Поездка к святыням Серпухова, Давидовой пустыни и экскурсия по Тарусе. Часть 1

25 мая сорок наших прихожан во главе с настоятелем храма протоиереем Максимом Козловым совершили поездку к святыням Серпухова и Давидовой пустыни, а также экскурсию по городу Тарусе. Проводил авторскую экскурсию кандидат педагогических наук Александр Акимович Белогорцев.

Уже в автобусе Александр Акимович раздал всем справочные материалы: карту Московской и Калужской областей, хронологию событий в истории средневековой Руси. В хронологии соседствовали даты основания известных ныне монастырей с датами эпидемий и моров, военных походов и свадеб великих князей.

Подробнее всего мы узнали о жизни и житии преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Дмитрия Донского.

У ворот Высоцкого монастыря в Серпухове прихожанам рассказали о византийских традициях иконописи, перенятых на Руси.

Благодаря заботам князя Владимира Андреевича (Владимир Андреевич Храбрый (Донской), герой Куликовской битвы, двоюродный брат Дмитрия Донского) при поддержке и руководстве преподобного Сергия Радонежского, а впоследствии и митрополита Киприана, трудами Афанасия Высоцкого Старшего и его учеников в обители принимали книжников, искусных каллиграфов, иконописцев, зодчих и певцов из Византии. В 1382 году преподобный Афанасий Высоцкий Старший покинул стены обители и последовал за митрополитом Киприаном сначала в Киев, а затем в Константинополь, откуда прислал в Высоцкий монастырь для новопостроенного храма Зачатья Богородицы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкого».

Шесть икон сохранились и находятся сейчас в Третьяковской галерее: Спаситель; Богоматерь; Архангел Михаил; Архангел Гавриил; Апостол Петр; Апостол Павел. Икона Иоанна Предтечи передана в Русский музей. Иконы этого чина показали нашим прихожанам на репродукциях. Сумрачные и суровые лики написаны в темной колористической гамме.

Исследователи считают, что Феофан Грек и преподобный Андрей Рублев специально посещали Высоцкий монастырь, чтобы увидеть эти иконы. Некоторые считают, что Андрей Рублев был послушником в Серпухове в Высоцком монастыре и несомненно знал эти константинопольские иконы. Тем интереснее было сравнить их со Звенигородским чином руки Андрея Рублева, также представленным теперь в Третьяковской галерее (участники экскурсии также могли увидеть репродукции).

Первое упоминание города Серпухова историки обнаружили в в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 года. Серпухов стоит на берегу реки Нары, недалеко от впадения её в Оку. Исторический же центр города возник на слиянии речки Серпейки с рекой Нарой. От Соборной площади — Ильинской, Успенской и Троицкой церквей — подъем ведет на Красную (Соборную) гору. На ней в 1374 году был построен деревянный кремль, защищавший город от набегов врагов. В 1556 году на горе был построен белокаменный кремль из камня, привозимого по Оке. Стены кремля достигали 6,5–8,5 метра в высоту. По указу Павла I, предписавшего разобрать обветшавшие крепостные сооружения древних подмосковных городов, часть стен Серпуховского Кремля разбирается, однако в 1852—1853 годах он признается памятником древности и начинается его реставрация. А в 1934 году власти решают использовать камни Серпуховского Кремля в строительстве московского метро… И вот сейчас мы видим только малые фрагменты стен, примостившиеся на краях холма.

В центре крепости стоял и до сих пор стоит Троицкий собор, построенный в 1696 году. Храм из дерева стоял на этом месте и до каменного, еще в XIV веке. В 1931 году расстрелян один настоятель собора, Александр Анатольевич Кремышенский, в 1937 – другой, протоиерей Василий Студниц. После этого собор был закрыт и в нем оборудован филиал Серпуховского историко-художественного музея. Теперь храм снова готовят к богослужениям, там дежурит член приходской общины.

Из Серпухова мы отправились в Тарусу — городок в Калужской области. Смотрите и читайте 2 часть репортажа.

Поделиться