4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, возобновились наши приходские паломнические поездки. На этот раз мы отправились в Воскресе́нский Новоиерусали́мский монасты́рь, что в Истре.
Место было выбрано не случайно. Еще летом 2020 года мы собирались посетить Иерусалим, но… Сначала ковид, потом санкции, в общем не сложилось. И тогда мы вспомнили о подмосковной русской Палестине.
Новоиерусалимская обитель не похожа на другие монастыри. Обычно монах уходит из мира, чтобы молиться за мир, а здесь святая обитель выходит в мир, чтобы проповедовать миру Христа.
Эта обитель задумывалась патриархом Никоном, как икона Святой земли. Ведь даже сейчас путешествие в другую страну сопряжено с определенными трудностями, а тогда, в семнадцатом веке, паломничество было дорогим долгим и опасным и практически недостижимым для обычных людей удовольствием. И даже достоверных изображений Святой Земли практически не было. А как хотелось…
И тогда Святейший Патриарх Никон принимает решение устроить икону Палестины под Москвой, на реке Истра. Ведь здесь все так похоже – и холмы, и река, и сад. И вот в Подмосковье появляются горы Фавор, Елеон, Гефсиманский сад, поток Кедрон, и даже река Истра протекая, по землям монастыря, меняет свое название на Иордан. А в советское время здесь появляется и свое море Галилейское – Истринское водохранилище.
На центральном холме с названием Сион поднимается величественный Воскресенский собор. Внешне он не очень похож на Храм Гроба Господня в Иерусалиме, но планировка обоих храмов практически идентична. У некоторых пределов можно заметить надписи «здесь служат армяне» или «здесь служат эфиопы». Конечно, что не Армянская Церковь, ни Эфиопская в этом соборе не служит, но в Храме Гроба Господня в Иерусалиме – да. Вообще здесь очень много надписаний, рассказывающих о Евангельских событиях и о том, как конкретное место с ними связано.
С первых шагов по территории обители паломник погружается в атмосферу Евангельских событий. А войдя в Воскресенский собор, мы вступаем на Крестный путь. В соборе бессчетное количество приделов, и каждый связан с определенным событием. Например, есть церковь Разделения риз, или церковь Лонгина сотника, что при Кресте.
Апофеозом Крестного пути в Воскресенском соборе является кувуклия. Это образ пещеры, где был погребен Спаситель. Это конечная и самая желанная точка паломничества. Здесь круглый год полнота Пасхальной радости, звучит радостное «Христос Воскресе!», и сердца наполняются светом. И, здесь, у кувуклии, нас ждала еще одна радость – радость встречи. Оказывается, прихожане Черниговского подворья вместе с отцом Александром Стародубцевым тоже совершали паломничество в «русскую Палестину». Такое маленькое чудо.
Вообще многое в этом соборе связано с большими и малыми чудесами. Например, во время Великой Отечественной войны в соборе был устроен немецкий госпиталь. Немцы мерзли, собор не отапливался, а морозы стояли под 30 градусов. Чтобы согреться, гитлеровцы сожгли все иконы, все дерево, что нашли, а деревянный крест на Голгофе не тронули.
Известно, что немцы вывозили с собой все что могли, а медный иконостас храма Константина и Елены они не забрали.
Отступая решили взорвать Собор, привезли авиабомбы, но взрывная волна прошла по галереям выбила купол и ушла вдоль Волоколамского шоссе, оставив стены не тронутыми. Не пострадал от чудовищного пожара и Голгофский крест, только пальчики на ноге Спасителя слегка почернели. Все горело, даже Камень помазания , большая гранитная плита, дал трещину, а Крест уцелел. И колокол 17 века сохранился. Он просто слетел при взрыве с колокольни, простоял десятки лет у стен собора, а теперь вновь поет. Как он поет можно было убедиться, поднявшись на колокольню.
Все эти подробности и многое другое мы узнали у замечательных экскурсоводов Александры и Ольги, за что им огромное спасибо.
Очень надеемся, что когда-нибудь мы все-таки попадем на Святую Землю Иерусалима и своими глазами сможем убедиться, как похожи Палестина Израильская и Палестина Истринская, наша, русская.
Долженкова Н.,
Перепелкина Е.