам. Важно, чтобы миссионер-катехизатор не был самостоятельной единицей, а был именно помощником, по долгу и по любви подчиняющимся настоятелю. Вопросы, связанные с покаянием, с организацией духовной жизни, должны быть в ведении пастыря. Научение в вере может вести мирянин-катехизатор. Полезными будут регулярные встречи священника с катехизатором для обсуждения сложных вопросов, в том числе, при необходимости, конкретных людей, без открытия тайны исповеди.

Протоиерей Максим Козлов

Мне представляется, что исключительно в ведении священника должны находиться вопросы, связанные с духовно-нравственной подготовкой к Крещению. Прежде всего, если речь идет о взрослых людях, это вопросы, связанные с подготовкой к исповедальной беседе, предваряющей совершение Крещения; побуждение человека к тому, чтобы хотя бы очевидные грехи против главных заповедей Божиих он осознал и понудил себя с ними бороться.

В ведении же миссионера-катехизатора можно оставить вопросы, связанные с вероучительной подготовкой. Рассказ о Священном Писании, обучение составу и принципам построения молитвенного правила, знакомство с начатками Закона Божия — все это вполне можно поручить и мирянину.

Протоиерей Александр Усатов

«Деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство».[2] В первую очередь это касается принесения покаяния на Исповеди и совершения покаянно-исповедальной беседы перед принятием Крещения, «целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов».[3] Ни мирянин, ни даже диакон не могут во время подготовительных бесед вторгаться в личную жизнь участников бесед. Нельзя предлагать пришедшим людям рассказать про свои грехопадения, надеясь дать советы в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Несомненно, искренний человек во время подготовительной беседы может раскрывать перед катехизатором-мирянином свой жизненный путь. Но катехизатор не может ожидать от людей такой открытости и уж тем более требовать исповедания ими своих грехов.

Катехизатору не следует давать участникам огласительных бесед советы по разрешению семейных и иных глубоко личных ситуаций, предоставив это священнику-пастырю.

Протоиерей Димитрий Карпенко

Окончательное решение о том, возможно ли Крещение оглашаемого или следует отложить совершение таинства, должно приниматься священником. В том случае, если катехизация проводилась миссионером-катехизатором, это решение должно быть обоюдным, но мнение священника — все же определяющим.

К исключительной компетенции священника относится в том числе и проведение исповедальной беседы перед крещением взрослых оглашаемых.

Протоиерей Евгений Худин

Деятельность катехизатора-мирянина ограничивается теоретически-информативным полем. Он проводит огласительные беседы, отвечает на возникающие у слушателей вопросы.

Особенностью священнических бесед является тема духовной сферы человеческой жизни. Священник может затронуть вопрос периодичности участия катехуменов, восприемников, родителей крещаемого в таинстве Евхаристии и Покаяния, а также вопрос периодичности их участия в богослужении. Конечно же, для того, чтобы дать подобные рекомендации, необходима личная беседа священника с вопрошаемым.

Протоиерей Евгений Горячев

Так называемая «покаянная беседа», предшествующая Крещению и по сути завершающая весь период оглашения, должна находиться в ведении только священнослужителей. Во всех остальных вопросах принципиальное отличие или даже простое дифференцирование миссионерско-катехезических статусов вряд ли оправдано.

Протоиерей Сергий Штурбабин

Если приход многоклирный, и есть относительно свободное духовенство, то желательно, чтобы дело катехизации мирянам не передавалось. Исходя из опыта Древней Церкви, катехизация — сфера непосредственной ответственности духовенства, в том числе и епископов. Там, где такой возможности нет, миряне могут привлекаться к организации и ведению огласительной работы, но под постоянным контролем настоятеля. При этом катехизаторы-миряне должны в курсе бесед ограничиваться разъяснением теоретического материала, касающегося веро- и нравоучения Православной Церкви. В непосредственном ведении священника должна оставаться тема правильной организации духовной жизни. Такого рода наставления в огласительном курсе должны непосредственно предшествовать исповедально-покаянной беседе.

Иерей Роман Хлыбов

Если исходить из практики нашего региона, то у нас священник ответственен непосредственно за процесс воцерковления новообращенного (его участие в таинствах, приходской жизни). В ведении миссионеров-катехизаторов находятся общие вопросы церковной жизни, устройство церкви, Декалог, Символ веры, понятие о таинствах, Священное Писание и Предание. Как правило, катехизаторы эти вопросы разбирают или на огласительных беседах или на курсах длительной катехизации для вновь крещенных. Совместно священник и катехизатор разбирают мотивы Крещения. По практике нашего региона это крайне важно, поскольку у нас многонациональный регион, много самых разнообразных верований, и в итоге человек из этих религиозных течений и верований составляет свой симбиоз, с которым и приходит в православный храм. Также священник и катехизатор совместно участвуют в тайноводстве, ознакомлении людей со смыслом и значением таинств для их духовной жизни.

На чем должны быть сделаны акценты при кратком оглашении?

Архиепископ Петергофский Амвросий

  1. На том, как важно пройти полноценный путь воцерковления, который невозможен без длительной катехизации.
  2. Необходимо привлечь внимание к теме «Православная Церковь», мотивировать человека, чтобы он захотел разобраться в этом вопросе.
  3. Насколько это возможно, объяснить смысл существования Церкви и таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. В зависимости от располагаемого времени, раскрытие этой темы может представлять из себя рассказ в образах или уже с какими-то началами богословия.
  4. У прошедших краткое оглашение должно остаться ощущение, что их в Церкви ждут, причем с любовью и радостью.

Любое серьезное дело требует подготовки. Краткое оглашение — это не подготовка, а лишь самое начало подготовки. Невозможно представить себе человека, который считает себя грамотным, но не знает даже таблицу умножения или знает не все буквы. Церковь не предлагает человеку стать профессиональным богословом. Но азы церковной грамотности так же важны, как и грамотность математическая, языковая и пр. Если я хочу называть себя христианином, вполне логично, что я буду знать какие-то базовые вещи о христианстве. Иначе это будет не христианство, а самая настоящая профанация. Не бывает грамотного человека, не умеющего читать и производить (пусть и несложные) математические расчеты. Точно так же не должно быть христианина без понимания церковной жизни. Для этого тоже нужно время. Как невозможно дать азы математики и русского языка за два дня, так невозможно сделать это с азами православия.

Епископ Зарайский Константин

Краткое оглашение должно преследовать следующие цели:

1) согласие человека с Верой и сознательное исповедание себя Православным христианином;

2) желание продолжить знакомство с Верой;

3) желание начать жизнь по Вере.

Протоиерей Евгений Худин

При кратком оглашении основные акценты должны быть сделаны на:

  • осознанном понимании и подходе к таинству Крещения, его смысле и значении;
  • готовности следовать за Христом, исполняя Его заповеди, меняя (исправляя) свою жизнь;
  • основных понятиях христианской жизни (заповеди Божии, девять заповедей блаженств, нравственный закон (Мф. 5–7), Символ веры).

Протоиерей Максим Козлов

Я думаю, что очень важно в кратком оглашении правильно расставить приоритеты с самого начала, а именно: объяснить человеку, что главным фундаментом христианства является Священное Писание, а в Священном Писании — Новый Завет, а в Новом Завете — Евангелие. И, прежде всего, по Евангелию и по тому, что там сказано, следует строить впоследствии свою жизнь и проверять себя. По отношению же к Преданию важно свидетельствовать, что оно есть расширение и толкование Священного Писания. Это — Священное Писание, продолжающееся в последствующей жизни Церкви, и оно должно быть с ним согласно. В отношении Предания также важно расставить приоритеты: это основные принципы вероучения, молитвенной, богослужебной жизни и духовно-аскетические правила.

Протоиерей Александр Усатов

За неимением времени внимание следует уделить сущности религиозной жизни — отношениям человека с Богом: Бог — «Кто» или «что»? Безликая энергия или Личность? Стоит спросить пришедших людей, как они себе представляют замысел Божий о человеке. Зачем Бог сотворил человека? Какого рода отношения Он предлагает людям?

Некоторые участники огласительных бесед признаются, что их «устраивает» существующий религиозный, а точнее — нерелигиозный статус («мы не фанатики», «у нас Бог в душе» и т. д.). Таким людям стоит напомнить, что религиозный опыт представляет собой взаимоотношения Бога и человека, поэтому вместо самоуспокоения полезнее попытаться понять, каково отношение Самого Господа к степени их церковности.

При поиске ответов на эти вопросы собравшимся людям можно предложить рассмотреть икону преп. Андрея Рублева «Святая Троица». Даже краткий анализ богословских смыслов, явленных в этом образе, поможет невоцерковленному человеку сформировать в своем сознании важнейшие догматы христианства и постичь суть церковной жизни:

  • Бог есть единение и общение трех Личностей;
  • человек изначально призван к общению с Богом, к единству с Ним;
  • чтобы спасти человека, Сын Божий готов принести Себя в Жертву (стать Агнцем Божиим);
  • любовь Бога и Его призыв войти в общение Лиц Троицы обращено к каждому человеку;
  • ответная любовь человека к Богу проявляется в искренней молитве, благодарении и принятии от Самого Бога Святой Чаши — Таинства Причащения.

Эти же смыслы можно раскрыть через толкование образа Христа, Который стучит в дверь: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). В этой строке Священного Писания кратко описана не только исходная отчужденность людей от Бога (Христос за дверью), но и Его желание восстановить союз с каждым человеком. Призыв открыть дверь указывает на усилие воли и готовность покаявшегося человека принять Христа в свою жизнь. Вечеря со Христом — Божественная Литургия.

Обозначим задачи краткого оглашения:

  • помочь человеку стать учеником Христовым;
  • раскрыть суть церковной жизни как переживание опыта встречи с Живым Богом;
  • описать важность усилий человека, его открытости Богу и готовности изменять свою жизнь.

Решение этих задач поможет участнику огласительной беседы выправить вектор своей религиозности, не допустить распространенных ошибок воцерковления и вдохновиться для дальнейшего приобщения к церковной жизни во всех ее формах.

Протоиерей Евгений Горячев

Думаю, что в этом случае катехизатор должен, прежде всего, обратить внимание слушателей на личность Спасителя, преподать оглашаемым элементарные навыки христианской морали, а также засвидетельствовать о необходимости сохранения их связи с Церковью, после того как они крестятся.

Протоиерей Димитрий Карпенко

Необходимо обращать внимание, что это именно краткий формат оглашения, и человек призывается к большему, по сравнению с тем небольшим объемом информации, который оглашаемый успевает усвоить. Жизнь православного христианина — это процесс, при котором невозможно сказать, что я уже достиг определенного результата и большего развития мне не нужно.

Оглашаемый должен четко и недвусмысленно выразить свое желание жить согласно вере Церкви и быть готовым к дальнейшему научению, а также принимать посильное участие в жизни конкретной приходской общины.

Разумеется, крещение взрослого человека возможно лишь в том случае, если он имеет веру во Христа как Истинного Бога, принимает заповеди и с покаянием за прошлую жизнь вступает на новый путь христианского свидетельства.

При крещении младенцев подобное намерение должно быть осознанно засвидетельствовано родителями ребенка и его крестными.

Протоиерей Сергий Штурбабин

Катехизатор должен расположить к себе собеседника. Установление тесного душевного контакта сможет с избытком покрыть проблему нехватки времени в освещении важных вопросов церковной догматики и нравоучения. Такой подход также будет содействовать последующему воцерковлению катехумена. Что касается тематики бесед, то она определяется Символом веры.

А. В. Пиличев

При кратком оглашении главный акцент должен быть сделан на свободе выбора христианина между добром и злом по критериям православия: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30:15, 19–20).

Постоянство этого выбора по критериям православного мировоззрения — главное, что должен уяснить оглашаемый человек.

Как избежать формализма при изложении вероучения при кратком оглашении?

Архиепископ Петергофский Амвросий

У слушающего не должно быть ощущения, что ему читают лекцию. Это должна быть доверительная и в то же время очень важная в его жизни беседа. Объяснять все необходимо на доступном и понятном языке. Использовать образы, сравнения и примеры из жизни.

Епископ Зарайский Константин

Катехизатор должен быть заинтересованным человеком, осознающим важность своего дела. Не нужно стесняться своей веры, бояться говорить твердо о Вере. Нужно готовиться к своему делу, повышать уровень своей компетентности. Не стоит забывать и о молитве Богу перед началом каждой беседы — о себе и о том, с кем предстоит вести разговор.

Необходимо уметь говорить о Вере, сообразуясь с особенностями каждого человека.

Протоиерей Максим Козлов

В данном случае все будет зависеть от личности того, кто этим занимается. Никакие инструкции не помогут избежать формализма, если дело будет исполняться как тягостная обязанность или просто как способ зарабатывать деньги и выполнять какие-то административные функции. Представляется также важным в тех случаях (а мне кажется, их сейчас большинство), когда это возможно, не собирать оглашаемых в большие группы. Лучше, может быть, и вообще не собирать в группы, а проводить оглашение с каждым индивидуально или в группах с минимальным количеством участников. Предположим, такой группой могут стать родители и восприемники, если речь идет о крещении младенца. С ними, вероятно, можно побеседовать и вместе на каком-то этапе, если уровень их предварительной воцерковленности определяется как сходный.

Протоиерей Александр Усатов

Формализм часто проявляется при потере личностного измерения оглашения, когда вместо собеседования с каждым участником встречи оно превращается в публичную лекцию. Оглашение может быть построено только на основании искренних и доверительных отношений с людьми. Катехизация должна быть встречей и диалогом, а не монологом катехизатора. Подготовку оглашенных ко Крещению целесообразно проводить не в форме преподавания лекционного материала о христианстве и пассивного слушания, а в более эффективной с педагогической точки зрения живой беседе с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни (притч) или исторических событий, поясняющих основные истины веры.

Формализм проявляется и при выдаче документа о посещении огласительных бесед безо всякого выяснения отсутствия препятствий к совершению Крещения.

Протоиерей Евгений Худин

Есть формализм или его нет — проследить непросто. Прежде всего, все зависит от самого катехизатора. Как и насколько ответственно он подходит к этому служению. Здесь можно говорить о «выгорании» катехизатора. Тем более, если он несет это служение достаточно долго, его беседы могут начать превращаться в просто «хорошо заученный текст». Думаю, что в таких случаях ему самому (катехизатору) необходимо чаще причащаться Святых Христовых Тайн, бывать на исповеди, беседовать со своим духовником.

Протоиерей Евгений Горячев

«Все жанры хороши, кроме скучного», это во-первых.

Кроме того, опасно от оглашаемых чего-то требовать, особенно в самом начале подготовки (как пришли к нам, так и уйдут, а мы угасим «лен курящийся» и доломаем «надломленную трость»). Но можно заинтересовать, объяснить, почему, например, Библия является для христиан священной книгой, вследствие чего с ней очень даже стоит ознакомиться.

По ходу такого разговора можно зачитать вслух несколько ярких библейских сюжетов и дать им необходимую, лучше семантически разноуровневую интерпретацию. Такая методика, прежде всего, «притянет» слушающих к Божьему Слову и в то же время даст им понять, что Библия намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Педагогический материал, отбираемый катехизатором, может быть самым разным (например, творение и назначение человека, грехопадение, избрание Авраама, Декалог, религиозные взлеты и падения Давида, некоторые псалмы и пророчества, Благовещение, искушение Иисуса в пустыне, фрагменты Нагорной проповеди, отдельные евангельские притчи и чудеса и т. д.; даже родословие Христа, при известном навыке, может быть преподано как существенный огласительный текст). Главное, чтобы человек этим материалом владел, и владел творчески.

Протоиерей Сергий Штурбабин

Это во многом зависит от личных качеств катехизатора. Конечно же, уровень теоретической подготовки и педагогический опыт тоже важны, но отсутствие личного интереса, безразличное отношение к собеседникам, восприятие своего служения как повинности не позволят достичь желаемого результата. Поэтому с особой степенью ответственности надо подходить к выбору кандидатов на должность катехизаторов. Это должны быть люди в высшей степени порядочные, благочестивые, ответственные.

Протоиерей Игорь Груданов

Использовать для иллюстрации при изложении православного вероучения метод ассоциаций, притч, а также свидетельства святых, изложенные в их наследии.

Протоиерей Димитрий Карпенко

Необходимо говорить живо, общаясь с человеком непосредственно, а не по заученному тексту. Каждая беседа может стать индивидуальной, в зависимости от внутреннего расположения обращающихся.

Иерей Роман Хлыбов

Для этого необходимо периодически менять катехизаторов или давать им отдохнуть, поскольку со временем они профессионально «перегорают». Другой момент, что такое послушание должен нести человек, который в храме не один год, а как минимум три или четыре. Естественно, это должен быть «горящий» человек, который постоянно развивается, накапливает опыт. В городских храмах нашей епархии, насколько мне известно, как минимум по два катехизатора, которые периодически сменяют друг друга при проведении оглашения.

Как мотивировать оглашаемых на дальнейшее воцерковление?

Епископ Зарайский Константин

Хорошо бы начать с себя. Зачастую наш вид и наше поведение не являются проповедью для приступающих к таинству Крещения.

Думаю, что человеческие возможности в деле мотивации к христианской жизни весьма ограниченны. Призывать надо! Молиться за оглашаемых надо (вот где полезна ектения об оглашенных на Литургии)! И надеяться на помощь и милость Божию!

Протоиерей Максим Козлов

На дальнейшее воцерковление оглашаемых может мотивировать атмосфера жизни прихода. Если люди видят по отношению к себе открытость и расположение; если, оказываясь в храме Божием, они замечают, что люди общаются друг с другом несколько иным образом, чем это среднестатистически происходит между коллегами на работе, в транспорте или иных бытовых жизненных ситуациях, то это само по себе найдет отклик в душе человека.

Протоиерей Александр Усатов

Пришедших на подготовительную беседу людей следует встречать с радушием и искренностью.

Важно понимать, что эти краткие встречи не самодостаточны, что за несколько часов невозможно изменить мировоззрение нецерковных людей.

Это ограниченное время стоит потратить на установление доверительных отношений и стремиться не надиктовывать участникам бесед новую информацию (людей отвращают нравоучения), а пытаться поделиться с ними тем, что иеромонах Серафим (Роуз) называл «вкусом истинного Православия». По словам митрополита Сурожского Антония, лишь тот сможет обратиться ко Христу, кто увидит на лице хотя бы одного человека «сияние жизни вечной».

Заканчивая огласительную беседу, катехизатору следует приглашать собравшихся на внебогослужебные беседы, посвященные изучению таинств и обрядов (тайноводство), посещая которые, новообращенные христиане смогут полнее приобщиться к богослужебной и таинственной жизни Церкви.

Протоиерей Евгений Худин

Скорее всего, мотивация оглашаемых во многом зависит, опять-таки, от катехизатора: насколько интересная будет беседа, как будет вести себя катехизатор, насколько он компетентен в вопросах веры. После беседы он должен пригласить оглашаемых в воскресную школу для взрослых, если такая есть на приходе; проинформировать о том, что при приходе есть воскресная школа для детей; сделать анонс, если хотите. Если же школы для взрослых нет при приходе, где проходит встреча, — порекомендовать расширить знания о православной вере, христианстве в целом в православных центрах, которые наверняка есть в епархии.

Протоиерей Евгений Горячев

Во-первых, разговором на тему о том, что библейская заповедь о «седьмом дне» по сути точно такая же, как и всякая другая заповедь Божия…

Во-вторых, помня о том, что любой учитель так или иначе формирует своих учеников. Даже если человек, «рождающий в слове» новых членов для Церкви, и не говорит: «подражайте мне, как я Христу», то все равно люди, проводящие с ним большое количество времени, осознанно или неосознанно подражают именно ему. Так что не только к будущим клирикам, но и к катехизаторам из мирян вполне относятся слова апостола: «Образ буди верным: словом, житием, любовию…» (1 Тим. 4:12).

Протоиерей Димитрий Карпенко

Подобная мотивация возможна лишь в том случае, если приход может предложить какие-либо варианты дальнейшего воцерковления. Если священник уже имеет подобный опыт, и этот опыт зарекомендовал себя как успешный, то это и будет лучшей мотивацией для дальнейшего научения.

Протоиерей Игорь Груданов

Через вовлечение в общинную жизнь православного прихода, участие в деятельности воскресных школ для детей и взрослых, церковное служение, личное общение со священником.

Протоиерей Сергий Штурбабин

Тот, кто узнает ответ на этот вопрос, будет подобен апостолам. Личный пример святости и благочестия — вот единственное средство, способное любого человека побудить к духовной жизни. На это должен настраивать себя любой священно- и церковнослужитель при несении церковного послушания, в том числе и катехизатор.

Иерей Роман Хлыбов

«Глаголом жечь сердца людей», как писал Александр Сергеевич. А если точнее, то собственным примером, любовью к людям. Как правило, люди, приходящие на огласительные беседы, в первую очередь видят катехизатора, и для многих Церковь начинается именно с него. Поэтому катехизатор должен быть достойным примером.

А. В. Пиличев

Обращать их внимание на многогранность и «комплексность» христианской жизни. Крайне важно, чтобы приходская жизнь включала в себя участие в богослужениях и таинствах, разнообразное общение в группах прихожан по интересам, индивидуальное общение с приходским психологом по личным проблемам, возможность участвовать в приходских проектах, которые не следует ограничивать лишь социальным служением.

Участие восприемников и родителей крещаемых детей в таинствах Исповеди и Евхаристии — необходимое условие или благое пожелание?

Архиепископ Петергофский Амвросий

На практике — благое пожелание. Практически всегда священник принимает решение — крестить или нет. Катехизатор может лишь посоветовать, исходя из результатов беседы с ними. Но священники — люди очень разные, с разными требованиями в отношении к минимальному уровню участия в богослужениях восприемников и родителей крещаемых детей. Но должно быть — необходимое условие!

Епископ Зарайский Константин

Только благое пожелание. Недобровольное принятие таинств Церкви не является благочестивым делом. Вообще, все священники должны с крайней осторожностью и осмотрительностью подходить ко всяким идеям, связанным с принуждением.

Протоиерей Максим Козлов

По отношению к восприемникам, думаю, абсолютно необходимое условие, потому как что же это за восприемник, который отказывается исповедоваться и причащаться или которому нужно еще пройти определенный жизненный путь для того, чтобы дорасти до Исповеди и Причастия? Тут уж лучше меньше, да лучше. По отношению к родителям я бы сказал, что речь может идти хотя бы об одном из родителей, который выступает инициатором Крещения. В крайнем случае, наверное, можно ограничиться их отчетливо выраженным согласием на то, что христианским воспитанием их детей преимущественно будут заниматься восприемники, если сами они к тому не готовы. Но эту ситуацию следует рассматривать как исключение, подходить к ней с особым вниманием и не расширять подобного рода случаи без нужды.

Протоиерей Александр Усатов

В документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» сказано, что «уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии».[4]

Отказ от участия в таинствах Церкви является признаком нецерковности человека (отпадения от Церкви), что может являться препятствием для участия конкретного кандидата в восприемники в Крещении ребенка или даже поставить под сомнение возможность Крещения ребенка (например, если его родители фактически неверующие). Ведь «условием крещения младенца ставится его воспитание в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и таинствах».[5]

Протоиерей Евгений Худин

Заставлять восприемников и родителей крещаемых детей прийти в храм для того, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, — недопустимо. Если это происходит — печально. Кроме отвращения от Церкви как от Тела Христова, у людей от этого ничего не будет. Возможно, они придут в храм и приступят к этим таинствам, но сделано это будет «для галочки». Такого допускать нельзя. Священники и катехизаторы-миряне могут порекомендовать прибегнуть к Исповеди и Причастию. Утверждать же, что это обязательное условие, ключ, если хотите, к таинству Крещения, означает говорить неправду. После нашей беседы человек сам должен прийти к пониманию, что это необходимо для его духовного роста.

Протоиерей Евгений Горячев

Думаю, все же благое пожелание. Как говорится: «если хочешь», притом, что это надо… Во всяком случае, во внешней артикуляции данных вопросов должно звучать больше вдохновляющего призыва, нежели устрашающего долженствования.

Протоиерей Димитрий Карпенко

В идеале необходимым условием для крещения новорожденных является христианская жизнь их родителей. Если родители являются членами приходской общины, регулярно посещают богослужения и принимают участие в таинствах, то нет нужды предъявлять какие-либо дополнительные требования.

Учитывая, что подавляющее большинство обращающихся к Церкви для крещения детей не являются членами приходских общин, подобное требование может стать побуждающим фактором для изменения своих церковных приоритетов, но не должно становиться непреодолимым препятствием для крещения младенцев.

Протоиерей Сергий Штурбабин

В современных условиях, учитывая уровень церковности людей, считающих себя православными, мы не можем выдвигать требований об обязательном участии родителей и восприемников в таинствах Исповеди и Причастия. Краткие курсы бесед очень часто не являются достаточными для того, чтобы достучаться до человеческого сердца. А без должного душевного настроя, без искреннего покаяния причащаться нельзя. Поэтому пока только благое пожелание.

Иерей Роман Хлыбов

Конечно, в идеале участие в таинствах, тем более осознанное, — необходимое условие, но, к сожалению, в данное время это благое пожелание. Почему? Потому что участие в таинствах должно быть понятно человеку, он должен понимать, зачем он это делает, хотеть этого. А зачастую бывает так, что катехизатор на беседе сказал про таинства Исповеди и Евхаристии, а люди и пошли, не осознавая, куда и зачем пошли. Пока мы в епархии стараемся держаться такой позиции: участие взрослых людей в таинствах Исповеди и Евхаристии должно быть добровольным и осознанным.

На чем должны быть сделаны основные акценты при подготовке к Венчанию?

Архиепископ Петергофский Амвросий

В зависимости от того — состоит ли пара в браке или еще нет.

До брака — предложить им молиться, в том числе просить Бога проявить Свою волю в отношении брака этих двух людей. Если удивятся: «Зачем молиться?» — тогда явно разговор должен быть начат с самых азов православной веры. На катехизацию! И только после нее — венчание.

Также необходимо вкратце рассказать о православном видении явления брака: любовь — это не только потрясающие эмоции, но главное — жизнь друг для друга, полное духовное взаимопроникновение. Тогда благословленная Богом телесная близость дает удивительных детей. Рожденные в настоящей любви дети сами источают любовь ко всему миру. Можно прочитать «гимн любви» (1 Кор. 13).

Брак — это навсегда. Раньше на Руси нередки были примеры: когда умирал кто-то из супругов, другой уходил в монастырь (если, конечно, дети были уже взрослыми).

Важно вместе причащаться! Семья — малая Церковь.

Епископ Зарайский Константин

Зачастую приходящие к таинству Венчания недалеко ушли от готовящихся к таинству Крещения. Поэтому хорошо, когда в итоге беседы брачующиеся признают себя Православными христианами, желающими жить по Вере.

Катехизатор может, оттолкнувшись от текста последования таинства, рассказать об основных принципах христианской жизни в семье.

Протоиерей Евгений Худин

Думается, что здесь актуально все то же, что и для таинства Крещения, только необходимо поднимать следующие вопросы:

  • смысл церковного брака;
  • обязанности брачующихся;
  • семья как малая Церковь;
  • что есть любовь (по апостолу Павлу).

Протоиерей Игорь Груданов

Семья как:

  • благоприятная среда для спасения Богом человека;
  • подвиг служения Богу и друг другу;
  • малая Церковь.

Протоиерей Максим Козлов

Акценты должны быть сделаны на различии, которое есть между светским пониманием брака как рода общественного договора, который заключается на неопределенный срок и выполнение которого связано с доброй волей двух сторон, и христианским пониманием брака, которое предполагает союз двух людей, пожизненный (за редчайшими исключениями, о которых можно при необходимости упомянуть). Важно также обращать внимание готовящихся к венчанию на то, что люди, вступающие в христианский брак, тем самым берут на себя неизмеримо бóльшую ответственность, чем просто получающие штамп о гражданской регистрации в паспорте.

Протоиерей Евгений Горячев

Основное внимание должно быть уделено разговору о сути брачной жизни и тех трудностях, которые этому сопутствуют. Скажем, вполне уместен разговор о том, как влюбленность становится любовью (Иаков и Рахиль) и, наоборот, как она ею не становится, переставая, без правильного отношения к чувствам, быть даже влюбленностью (Амнон и Фамарь).

Протоиерей Димитрий Карпенко

Ключевыми моментами являются: нерасторжимость брачного союза, верность друг другу до конца своих дней, ответственность за рождение и воспитание детей.

Протоиерей Сергий Штурбабин

Основной темой должен служить призыв к сохранению чистоты брака. Супружеские верность, самоотдача, жертвенность, терпеливое перенесение взаимных недостатков — вот то, о чем необходимо говорить в первую очередь. Крайне желательным представляется назначение ответственными за проведение бесед с венчающимися прихожан с положительным многолетним опытом семейной жизни.

Иерей Роман Хлыбов

Особое внимание следует обратить на мотивацию, поскольку Таинство — не панацея от болезней, ссор и прочего негатива. То есть должно быть осознанное участие в таинстве. Также при подготовке следует сказать о том, что семья — это малая Церковь, в которой глава — муж, как Христос во главе Церкви, а жена подобна невесте Христовой.

А. В. Пиличев

На духовном соработничестве супругов и помощи жены мужу в его служении (восприятие работы мужа как служения, жена в этом помощница).

Какой может быть катехизическая составляющая в пастырском слове при отпевании и при общении священнослужителя и мирян со скорбящими родственниками почивших?

Епископ Зарайский Константин

Важно избегать всякого обличения, как умершего, так и его близких. Священник не поставлен быть судьей над людьми. Священнику нужно самому усердно молиться об усопшем, о прощении его грехов и даровании ему Царства Небесного. Главная тема для проповеди и бесед — путь человека к Богу, как в этой жизни, так и после нее. Время после смерти человека для его близких — это время прощения обид, время сугубой молитвы и доброделания в память об усопшем.

Протоиерей Максим Козлов

Безусловно, совершение заупокойного богослужения, чина отпевания, есть та ситуация, в которой священник просто обязан оказаться не требоисполнителем, а добрым пастырем, хотя бы в какой-то мере состраждущим людям, провожающим своего дорогого и близкого человека, и умеющим их поддержать и утешить.

Первой и важнейшей катехизической составляющей должно быть неспешное благоговейное совершение самого чина отпевания, которым, особенно когда речь идет о людях, самому священнику не знакомых, клирик может начать через годы служения тяготиться, от которого может начать уставать. Важно гнать от себя это искушение и помнить, что для предстоящих и молящихся родственников и друзей это действительно проводы человека в путь всея Земли, последняя с ним здесь, на Земле, встреча, которую никак нельзя проводить в ускоренном формате или с внутренним небрежением.

Допускаю, что, если священник на этом богослужении видит людей явно малоцерковных, он может в иные моменты коротко прерываться и пояснять, чтó сейчас совершается: сказать о смысле прочитанного апостола и Евангелия, о том, что такое стихиры на целование, о других важнейших частях службы. И, безусловно, добро было бы в тот или иной момент — во время ли чина (скажем, после Евангельского чтения) или по окончании отпевания обратить пастырское слово утешения, прежде всего, с указанием на нашу крепчайшую веру в жизнь вечную и грядущее всеобщее воскресение, в то, что это не метафора, не род психологического утешения для скорбящих, а именно основа нашей веры в то, что мертвые воскреснут во Христе Иисусе Господе нашем. Уместно будет сказать и о том, что наша связь с ними не прерывается вовсе, и то, что сейчас мы можем для них сделать, — это, в первую очередь, не поминки, не устроение благолепных надгробий и иное, а наша за них молитва. При этом молитва о их доброй загробной участи, о упокоении, и в том числе молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к ангелам, чтобы у нас на душе, на сердце сохранялось это ощущение близости нахождения рядом с нами наших усопших.

В случае, если мы видим не самую регулярную ситуацию — кончину или трагическую гибель ребенка или молодого человека, — уместно будет напомнить о непостижимых, недоведомых нам путях Промысла Божия. Даже если нам сейчас не всегда возможно понять, почему так произошло, верой мы должны побуждать себя принять эту волю и крепко верить, что даже за попущением ранней, неожиданной или трагической, по-человечески говоря, смерти не может не быть воли Божией, желающей этому человеку главного — спасения в вечности.

Протоиерей Евгений Худин

Слово на погребение — непростое, но плодородное поле для просветительской деятельности. Поскольку утеря близких переносится очень тяжело, так что все происходящее воспринимается особенно остро, и, как правило, единственное, на что хватает ментальных сил родственников, — это технически устроить похороны, то здесь особенно важно напутствие священником скорбящих, чтобы заронилось хоть малое зерно.

К тому же при обычной окамененности сердца и сознания современного человека его скорбь, которая как бы накладывается дополнительным слоем, в одном случае может удобрить почву для принятия Благой Вести, а в другом — еще сильнее отдалить человека и оглушить его.

Поэтому в каждой ситуации нужно смотреть на состояние человека. В общем, беседе стоит придать характер утешения. Здесь следует сказать о том, что земная жизнь — еще не конец, но фактически только начало жизни вечной, поэтому нужно молить Бога за усопшего (не просто механически вычитывать молитвы, как абстрактное действие, в никуда, но акцентировать тему личностного общения с живым, чувствующим и стремящимся к диалогу Богом). Также стоит обратить внимание на то, что Бог милостивый; говорить о Его Любви, о том, что Он Сам есть Любовь, — о чем, к сожалению, среднестатистический православный («прохожанин») не знает и не помышляет.

Наверняка будут заданы вопросы, касающиеся сорокоустов, панихид и прочих вещей, которые нередко воспринимаются людьми чисто поверхностно или, что еще хуже, как духовный налог на смерть. Не стоит намеренно поднимать эту тему, но если она всплывет, то это станет хорошим поводом разрушить современный стереотип о Церкви как о бюро духовных услуг и, если позволит время и обстоятельства, оттолкнуться от этой темы и поговорить в целом о Церкви как о живом организме. Здесь стоит подчеркнуть, что ваш собеседник является непосредственным Ее членом.

Как побудить взрослых крещаемых, венчающихся, а также родителей и восприемников детей к участию в жизни приходской общины?

Архиепископ Петергофский Амвросий

Церковь — это не просто собрание каких-то людей, вместе приходящих на службу в храм. Точно так же, как мы вечером после работы приходим домой не просто для того, чтобы утром снова разбежаться по делам, так и в Церкви — малознакомые люди становятся близкими друг другу, даже родными (не по крови, но по духу), потому что их сближает Сам Христос. Точно так же, как и в семье — малой Церкви — мы живем, отдавая себя друг другу, так же и в большой Церкви мы отдаем себя. В отдаче себя и заключается смысл жизни. А в конкретном храме всегда найдутся живые дела: ремонт храма, воскресная школа, детские праздники, пойти к кому-то в больницу, кого-то нужно куда-то подвезти и т. д. «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

В каждом храме есть какая-нибудь своя специфическая особенность. Этим тоже надо уметь пользоваться, привлекать внимание к чему-то необычному. Например: «Наш храм — совсем новый. Давайте создадим актив верующих, сами наладим нашу жизнь, сделаем ее такой, как мы это хотим, но по благословению наших священников! У нас будут такие-то кружки, такие-то поездки», и т. д.

Можно сказать и так: «В Церкви отношения между людьми складываются немного на других принципах, нежели в миру. Та неискренность в отношениях, погоня за „успехом“, озлобленность, которые воспринимаются в миру как норма, не имеют места в церковной жизни. Приходите к нам!»

Епископ Зарайский Константин

С одной стороны, неплохо, когда мы используем внешние методы для побуждения к участию в церковной жизни (как примеры: приглашать в группы храма в соцсетях, сообщать о событиях в жизни храма, о церковных праздниках, напоминать восприемникам о необходимости причащать младенцев, пригласить в воскресную школу и т. п.).

С другой стороны, необходимо помнить, что призвание человека к Богу — это тайна Домостроительства Божия. Не всегда Богу угодно, чтобы именно через нас человек пришел к жизни по Вере. Поэтому нужно быть очень тактичным и молитвенным в деле миссии.

Протоиерей Максим Козлов

Мне кажется, что этот вопрос в значительной мере пересекается с четвертым: «как мотивировать оглашаемых на дальнейшее воцерковление», ибо собственно воцерковление и подразумевает включение в жизнь той или иной приходской общины. Впрочем, я бы здесь сказал скорее о том, что не нужно передавливать с активностью. Людей, входящих в жизнь прихода, не нужно сразу записывать в кружки, в паломничества, в миссионерские поездки, в социальную деятельность интенсивным образом. Кого-то испугает сам напор, как слишком активные продавцы в магазинах пугают покупателей, которые, может быть, в иных случаях что-нибудь и приобрели бы. Возникает ощущение навязывания. С другой стороны, человеку важно приобщиться в Церкви к главному — к жизни таинств, богослужению и молитве, а уже вслед за этим могут естественно произрасти и какие-то внешние виды активности на приходе.

Протоиерей Александр Усатов

Говоря об этом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает: «В ходе бесед люди должны слышать не только разъяснение Символа веры и таинства Крещения, но и слова о важности Исповеди, Причащения, о жизни в приходе, о том, как можно в ней участвовать. О том, что приход — это община, и, крестясь, они входят в эту общину и вводят в нее своего младенца. И если беседы построены правильно, интересно и убедительно, многие из тех, кто проходят оглашение, захотят большего непременно: они захотят прийти в храм и продолжить общение со священником».

Но усилия даже самого приветливого катехизатора увенчаются «успехом» лишь в том случае, когда вся община будет рада приходу нового человека, когда новообращенный нужен и важен прихожанам конкретного храма.

Если в результате оглашения наши собеседники поймут, что в Церкви можно найти человеческое отношение, что в церковной общине есть священнослужители и миряне, к которым можно обратиться и получить вразумительные ответы на свои самые сокровенные и важнейшие вопросы, все это, несомненно, поможет им и в дальнейшем воцерковляться в церковной общине.

Протоиерей Евгений Худин

Этот вопрос отчасти пересекается с темой дальнейшего воцерковления оглашаемых.

Поскольку приход — это община людей, семья, то помимо личных устремлений приобщающихся духовно обогатиться должна быть соответствующая атмосфера на приходе.

Просто в стены храма «не затащишь», нужно приобщать именно к людям, которые составляют Церковь. Нужно создать условия, чтобы люди, приходящие в храм, почувствовали себя не гостями, а его частью и частью прихода, «локальной Церкви». Они должны не бояться сделать лишний шаг в храме, но должны ощущать себя как дома.

Стать частью можно через соучастие. В нынешней действительности это можно реализовать через воскресные школы (как взрослые, так и детские) и приходские мероприятия (совместные трапезы, паломнические поездки, выезды на природу и т. д.).

Протоиерей Евгений Горячев

Опять-таки, в основном личным свидетельством лучших (инаковых, нежели в миру) отношений, которые христиане готовы продемонстрировать, будучи представителями той или иной церковной общины.

Можно только свидетельствовать и ждать, пока вошедшие в церковную ограду убежденно скажут: «Господи, хорошо нам здесь быть…»

Протоиерей Димитрий Карпенко

Для этого необходимо, чтобы приход, помимо совершения богослужений, мог предложить людям те или иные формы церковной активности: воскресная школа для детей, евангельский кружок для взрослых, совместные трапезы в дни больших церковных праздников, организация концертов, совместных походов и других форм, которые способны вдохновить человека на дальнейшую активную церковную жизнь.

Протоиерей Сергий Штурбабин

Этот вопрос находится в компетенции приходского духовенства, и в особенности настоятеля. Приходской катехизатор, как бы он ни старался побудить собеседников к церковной жизни, никогда не достигнет желаемого результата, если за ним не будет уже сложившейся крепкой общины. Там, где приходы достигли такой степени развития, вхождение новых членов не встречает практически никаких затруднений.

Иерей Роман Хлыбов

Как можно побудить взрослого? Только личным примером. Например, тем, что в храме есть община (воскресная школа, молодежный клуб, какие-либо творческие православные объединения), деятельность которой периодически освещается в СМИ, т. е. люди должны видеть не только факт наличия общины в храме, но и результаты ее деятельности. У людей нужно вызывать желание стать частью этой общины. Таким образом, человек, приходя в храм, должен почувствовать внутри себя, что пришел к себе домой.

Как в процессе катехизации изменить потребительское отношение людей к Церкви?

Епископ Зарайский Константин

Катехизатор сам должен относиться к людям не как потребитель. Катехизатору необходимо самому жить духовной жизнью и самому иметь опыт молитвы. А одними техническими приемами ничего не добьешься. Не стоит преувеличивать наши возможности. Делать дело надо, и делать надо хорошо, но надежду всю возлагать на Бога.

Протоиерей Максим Козлов

Действительно, часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда священник может услышать такое предложение: «Давайте вы покрестите нашего ребенка без всякой катехизации. Мы в два-три раза больше заплатим, только без катехизации». Это уже получается как бы услуга для избранных, вход без очереди, бизнес-класс.

Что можно сделать для того, чтобы каким-то образом менять эту ситуацию? Я убежден, что мы должны что-то делать не с людьми, а с самими собой, потому что мы живем в том же самом мире и часто руководствуемся теми же самыми установками даже и в церковной жизни. Пусть не так грубо — «обслужите меня качественно, и я уйду, а дальше буду сам решать, насколько эта услуга мне нужна», но более деликатно и в иных формах. От права доступа в церковную трапезную во время обеда с духовенством до права поставить за мои немалые услуги приходу свою машину на храмовой территории и так далее. То же самое в той или иной степени, наверное, можно сказать о духовенстве.

Я думаю, что если мы эту установку на извлечение чего-то небесполезного от Церкви для себя начнем преодолевать в рамках личного целеполагания, семейного, в приходе, в епархии и так далее, то это и будет то незаметное, но реальное действие, которое будет отзываться и в восприятии Церкви приходящими. В конце концов, если не будет повода воспринимать Церковь как комбинат по оказанию услуг, то ее таковой воспринимать и не будут.

Если храм, когда в нем нет богослужения, открыт для того, чтобы люди пришли помолиться, а не для того, чтобы продать еще несколько золотых или серебряных крестиков и цепочек или потому, что так начальство велит, то это отзовется в душах людей. Если священник встречается с желающими креститься или крестить своих детей не с мыслью: «Ну вот, мне надо с ними о чем-то поговорить, теперь такое от начальства указание, а вообще-то хотелось бы освободиться, у меня до конца присутствия полчаса, а тут разговор надолго, но я его как-нибудь сверну», а не пожалеет своего времени для них, то их даже изначально неправильная установка по отношению к Церкви может начать ломаться, меняться.

Если катехизатор или миссионер на приходе будет не тем, кем мы должны сейчас отчитаться перед благочинием или епархией, потому что велено теперь во всех отчетах писать, и настоятели ломают голову, как бы создать такого рода бумагу, в которой все эти должности присутствуют, — а живым прихожанином, который, пусть не в рамках работы пять дней в неделю, а потому что ему не все равно, готов как-то поучаствовать в церковной жизни.

Если выясняется, что у желающих креститься нет кандидатов в крестные, потому что они не живут в Церкви, священник будет знать, что у него есть запас прихожан, которые готовы на себя эту ответственность взять. Тогда это будет не похоже на комбинат по оказанию религиозных услуг. И этот перечень можно продолжить. Так что отсюда надо начинать, тогда и люди не будут так потребительски смотреть на Церковь.

Протоиерей Александр Усатов

Потребительское отношение к Богу, Церкви и таинствам свойственно языческому мировоззрению, когда человек воспринимает церковную жизнь исходя из опыта фактического отчуждения от Бога. А если человек не ощущает Божьей любви, он и сам теряет способность любить, ниспадая на уровень потребления и использования.

Во время катехизических бесед люди искренне признаются, что вполне довольны своим уровнем религиозности (дескать, они не фанатики, а «Бог у них в душе»). Господь и вправду близок к людям, не оставляет их и заботится о них. Но в данном случае это Бог, вынесенный за скобки человеческой жизни: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Людей, путающих религиозное чувство с церковностью, можно призвать задуматься о том, «доволен» ли Сам Бог таким уровнем отношений, а также обсудить вместе те места Священного Писания, где Господь открывает высшее призвание человека и Свое отношение к нему.

Многие люди сегодня даже не подозревают, что Бог — это единство трех Лиц, пребывающих в отношениях истинной любви, призывающих человека войти в Свой круг общения. Поэтому уже на первой беседе катехизатору стоит обсудить с пришедшими эту важнейшую тему: «Он делается соучастником человеческой жизни и человеческой трагедии, Он становится человеком; Бог входит в историю; Бог погружается в наш мир, и этот мир всей тяжестью, всем ужасом своим смертоносно ложится на Его плечи. Этого Бога человек может принять, этого Бога человек может уважать; Ему можно довериться, Ему можно быть верным, можно видеть, что этот Бог так верит в человека, такую надежду на него возложил, так его полюбил до смерти, и смерти крестной, что можно за Ним идти, куда бы Он ни пошел: на смерть, на жизнь» (митрополит Сурожский Антоний).

Опыт показывает, что, если доступно и внятно показать пришедшему человеку, что вся история спасения — это непрестанный поиск Богом человека ради переживания настоящей Встречи и единства, для многих это открывает новые горизонты религиозности, о которых они раньше даже не подозревали. Им становится понятно, что Бог сотворил человека как друга и собрата для общения с Собой. Что Господь желает дать нам не столько блага земные, сколько Самого Себя. И Он на землю «не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Он просит у человека не бездушных жертв, а сердечной любви: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26). Ведь именно сердечное расположение делает людей способными воспринять Божью благодать и ответить на нее с благодарностью.

Участникам бесед можно дать понять, что Бога христиан невозможно заставить исполнить просимое с помощью подкупа, заклинаний, обрядов и иных воздействий. Зато вполне возможно Ему доверять, открывать глубины своей души в радости и печали, исповедовать свои ошибки и принимать Его прощение на Исповеди.

Уверен, что вторичная христианизация Руси подразумевает помощь далеким от Церкви людям взойти на тот высокий уровень отношений, к которому призывает их Бог. Тогда их прежняя потребительская мотивация станет лишь поводом встать на новый религиозный путь — Путь Господень.

Протоиерей Евгений Худин

Думается, первое место на пути преодоления потребительского отношения человека к Церкви занимает не что иное, как пастырская деятельность священника на приходе. Что сюда входит? Это и ответственный подход к совершению богослужения, и искреннее стремление к постоянному общению с прихожанами, причем в любой форме: при совершении исповеди, в частной беседе, во встречах, проводимых в храме и вне храма, при посещении домов и даже в проповеди с церковного амвона. Это также тот образ Церкви, который священник (да и любой церковный человек) формирует образом своей жизни. Каждый шаг священника, его жест, слово, отношение к людям, ситуациям, даже к бытовым вещам слагает в сознании человека именно образ Церкви. Если в лице священника Церковь делает искренний шаг навстречу людям, то и сами люди отзываются искренностью. Неподдельный интерес пастыря к проблемам пасомых — залог самых здравых и подлинных отношений первого со вторыми. Напротив, низменная корысть, жажда наживы со стороны священнослужителя вызывают резко отрицательную реакцию и никак не способствуют появлению непотребительского, сыновнего отношения человека к Церкви.

Немалое, хотя и не первостепенное значение имеет внебогослужебная работа с прихожанами: совместные поездки, встречи, небольшие мероприятия в самых разных направлениях. Ведь бывает, что, казалось бы, абсолютно посторонний для Церкви человек желает протянуть руку помощи, сделать нечто благое — и через это становится на путь воцерковления. Может быть, заложенный в его сознание доброкачественный опыт контакта с Церковью, со священником даст о себе знать в дальнейшем. В этом отношении важен, быть может, не столько опыт священника, сколько его заинтересованность и активная жизненная позиция.

Безусловно, играет свою роль и слово катехизатора. Не секрет, что часто Церковь воспринимается если не как рассадник мракобесия, то как нечто непонятное, маложизненное и в реальной жизни совсем неприменимое. Для многих открытием становится уже то, что церковные таинства — не некий «красивый национальный обряд» и уж тем более не «защитный» магический ритуал, а осмысляемая духовная реальность, которую в Церкви стараются раскрыть, объяснить и, главное, сделать эту реальность актуальной для нас сегодняшних. Евангелие — не книга из далекого прошлого, а насущная потребность настоящего. Такой разумный, осмысленный подход весьма отрезвляет сознание человека и приносит свои добрые плоды. Несомненно, что для реализации этого подхода необходима качественная интеллектуальная подготовка катехизатора, высокий уровень его и образования, и самообразования.

Совершенно ясно, что и тот, и другой путь — «катехизация словом» и «катехизация образом жизни» — процесс не быстрый, требующий и времени, и усилий, и опыта, который в каком-то смысле наша Русская Церковь обретает заново. Это и наш путь в настоящем, и первоочередная задача на перспективу.

[1]                Катехумен — устоявшийся в Церкви термин, означающий человека, проходящего катехизацию. — Прим. ред.

[2]           «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» / Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года.

[3]           Там же.

[4]           «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» / Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года.

[5]           «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“» / Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года.

Поделиться