Осень – традиционная пора приходских паломнических поездок. Лето отгуляли, урожай на дачах убрали и наконец все собрались. В этом году решили ехать в Минск.
Столица братской Беларуси встретила нас прохладой, суетой вокзала, уже забытыми жетонами в метро (да, у них наравне с карточками жетоны ходят) и закрытыми кафе. Ну не работают там кафешки так рано утром в субботу. Что делать? Не хлебом единым, но кушать хочется. Выручили сотрудники нашей гостиницы. Милые женщины подсказали открытое в столь ранний час заведение с национальной кухней. Про кухню и кафе я рассказывать не буду. Это нужно пробовать! Одно скажу, белорусская кухня сытная и очень вкусная.
Первое место, что мы посетили – ботанический сад. Ну сад и сад, вроде ничего удивительного. Ну белочки бегают, фигуры насекомых стоят… Но впечатлений масса! Оранжерея, знакомство с попугаями, которые отвечали нам вполне человеческим языком (хорошо хоть не послали, культурные птицы в Белоруссии), помогли скоротать время перед экскурсией.
Первой нашей именно паломнической остановкой стал Свято-Елисаветинский монастырь.
Купола храмов вознеслись в небо на месте, которое долгое время вызывало у жителей белорусской столицы лишь отрицательные ассоциации. Место это — республиканская психиатрическая больница, а ныне Республиканский научно-практический центр психического здоровья.
Свято-Елисаветинский монастырь — единственная монашеская обитель в городе Минске. Основан он в 1998 году, а строительство его началось годом раньше на участке, выделенном главврачом Республиканской психиатрической больницы возле её стен. Когда возникли трудности в строительстве, протоиерей Андрей Лемешонок (духовник монастыря и сестричества) поехал за советом к старцу Николаю Гурьянову, жившему на острове Залит. Старец благословил строительство храма и, протянув пятирублевую купюру с изображением церкви, сказал: «Остальное люди доложат». Так оно и вышло.
Сейчас и не поверишь, что 30 лет назад, тут ничего не было. Здесь всё просто дышит древностью. Может, это предубеждение, всё-таки Минск – старинный город, да и архитектура монастыря наводит на такие мысли. Здесь объединились здания и постройки различных стилей и исторических эпох. Храм во имя преподобномученицы Елисаветы, нижний (криптовый) храм во имя святителя Николая Чудотворца и примыкающие к ним жилые здания монашеских корпусов выполнены в стиле Владимиро-Суздальской школы древнерусского зодчества XII‒XIII вв. Соборный храм в честь иконы Божией Матери «Державная», встречающий нас небесно-голубым куполом, простроен в неовизантийской стилистике с элементами древнерусского зодчества. А в глубине, за монашескими корпусами на возвышенности расположился «больничный» храм во имя свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, построенный в лучших традициях деревянного зодчества Русского Севера XVI‒XVII вв.
Удивительно, но какие бы монастыри мы ни посещали, меня всегда поражает тишина. В каждой обители она своя. В Печорах она величественная, в Оптине – строгая, а здесь – радостная и наполненная детским смехом. Да, именно смехом и радостными визгами играющей ребятни, потому что сюда приходят целыми семьями, приезжают на выходные, на каникулы, на недельку поста. И Небо тут тоже близко. Оно и в этих низких облаках, и в сияющих лицах матушек и сестёр, и этом радостном детском смехе. Хочется остаться здесь пожить, походить на службы, почувствовать, пропитаться этим воздухом и окружающей любовью. Однако Минск большой, а времени всего сутки. Нас ждет Минская духовная академия.
Перед началом Всенощного бдения для нас провели небольшую экскурсию по музею академии. Многие вещи были переданы сюда митрополитом Филаретом (Вахромеевым), первым Патриаршим Экзархом всея Беларуси. К слову, владыку Филарета в Минске, да и во всей Беларуси очень любят и почитают. Духовное возрождение страны связанно именно с ним: множество открытых храмов, возрождение семинарии, открытие академии, да и первоначальный фонд академической библиотеки был сформирован из книг, переданных владыкой Филаретом.
Об истории академии рассказывать не буду, скажу только то, что находиться она на одной из самых шумных тусовочных улиц города (ну прямо как Патрики в Москве) и на этой улице это, наверное, самое тихое здание.
Утро воскресного дня началось с литургии в домовом храме академии, освящённом в честь святителя Кирилла Туровского. Тут хочу рассказать один случай о вреде телефона. До храма каждый добирался сам. Мы с семьёй решили прогуляться до начала службы по старинным улочкам около академии. Подходя к кафедральному Собору Святого Духа, я увидела сообщение, которое пришло на телефон с работы. Чтобы написать ответ, я подзадержалась на площади у собора. Вдруг слышу: «Гражданка, пройдёмте». Пока я стояла, уткнувшись в телефон, ко мне подошли двое полицейских. Оказалось, что я по приметам похожа на женщину, которая тут попрошайничеством занимается, а это в Беларуси запрещено. Спас ситуацию российский паспорт и обратные билеты в Москву. В общем, телефон в воскресное утро – это зло.
После литургии и вкусного обеда в академической трапезной с традиционной белоруской бульбой мы отправились на обзорную экскурсию по Минску. Старины в городе осталось немного: несколько районов в центре и отдельные здания, чудом сохранившиеся во время Великой Отечественной войны. За три года оккупации город был превращён в руины и отстроен после победы в духе советского сталинского конструктивизма. Многое было воссоздано после 1991 года. Это и Троицкое предместье, и Верхний город. Строились и храмы. Не московская программа «200 храмов» конечно, но построено было тоже немало. Мы посетили два таких новых храма: Покровский, который находится недалеко от президентской резиденции «Дрозды», и храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Здесь находится одна из первых оборудованных крещенских купелей. Летом это фонтан, и бронзовая фигура Моисея возвышается над водой.
Ещё один и, наверное, самый пронзительный храм-памятник Минска – это часовня на острове слёз. Остров слёз – народное название. Официально оно звучит так: «Остров Мужества и Скорби». Это мемориал, посвящённый белорусским воинам-интернационалистам, павшим в Афганистане в 1979–1989 годах. «Остров Мужества и Скорби» расположен самом центре Старого Минска, рядом с Троицким предместьем, на искусственном острове реки Свислочь. Со Старого Города пройти на остров можно через Горбатый мост. Мемориал виден издалека, но с моста открывается вид, который любого человека трогает за душу.
На входе, у самого моста, стоит бронзовая икона Божией Матери, вмурованная в камень.
На камне текст на белорусском языке: «Сынам, погибшим в Афганистане, возведен этот храм…»
«Чтобы зла не было ни на своей, ни на чужой земле…».
Здесь тоже всегда стоит тишина. Скорбь и боль передается через фигуры скорбящих жен, через спокойные воды Свислоча, через светящийся в закатных лучах кровавый рубин в центре креста и через пять подземных колоколов с 40 струнами, что гудят на ветру в память павших.
Так незаметно пролетели два дня в Белоруской столице, ночной поезд увёз нас в Москву, но в сердце осталась радостная тишина Елисаветинского монастыря и другая тишина «острова слёз», шум города, воссозданного из руин, и огромное желание вернуться туда ещё.
Фоторепортаж здесь