Евангелие от Марка, 15:43 – 16:8
Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
В сегодняшний воскресный день в Православной Церкви на короткое время прервалось чтение Евангелия от Иоанна, и мы слышим отрывок из предпоследней и последней глав Евангелия от Марка.
В этом отрывке сначала рассказывалось о человеке по имени Иосиф из города Аримафеи. Человек этот вошел в евангельскую историю только одним действием: придя к Пилату, просил разрешить ему взять тело Господа Иисуса Христа и, получив это разрешение, совершил погребение Спасителя.
Гробами, или захоронениями, по практике тогдашних иудеев, были пещеры, и у Иосифа как человека состоятельного, была своя пещера, для него самого приготовленная, которой он жертвует и в которой никто никогда до того не был погребен. В ней он и полагает тело Господа Иисуса Христа. Теперь это место (не с точностью непременно археологической, но по многовековой, по крайней мере, с Константина равноапостольного идущей вере Церкви) находится в Храме Гроба Господня и Воскресения в Иерусалиме и по-гречески называется кувуклией, то есть Гробом Господним. Именно там происходит сошествие Благодатного огня, о котором так много говорят в предварение праздника православной Пасхи.
В этой пещере произошло то, что невозможно описать словами, то, что превышает меру человеческого понимания и свидетелями чему оказались следующие герои, точнее героини сегодняшнего повествования – женщины, которых церковное предание называет мироносицами. Мироносицы – не те, которые приносят мир (в смысле невраждебности). Это название происходит от слова «миро» – благовонный состав, которым полагалось умастить тело усопшего человека. Вот женщины с сосудами драгоценного благовонного мира приходят в первый день недели, рано-рано, когда только светать начало, на Гроб Господень после субботнего дня покоя.
В субботу не полагалось совершать никаких действий, и Спаситель после снятия со креста, будучи в пятницу вечером погребенным во гробе, там телом пребывал до того дня, который мы теперь называем воскресением, но который в Евангелии, естественно, называется первым днем недели или первым днем после субботы.
Мироносицы идут ко гробу и задаются вопросом: кто отвалит нам камень, чтобы мы могли войти в пещеру? Дело в том, что, согласно иудейскому обычаю, погребальная пещера должна была быть плотно заложена, чтобы никакие блуждающие звери или недобрые люди не покусились на тело усопшего. И понятно, что слабым женщинам не под силу было отвалить этот камень. И вот, подходя к пещере, женщины увидели, что камень отвален, а справа от пещеры сидит тот, кого они сперва приняли за юношу. Не сразу им стало понятно, что это не кто иной, как вестник воли Божией, то есть Ангел. Ангел сказал, что не надо им здесь больше искать Иисуса Назарянина распятого, а нужно идти в Галилею и сказать апостолам, что чудо воскресения произошло. Следует отложить печаль и знать, что их ожидает то, во что они в глубине души верили, а теперь увидят своими глазами, смогут осязать своими руками и что навсегда будет их величайшим укреплением в вере.
Сегодняшнее короткое повествование, во-первых, напоминает нам о том, что христианство не спиритуалистично, то есть не смотрит на тело как на что-то маловажное или как на темницу для души. Уважение к телесному составу усопшего человека Евангелием одобрено и восхвалено как великая добродетель. И неважно, о ком идет речь, – об усопшем Богочеловеке Христе, нашем сроднике или неведомом бездомном бомже.
В этом смысле можно сказать, что состояние общества поверяется отношением к своим усопшим. Неслучайно в послереволюционные десятилетия одним из векторов борьбы с традиционными устоями российской цивилизации безбожной власти было уничтожение кладбищ. Станции метрополитена, новый микрорайон, садик, асфальтированная площадка – столько всего в одной только Москве было построено именно на местах кладбищ. Казалось бы, кладбище – даже не храм, на нем нет или, по крайней мере, таким видимом образом нет торжествующего свидетельства о воскресении. Но само по себе, даже подспудное, без отчетливых признаков религиозности, уважение к усопшим казалось безбожной власти небезопасным. Потому что Господь так устрояет жизнь человеческого рода, что к Богу приближают сами основные вехи пути человека – рождение ребенка, с которым в бытие семьи приходит необходимое крестоношение и самостеснение ради маленького человека, взросление, вступление в брак, если это правильный брак, а не блудное сожительство, и так далее.
Таким же образом приближает к Богу забота о достойном погребении усопшего, уважение к нему, посещение кладбищ, потому что факт смерти вызывает внутреннее несогласие с тем, что все кончается только могилой, и тем самым служит напоминанием о вечности.
В этом смысле каждый, кто помнит о своих почивших родственниках, кто не забыл, что на минувшей неделе был день Радоницы (пасхального поминовения усопших) и нашел или в ближайшее время найдет возможность доехать до кладбища выполоть траву, посадить на могилке цветочки, покрасить ограду и так далее, оказывается причастен подвигу Иосифа Аримафейского, который только по причине служения почившему Спасителю был назван в сегодняшнем чтении Евангелия.