Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы торжественно празднуем память небесного покровителя нашего храма – преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея Руси чудотворца!
Вот уже 5 лет как наш храм освящен в честь Преподобного и милостью Божией здесь совершаются службы! Вот уже 5 лет как мы особо молимся отцу нашему Серафиму, изучаем все то, что можно о нем узнать, читаем его наставления, молимся перед его образом с мощами на еженедельном акафисте!
С одной стороны всего пять лет, а с другой стороны целых пять лет ежедневно тут на территории выставочного центра и в близи домов особо высоких в Москве, касающихся неба физического, мы припадаем через нашего помощника и молитвенника Серафима к Владыке Неба духовного, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.
Сколько молитв, и скорбей, и радостей сообщены Преподобному. Никтоже от него, как мы поем в акафисте «тощ и неутешен отыде». Всем искренне припадающим к убогому Серафиму, как он себя называл, он будучи помощником скорым помогает.
То подходит к нему мама с ребенком, то господин высокого светского ранга и делового вида склоняет голову, то девушка-студентка, то молодая, только расписавшаяся пара, то убеленный сединами старик, то соотечественники от Владивостока и до Калининграда… Да и уже по всему миру стоит его иконка в красном углу верующей семьи, почти в каждом доме. Все как двести лет назад, все жаждут его помощи, все жаждут быть утешенными его любовью, его молитвой.
Сколько бы мы не читали о нем, разных воспоминаний, записей – в них есть красной нитью проходящая, через все о нем известное, – любовь к Богу и людям. Абсолютно ко всем людям. И даже когда преподобный был строг к кому-то, тоже у него это было следствие любви к падшему человеку, стремление скорее, пусть и строгостью, восставить в нем образ Христов.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, сказал Спаситель наш. (Иоан.13:35). Так узнали Преподобного как ученика Христова и мы. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1Иоан.4:16), – пишет апостол любви Иоанн Богослов. Господь стал действовать в преподобном! Он исполнил его любовью – этим даром Духа Святого. Пречистая Богородица, обращаясь к апостолом при явлении преподобному говорит им «Он есть от рода нашего!». Назвала бы его таким Госпожа Богородица, если бы он был аскет, подвижник, но не имеющим любви – думаю, нет. Апостол называет такими скорее звучащами или медью звенящами.
Так исполнившись любовью к Богу и ближним, старец Серафим угождает Ему, исполняет весь закон и пророки, становится убогим, т.е. у Бога. Мы много знаем о том, как он выковал из себя того воина Христова, истинного ученика Господа, строгая жизнь в монастыре и до монастыря, пустынное жительство в трудах и молитве, отшельничество, затвор, старческое служение по указанию Пресвятой Богородицы – и все по любви к Богу!
Не сокрыл от нас преподобный и ясно указал не только средства ко спасению, но и главную цель жизни христианина – стяжание Духа Святого.
Но задумаемся, можно ли представить что стяжание Духа Святого возможно с отходом, пусть и малым, но частым, от Бога и правды Его, от того, что подсказывает Господь через свой Закон, заповеди и голос свой в нас – через совесть?
15 раз совесть упоминается только в книгах Нового Завета. Апостолы восхваляют совесть добрую и непорочную! «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». (Лук.16:10).
Как у христиан у нас много чего есть в жизни отличающего нас от просто светских людей, но кто нас дерзнет сказать о начале стяжании нами Святого Духа, и не сказать, но и даже помыслить, не частая ли неверность в малом, становится в нас препятствием к главному делу христианину.
Обратим сегодня наше внимание дорогие братья и сестры на следующее испытание, которое выдерживал старец Серафим. Помимо братии и людей, приходящих к нему за советом, мы знаем и о встречах с людьми которые его искушали.
Так однажды студент, будущий декабрист, ищущий поддержки в борьбе за «правду», как он ее понимал, приехал к Преподобному. Старец не сказал студенту «иди, борись», хоть и знал о нелегкой жизни сельских жителей. Но прозвучали строгие слова о том, что никогда никто он него не получит благословение на такую борьбу, в которой прольется кровь соотечественников.
Это и случай со скучающим и пожалевшим о приезде в такую далекую даль – Саров, ради монастыря и какого-то старца, генералом Отечественной войны, правда генералом, получившим ордена не по правде. Старец не высказал раболепное уважение генералу ради его чина. Но зато сказал нечто нам неведомое, а история передает нам последовавшие генеральские слезы и покаяние, и упавшие сами собой ордена при заходе в келью преподобного.
В том, на что просил благословение студент, старец отказал, поскольку он видел то, что в мире умножится грех и погибнут люди, а в генерале видел тщеславную погибель высокопоставленного человека. И действовал как пророк, не взирая на лица. Не избрал путь лукавства и оправдания их жизни.
Но было и иное, игумен Нифонт, настоятель монастыря, столь переживающий за то, что не может вовремя закрыть монастырь из-за посетителей Преподобного, и то, что народ искушает послушников ушедших от мира. Тут мы видим реакцию иную – смирение Преподобного и послушание поставленному игумену.
В каждом случае старец поступал так как ему подсказывала совесть, тут строго обличил, тут помог раскаяться в лжи, которая уже опутала жизнь, тут смиренно склонил голову, и принял отца Нифонта как испытание, попущенное Богом, пусть и на годы старчества. Стремление не отойди от Бога, не поступиться с правдой, которую всегда укажет совесть, которую надо хранить чистой пред Богом – вот его наставление нам.
Особенно это наставление актуально нам, в наше время, когда «дни лукавы суть», в наше время оправдания всего и всех почти пороков, когда они оправдываются лишь бы не обидеть, не проявить нетолерантное отношение, не сказать чего-либо из-за чего на тебя косо посмотрят…
Ведь это не преподобный, а Сам Господь сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего»; (Матф.18:15). Между тобой и им одним, но никак не в рассказе другому, или сразу многим где-нибудь в интернете.
Поражает то трезвение, постоянное осознание Преподобного, что он стоит пред Богом, что ему важно то главное, что о нем Бог знает, а не думают люди. А Бог знает Его неотступное служение словом, делом, помышлением только Ему.
Наша жизнь, которую подчас можно назвать по слову архиепископа Иоанна Шаховского апокалипсисом мелкого греха, удаляет нас от Бога, только мы сами не даем самим себе стяжать благодать Святого Духа. Жизнь же преподобного говорит нам: будьте честны пред Богом, не отступайте от него в мелочах, и из этой каждодневной борьбы сложится и великая верность, и получите награду от Бога – вечную блаженную жизнь. В чем да поможет нам своим сильным предстательством любимый наш старец, преподобный Серафим. Аминь.
Священник Александр Стародубцев