«Слушайте, ведь все это кончилось, и кончилось навсегда. Домов тех – нет. Деревьев тех – нет. Нас тех – нет. Всё сгорело дотла, затонуло до дна. Что есть – есть внутри… Не смейтесь, но мы ведь, правда, – последние могикане». Эти слова из письма Марины Цветаевой к Вере Буниной, от 19 августа 1933 года лучше всего могут охарактеризовать всю экспозицию музея Дома русского зарубежья, которую прихожане нашего храма посетили двумя небольшими группами – 3 и 9 апреля 2022 г.
Слово «дом» – самое подходящее для этого места. Это не только музей, но и архив, библиотека, научно-исследовательский центр, посвященный темам русской эмиграции.
Наши экскурсоводы, настоящие знатоки этой темы, ввели нас в мир зарубежной России, посвятив свой рассказ эмиграции первой волны и межвоенного периода. Что привело к эмиграции, с чего началось русское зарубежье и что удалось сохранить бедным беженцам от былого величия России – все это можно увидеть, услышать, потрогать и прочувствовать в этом музее. Судьбы людей и вещей, каждая из которых несла свою историю и легенду. Каждый беженец пытался увести с собой кусочек России, драгоценное воспоминание о ней. Это и реликвии царской семьи: фрагмент одеяла цесаревича Алексея, связанного его сёстрами, часть траурной вуали императрицы Марии Фёдоровны, и салфетка из кухни Зимнего дворца с вензелем императора, и боевые погоны, совершившие кругосветное путешествие.
Находясь вдали от Родины, русские эмигранты смогли сохранить веру, единство и русский дух. Они воспитывали детей русскими, создавали русские скаутские отряды, открывали русские гимназии и кадетские корпуса. Мы посидели за гимназической партой, изучили расписание уроков одной из женских гимназий, видели форму, предметы и документы отрядов «Русские Соколы», «Национальная организация Витязи» и других, головные уборы, нашивки, значки, знамена – все, что носили русские ребята в скаутских отрядах, их рукописные стенгазеты, журналы, фотографии, письма, ордена, книги и многое другое. Кстати на одной из фотографий можно было увидеть юного скаута Андрея Борисовича Блума, будущего митрополита Антония Сурожского.
Находясь на чужбине, люди всеми силами пытались сохранить себя как часть Православной Церкви, даже если на то не было средств. Храмы устраивали в заброшенных домах, сараях, на заводах, а облачение порой шили из подручных материалов. Священников не хватало, необходим был центр подготовки духовенства. Таким центром стал Свято-Сергиевский православный богословский институт. В музее можно увидеть 20-минутный фильм о жизни института и его профессоров, таких как протоиерей Сергий Булгаков и Антон Владимирович Карташёв. Особый зал «В послании» посвящен посланию русской культуры и жизни западному миру. Там мы узнали про вклад русских людей в мировую культуру, науку и историю. Этот зал в основном интерактивный: нажимаем кнопочки, листаем экраны. Но есть и подлинные артефакты – обычные вещи с необычной судьбой. Запомнилась история одной кровати. Вместе с хозяевами она уехала в Харбин, затем, когда Китай стал коммунистическим, бежала на край света в Австралию, а сейчас снова вернулась в Россию. Интересные истории, подобные этой, можно услышать в специальных слуховых трубках, расположенных в залах музея. Отдельное внимание уделяется Александру Исаевичу Солженицыну, имя которого носит музей. В экспозиции представлены его вещи, рукописи и послания, мемуары русских эмигрантов, кропотливо собираемые им в течение жизни.
Экскурсии никого не оставили равнодушным. Многое требует подробного рассмотрения и глубокого погружения, значит, это наше посещение музея будет не последним, ведь по подсчетам сотрудников Дома русского зарубежья на то, чтобы лишь кратко познакомиться со всеми имеющимися экспонатами потребуется целая неделя непрерывного пребывания в нем.
Наталья Нурмухаметова