Мало кто может остаться равнодушным, побывав на отчитке – особом чине с чтением заклинательных молитв на изгнание из человека падших духов. У присутствовавших при этом остаются очень глубокие впечатления, но порой возникает и вопрос: раз отчитывающие одержимых действуют в русле святоотеческой традиции, то почему этот чин не применяется повсеместно? А бывает, звучат голоса о том, что он вызывает смущение в сердцах верующих…
«Не все, что хорошо, должно быть повсеместно, – считает протоиерей Максим Козлов. – Вот, например, монашество – это хорошо, даже очень хорошо, но это не значит, что все должны постригаться в монахи. Апостол Павел говорит, что желающий епископства доброго желает. Но это тем более не означает, что все должны стремиться во епископы. Есть то, что должно иметь место по отношению ко всем, а есть то, что, будучи при этом хорошим, должно иметь место в конкретных случаях».
Выступая перед участниками «Илиинской гостиной», отец Максим − первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве − напомнил, что отчитка как зафиксированный в церковно-литургическом предании, в богослужебных книгах чин, который подразумевает духовно-молитвенную помощь Церкви людям, одержимым духом злобы поднебесной, укоренен в многовековой традиции. «И те из нас, кому приходилось бывать в монастырях, где не прерывалась литургическая жизнь, знают, как это приносило, приносит и будет приносить пользу людям, которые в таком состоянии находятся», − подчеркнул священнослужитель.
Отец Максим поделился со слушателями воспоминаниями о том, как в юности он, впервые приехав в Псково-Печерский монастырь, присутствовал на чине отчитки, совершавшемся одним из заслуженных архимандритов обители. «Помню, какое огромное значение это имело для меня, − рассказал батюшка. − и как это очевидно приносило пользу тем несчастным людям, которых туда приводили».
Но, к сожалению, есть и такое восприятие отчитки: якобы для того, чтобы как следует укрепиться, нужно «отчитаться», пособороваться и поисповедоваться – этакое «три в одном». И чем чаще, тем лучше. «Вот это действительно является какой-то абсолютной литургической инновацией, которая никогда не имела места в церковной истории, − подчеркнул отец Максим. − И такое регулярное, вместо исповеди, соединение соборования, исповеди и отчитки есть неверие в то, что Таинство покаяния есть Таинство, которое может принести исцеление от наших грехов и положено во врачевание наших страстей».
По мнению протоиерея Максим Козлова, «следует отличать какую-то крайнюю практику, которую никак нельзя и не до́лжно поощрять, от того, что имеет естественную укорененность в церковной традиции».
Говоря о суждении, высказываемом профессором Московской духовной академии А.И. Осиповым по поводу практики отчитки, священник сказал: «Если я правильно понимаю любимого и уважаемого профессора, то он критикует именно эту крайнюю практику, а не саму по себе отчитку по отношению к несчастным людям, одержимым духами злобы, что встречается в такой выраженной форме не так часто, но тогда, когда встречается, мало не покажется».
Подготовлено редакцией портала «Приходы»