Архиепископ Рижский Иоанн (в миру — Янис Поммер) родился в 1876 году в семье крестьянина-латыша. Родители, набожные христиане, воспитывали сына в благочестивом духе. После учебы в Рижской Духовной семинарии Иоанн поступил в Киевскую Духовную Академию. В годы обучения здесь в нем крепла решимость всю жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника Латвийской земли благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1903 году в возрасте 27 лет Янис Поммер принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеродиакона, а в июле 1904 года — в сан иеромонаха. После окончания академии иеромонах Иоанн избрал преподавательскую стезю. Господь помог ему на избранном пути — педагогическая деятельность его была столь успешна, что в 1908 году иеромонах Иоанн был назначен ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. В марте 1912 года для архимандрита Иоанна начался новый этап: он стал викарием архиепископа Минского. Затем занимал Приазовскую кафедру (1913-1917 годы), управлял Пензенской епархией (до 1921). Будучи архиепископом Пензенским и Саранским владыка Иоанн бесстрашно искоренял ересь, насажденную предыдущим епископом. Служение его здесь — непрерывный подвиг исповедничества. После революции владыку не раз заключали в тюрьму, но всегда, по милости Божией, освобождали. Он был очень любим своей паствой, которая в тяжелые минуты жизни владыки Иоанна усердно молилась за своего пастыря. В июне 1921 года святейший Патриарх Тихон даровал права широкой автономии Православной Церкви в Латвии и своим указом назначил архиепископа Пензенского Иоанна архиепископом Рижским и Латвийским.
На всех этапах своего служения владыка руководствовался прежде всего идеей духовного возрождения церковной жизни, служения Богу и людям. Архиепископ мужественно противостоял всем обрушившимся на него невзгодам. Но здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Владыка был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера. Именно здесь, в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года, архиепископ Иоанн претерпел мученическую кончину. Он погиб от рук извергов, которые пытали его и в конце концов умертвили.
Архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн (Поммер) был канонизирован в 2001 году. В 2003 году чудесным образом в Риге обретены нетленные мощи священномученика.
Чем опасен путь компромиссов
Идя в своей жизни путем нравственных компромиссов, человек постепенно опустошается душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправедливость других в отношении себя.
Средство от раздражительности
Один из признаков любви — “не раздражаться”. В основе вспыльчивости и раздражительности лежат злоба, ненависть, гордость, жестокость и несправедливость. Какой нужен самоконтроль, какая трезвость и осторожность. Есть в душе человеческой великое средство для преодоления самолюбия, вспыльчивости и раздражительности. Это — благоговейная вера в близость Божью. “Господь близ”.
Чудеса
…Господь хочет, чтобы человек истину Его познавал внутренне, очищенным сердцем, а не внешними явлениями принужденный покорялся Истине. Чудо не во внешнем знамении, а во внутреннем познавании Истины. Чуда Господь не отверг, но сделал чудом всю нашу жизнь.
Тот, кто верует в Сына Божия, знает, что все в мире чудесно в творении, искуплении, промышлении. Все — дивно: в действовании, указании, предупреждении, утешении Духом Утешителем!
Все не случайно
В мире нет ни росинки случайного. Все промыслительно, все чудесно. Видение мира в Боге воскрыляет. Дух Божий ставит нас лицом к тайне Будущего Века.
В жизни все бывает недаром. В жизни есть мудрость живого Божьего Промысла. Он открывает человеку иногда не только неизбежное, но и возможное, еще зависящее от самого человека, от его нравственных путей.
Суд над собой
Вступая на путь нравственного совершенствования в Боге, человек творит суд над собой и этим помогает всем окружающим.
Не удивляйся силе беззаконий
Те, которые удивляются временной силе беззакония, должны перестать удивляться этому, принять слова Христовы, что Он будет последним победителем всего. Дух “Вавилона” пытается захватить все человечество. Только Именем Христовым можно защититься от этого зла. Только в истине Христовой человек способен заметить свою ложь и ложь окружающей его жизни.
Надо смотреть в глубь себя
Человеку надо научиться смотреть в глубь самого себя. Только та личность, которая осознает глубину своего человеческого существа, может противостоять своему растворению в коллективизме, убивающем ее душу.
Подлинная вера
Надо уметь человеку принимать и трудное, чтобы оказаться верующим истинно. Веровать в Бога при условии только жизненных удобств и отпадать в другие минуты — это неосновательная вера. А веровать так, чтобы непрестанно видеть Божий Промысл, заботу Божью о себе и о других людях — в радостных и горестных событиях,— это подлинная вера и разумение путей Божьих.
Человек спасается верой, но не одной только верой — “и бесы веруют и трепещут” (Иак. 2, 19), но верой “действующей любовью” (Гал. 5, 6), принятием Христовой Жизни — в свою жизнь. Вера, хотя бы и совершенно православная, не может спасти душу, потому что “вера без дел мертва”.
Удержаться от зла
Добро есть и удержание себя от зла. В мелочах мы легко и незаметно и удобно для себя можем сделать многое.
Молитва отвращает всякое зло
Молитвой можно отвратить всякое зло. Можно приготовить себя и к испытаниям, которые должны прийти, и выйти из этих испытаний с победой. Таков смысл указаний и предупреждений свыше, случающихся в жизни человека.
Не только страдание
Крест не только страдание, но и возвышение над страданием.
Вникнем в Евангелие
Сила бессмертия, чистоты, правды, любви бьет из слов Христа ключом и изливается в мир. Будем же пить эту воду Жизни Вечной. Евангелие — полнота и зов к полноте жизни.
Высшее благо
Высшее, глубочайшее, единое настоящее благо состоит в том, чтобы жить для других, служить им, делить с ними то, что сами мы получаем.
Путь к Пасхе
Человеку на земле принадлежит странничество в глубь жизни, в глубь истины, в глубь духа. Человек на этом пути питается “горькими травами”, как повелел Моисей. Этот путь к истине и жизни есть Пасха. С “горькими травами” человеческих несовершенств призвано человечество есть Пасхального Агнца. Чрез Моисея реально верующие едят свою Пасху освобождения от зла и смерти.
Самое глубокое преступление
Самое глубокое преступление против любви происходит в области не плоти, а духа.
Как отнестись
Все, что ни посылается нам, может или ближе подвинуть нас к Богу, или увести от Него в зависимости от нашего отношения к ниспосланному нам.
Никогда не одни
Близок Ты, Господи, так близок, что каждый наш шепот Ему слышен, каждый вздох Им замечен. Отец Небесный сочувствует нам и ожидает той минуты, когда Он найдет нас готовыми принять Его помощь.
Главный дар Божий
Главный дар Божий — это “жизнь вечная во Христе Иисусе”, который должен, обитая в тебе, пламенеть и светить. Этот дар восприми прежде всего, и пусть он все другие твои дары осветит, направит и оживотворит.
Редко мы думаем правильно
Как редко мы думаем и чувствуем правильно! Сколько раз, вопреки внушению нашей совести, вопреки Слову Божью, мы довольствуемся в своих поступках лишь приблизительной честностью; как часто нашими словами мы искажаем и прикрываем истину. Правда должна лежать в основе каждой нашей мысли, руководить нами на каждом шагу жизненного пути.
Без уныния
Не будем предаваться унынию, зная, что никогда не может пересилить нас никакая горечь земная, потому что “довольно для нас Его благодати на всякое время”.
“Сыне, дай мне твое сердце”
Христос сказал человеку: “Мне не нужно ни твоего времени, ни твоих денег, ни твоих дел. Отдай Мне душу твою. Я меньшего не хочу, Я хочу лишь тебя самого, всецело, без остатка. Я даю тебе новое сердце, соединенное со Мной. Я даю тебе Самого Себя”. И если человек принимает Христа, воля Божья, Христова, становится волей человека.
Богатство каждого
Все богаты искренностью и добрыми чувствами, но не всякий об этом знает и тем более не всякий пользуется таким своим богатством, и оттого столько несчастных в мире.
Что мы можем
Мы не вольны избежать того, что нам дается независимо от нашей воли, но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы.
Так ли ужасно расстаться со своим эгоизмом?
Людям кажется, что ужасно и невозможно отдать себя Христу, расстаться навеки со своими мелкими эгоистическими расчетами и выгодами. Но “взять” крест легче, чем жить без Христа.
Господь всегда милует
Что ни делает Господь, Он всегда милует нас, благодетельствуя нашему внутреннему человеку. Он заботится о сокровищах нашей вечной жизни, когда подвергает опасностям и смертям земной наш дом, эту “хижину”, которая разрушится (2 Кор. 6).
Трепетное ожидание конца
Человек, верующий в Жизнь, данную не для смерти, с трепетом светлой надежды ожидает конца земных дней как наступления полноты своего бытия. Он знает, что стоит пред полнотой жизни и Божественной справедливости — победы над всей несправедливостью и смертностью этого века.
Действие молитвы
Действие молитвы поразительно: как часто она превращает зло в добро! Под ее влиянием из тьмы появляется свет, горе обращается в радость, среди бури возникает тишина и утихает всякая боль.
Две несправедливости
Есть две Божественные “несправедливости”: страдание в мире праведников и Божия милость к грешникам.