Евангелие от Луки, 8:41-56
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы слышали повествование Евангелиста о двух чудесах, совершенных Господом Иисусом Христом, о двух исцелениях – дочери Иаира и кровоточивой женщины.
Если мы скажем о втором из упомянутых чудес, то при сравнении с многими другими совершенными Спасителем чудесами исцелений в этом будет та особенность, что ее поступки, которые предваряли чудесное исцеление, были выходящими за грань закона Моисеева. Что значит кровоточивая женщина? Это не значит, что у нее из пальца кровь шла, а значит, что она была отягощена какими-то женскими недугами, которые по закону Моисееву делали ее не входящей в религиозное собрание. Она не могла участвовать в общественной молитве и уж подавно никак не могла прикасаться к чужому мужчине, к Тому, Кого она, конечно, не могла разумом знать как Сына Божия, но Которого почитали как пророка и великого учителя, к Господу нашему Иисусу Христу. Тем не менее, она это делает, и Господь, совершая чудо исцеления, не только не осуждает ее, но и говорит слова, которые на века станут укрепляющими для многих и многих поколений женщин-христианок: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Лк, 8:48). Эти слова, конечно, много значат. Они говорят о том, что существуют в жизни человека ситуации, когда нарушение, конечно же, не нравственного закона, но даже основательного обычая или установления в том случае, если оно оправдывается стремлением души человека к Богу, прорывом к Нему, Богом принимается и не будет отвергнуто.
В качестве косвенной иллюстрации я хочу вам рассказать о святой, память которой совершается в сегодняшний день, о преподобной Феоктисте Паросской. Эта святая жила в IX веке. Жизнь ее была очень необычной. Если бы она жила в другое время, во времена писателей не житий, а литературных романов, они бы о ней написали роман. Она родилась на греческом острове Лемносе в середине IX века. Лемнос – это недалеко от Лесбоса, это там, где сейчас полу-террористы – полу-беженцы мешают грекам нормально жить. И тогда тоже были варвары с востока, арабы, которые и тогда мешали грекам нормально жить, только тогда они были другого рода. Если сейчас это отчасти беженцы, отчасти террористы, то тогда это были пираты. И арабские пираты были ужасом всего восточного и даже не только восточного средиземноморья.
Эта девочка росла на Лемносе, это была Византийская империя, и воспитывалась в христианской семье. Для Византии это тоже были не самые лучшие времена, которые назывались «темными веками», когда ранняя Византия уже закончилась, а время укрепления ее в Македонскую династию еще не началось и определенного рода отступления в образовании и в духовной жизни были, но тем не менее, это было христианское государство. Она живет в христианской семье, и на ее острове и вокруг – епархии, монастыри, устроенная церковная жизнь. В возрасте, который невозможно вполне точно сейчас реконструировать (она называется отроковицей, то есть уже не девочка, но еще не замужняя молодая женщина, в одних источниках говорится, что ей было восемнадцать, а может быть, ей было пятнадцать, четырнадцать, тринадцать, мы это, конечно, никогда не восстановим), она однажды с семьей пошла на праздник в монастырь, а в монастыре ее сестра уже была инокиней. И вот когда они шли, на этот остров было совершено нападение пиратами, ее семью и многих других жителей Лемноса захватили и увезли на необитаемый остров. Тогда из-за частых пиратских набегов среди греческих островов, особенно ближе к Малой Азии, часть была оставлена жителями, особенно, те, которые поменьше, где невозможно было защищаться. Их увезли на остров Парос и выстроили всех похищенных людей. У пиратов тогда было так принято, что молодых мужчин и людей посильнее забирал капитан – и дальше по рангу, тех, кого он не забирал, забирал следующий, и так до последнего участника пиратской банды. Когда их так выстроили, молодая девушка оказалась в конце ряда, и пока совершался разбор самых ценных пленников, она убежала. Пираты, конечно, за ней погнались, но их было не так много, и она была не самым ценным объектом продажи, с другой стороны, они подумали, что она никуда не денется, и слишком сильно за ней не гнались, и она сумела в поросль, в лес, которым тогда был покрыт Парос от них убежать. А думали они, что она никуда не денется, потому что остров этот был необитаемым, и они предполагали, что она день-другой там проведет и все равно к ним выйдет. А она не вышла, от страха ли или еще от чего-то, это мы никогда не установим. Они уплыли вместе с ее родителями, семьей и другими рабами, и что произошло с ними мы никогда не узнаем, а она там осталась жить и прожила, как потом выяснится, тридцать пять лет. То есть следующая ее встреча с людьми произошла, когда ей было около пятидесяти лет. Толи туда никто постоянно не приплывал, толи это были подобного же рода пираты, которых она боялась, но она там прожила эти тридцать пять лет. Чем она питалась? Как она выжила? Во-первых, там все же не очень холодно бывает, даже зимой, поэтому хотя ее одежа пришла в негодность, в принципе, так же, как Марии Египетской там просуществовать даже в холодное время года, не замерзнув, было возможно. У нас так не проживешь без одежды и без людей дольше года, а на греческих островах все же можно прожить, это место более приспособленное для человеческого существования. Там росли дикие растения, там был лес, в котором можно было прятаться, была вода (несколько источников). Чем же она питалась? В житиях упоминаются растения вроде наших цветов люпинов, в Греции они дают плоды бобовые. Она их каким-то образом обрабатывала и ела. Еще какими-то травами питалась. На этом острове водились козы, но у нее не было оружия, она не могла их ловить и не знала бы, что с ними делать, и тридцать пять лет питалась этими злаками. Прошли все эти годы, и через тридцать пять лет на этот остров приплыли охотники. Остров Парос совсем небольшой, его можно пешком обойти за полдня. Они удачно поохотились, и один из них пошел посмотреть, что там еще есть. Там были руины церкви, он зашел туда, и когда стал молиться, он страшно испугался, потому что в углу началось какое-то шебуршение. Он посмотрел в угол и увидел женщину, которую, конечно, воспринял как смерть, как старуху страшную. Во-первых, в те годы женщина в пятьдесят лет уже не воспринималась как молодая, во-вторых, эти годы были проведены в таких условиях, что она выглядела, надо полагать, сильно старше своих лет. Она была без одежды, у нее были целиком седые волосы, которыми она была покрыта. Первая часть их диалога была похожа на диалог Марии Египетской со старцем Зосимой. Она ему говорит: «я женщина, отвернись, не смотри на меня и дай мне что-нибудь накрыться», хотя она седыми волосами была покрыта. Охотник кидает ей плащ, которым Феоктиста накрывается, и после этого она рассказывает ему свою историю, не так подробно, как Мария Египетская рассказала старцу Зосиме, и, конечно, этот охотник был не Зосима, чтобы пересказать все в таких подробностях, как тот сделал, но он запомнил начало этого рассказа и запомнил, что она прожила там тридцать пять лет. Вела ли она счет лет, он ли мог восстановить в памяти тот большой набег пиратов, мы, конечно, никогда не узнаем, но как-то они восстановили, что прошло тридцать пять лет с тех пор, как она осталась на этом острове. После этого, и тут вы увидите, как интересно соединяется эта история с сегодняшним Евангельским чтением, она просит его привезти ей в следующий раз, когда он окажется на этом острове Святые Дары. В середине IX века это действительно еще могло иметь место, когда миряне получали в специальные сосуды Святые Дары для того, чтобы причащаться или причащать дома тех, кто не мог дойти до храма. Это уже выходило из употребления, но еще было распространено. Через некоторое время, когда этот охотник вместе с другими оказывается на Паросе, он привозит ей Святые Дары, она причащается и через самое короткое время умирает, потому что собственно, она хотела только этого. Я сейчас остановлю ваше внимание на этом самом главном и самом интересном. В отличие от Марии Египетской, Феоктиста Паросская, которая, конечно, не совершала грехов Марии Египетской, но тоже есть человек, о котором сказано словами псалмопевца «нет человека, который жив будет и не согрешит», не просит привезти к ней священника. Она не хочет разрушить ту жизнь, которую она прожила, начав вновь общаться с людьми, вернувшись в уже совершенно чужой ей мир, в котором нет ни родных ни близких. И зачем, собственно, она должна была туда вернуться, отшельницей, пусть и не по своей воле, эти тридцать пять лет прожив? Но так или иначе, она не просит и туда ей привезти священника, потому что есть ситуации, о которых можно сказать словами преподобного Серафима. Он говорил о другом, но говорил, что он знает людей, над которыми сто, тысячу раз священник читал слова «прощаю и разрешаю» и клал епитрахиль, и они от Бога не были прощены, потому что они на самом деле не каялись, и он знал людей, которые не имели возможности позвать священника для чинопоследования исповеди и которым ангелы прощали грехи от Бога, будучи за священника. И Бог Сам причащал тех, кого не мог причастить священник. Подобное что-то было и с Феоктистой Паросской. Она, конечно же, прожила жизнь так, что она в дополнительной исповеди не нуждалась, в том, чтобы пришел батюшка с соседнего острова, прочитал несколько молитв и сказал ей некоторые слова. Она той степени близости к Богу достигла, когда ей это не было нужно. Она в этом дерзновении, прося принятия Святых Христовых Таин не дерзкой была, но родной Богу. Это была ее жизнь перед Творцом. Она причастилась и умерла.
Потом была еще целая история, которая показывает как греки относились к святыне. Охотник подумал: «я ей послужил, она точно святая, я ее мощи увезу». Он берет ножик и отрезает ей руку. Не по кощунству какому-то, а чтобы святыня была, чтобы были мощи святой. Это тоже многое говорит о тогдашнем сознании христиан. В этом было благочестие такое же, как когда мощи святителя Николая крадут и увозят из Мир Ликийских в Бари – тоже ведь не потому крадут, что воры, а потому что благочестивые. Так и охотник хотел руку увезти. И было такое же чудо: корабль не отплыл. Паруса надуваются, волны шумят, а корабль не плывет. Стали разбираться, и ему пришлось тогда признаться. Руку отнесли на место. А потом, когда через несколько дней они туда вновь приплыли, ее останков не нашли. Она не захотела, и было в этом неизвестное действие Промысла Божиего, по которому ее останков они найти не смогли.
Вот такое удивительное событие произошло во второй половине IX века. Это напрямую соотносится с тем, о чем рассказывается в сегодняшнем Евангелии. Сказав это, я просто призову вас, дорогие мои, не пропускать тех духовных сокровищ, которые мы можем обрести в житиях наших подвижников благочестия. Кто-то из вас знал про Феоктисту Паросскую, но я думаю, что большая часть не знала о ней ничего. Таких удивительных маргаритов в житиях святых огромное множество. Надо не тратить время на информационные потоки, которые не имеют никакой духовной пользы, а приносят, как правило, один только вред, а стараться питать душу свою вечным. Вместо того, чтобы послушать новости или включить музыку надо стараться приникать к тому, что душу питает вечным, как Евангельские чтения, как жития наших святых, как житие святой Феоктисты Паросской.