Все моменты священных событий этого дня ознаменованы особым богослужением: время взятия Спасителя в Гефсиманском саду и осуждения Его архиереями – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде Пилата – третьего часа.
В Великую Пятницу Церковью воспоминаются святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас Им добровольно принятые.
Православная Церковь в этот день все моменты священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в Гефсиманском саду и осуждения Его архиереями – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа– шестым часом; время смерти – девятым часом; снятие тела Христова со Креста – вечерней.
В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, – совершаются Царские часы с особыми псалмами, паримиями, чтением Апостола и Евангелия.
Днем совершается Вечерня Выноса Плащаницы. Плащаница – икона положения Христа во гроб – полагается сначала в алтаре на Престоле, затем выносится на середину храма, на особую гробницу, где находится до Пасхальной полуношницы, чтобы каждый мог помолиться, предстоя перед Плащаницей, подобно апостолам и женам-мироносицам. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
После вечерни все подходят и прикладываются к Плащанице. При этом или после того читается малое повечерие с умилительным каноном о распятии Господнем, называемым «Плач Пресвятой Богородицы». Весь этот канон – рыдание Божией Матери перед Крестом Ее возлюбленного Сына. В молчании и нерассеянии все кладут перед Плащаницей два земных поклона, целуют язвы на ногах Христа, полагают третий земной поклон.
Христос на Кресте, и вся природа в ужасе: среди дня померкло солнце, заколебалась земля, в храме разорвалась пополам завеса. Но Сам Христос спокоен: благоразумный разбойник признает Его Богом – и Христос обещает ему скорое вхождение в Рай. У Креста стоит Богоматерь, безмолвная перед величием события и перед избытком скорби, и любимый ученик Христов – Иоанн Богослов, созерцая Божественную жертвенную Любовь. И вот, Христос обращается к Матери: «Жено! Се, сын Твой!», – потом к ученику: «Се, Матерь твоя». Этими словами Господь в лице апостола усыновил Своей Матери всех Своих учеников, все человечество.
Этот день является также днем самого строго поста: каждый в свою меру отказывается от пищи и пития, вплоть до полного воздержания.